Об эксперте: Виктория Сусакова, директор региона Восточная Европа и Центральная Азия IE Business School.
Откуда берутся лидеры цифровой трансформации
В 1980-1990-е годы позиции руководителя по цифровым трансформациям в большинстве компаний не существовало — по крайней мере на уровне топ-менеджмента. Должность лидера по цифровым технологиям — Chief Digital Officer (CDO) — возникла в середине нулевых, но получила распространение только в 2010-е. С 2002 по 2020 годы число CDO в компаниях выросло с двух человек до 4,5 тыс. (пионерами тут стали банковский холдинг Capital One и техногигант Yahoo). Это отчасти связано с развитием ИТ-рынка, однако больше половины экспертов по цифре работают в компаниях, которые напрямую не связаны с технологиями. Позиции CDO появляются в медицинских клиниках и университетах, а цифровые подразделения создают многие компании — от Heineken до Nike.
По данным Raconteur, треть CDO — это «приглашенные эксперты», еще треть — топ-менеджеры, которые прежде занимали другие позиции в компании, 15% приходится на дата-аналитиков, а 13% — рядовые управленцы. И только 8% раньше руководили отделом технологий.
Интересно, что у большинства менеджеров по цифровым трансформациям не было предшественников — они первые и пока единственные CDO в компании. И главный вопрос — где учат лидеров по цифровым трансформациям и можно ли в принципе этому научиться?
Миссия и обязанности CDO
Задача CDO — сделать стратегию цифровой трансформации новой нормой, на которую будут опираться все остальные подразделения. Поэтому главные навыки цифрового лидера — это не знание машинного обучения или дата-аналитики, а понимание реальной ценности, которую они принесут бизнесу в долгосрочной перспективе — и построение фундамента и культуры для их развития.
Как выяснили аналитики консалтинговой компании Egon Zehnder, 54% CDO уделяет больше времени «проповедованию» цифровизации, и только 18% тратит больше ресурсов на воплощение планов в жизнь. Разберемся, из чего в целом состоят обязанности цифрового топ-менеджера:
- Разработка стратегии монетизации на цифровых рынках: специалист должен отлично разбираться в потребностях клиентов, чтобы определить, какие продукты и услуги будут пользоваться спросом не только сегодня, но и в обозримом будущем;
- подготовка долгосрочной стратегии инноваций: для этого важно разбираться в нюансах новых рынков, следить за трендами, но в то же время искать решения за рамками привычного. Один из ключевых навыков CDO — это креативность и визионерство;
- развитие новой корпоративной культуры с фокусом на трансформацию: руководитель должен обладать авторитетом в глазах команды, постоянно взаимодействовать со специалистами, расширять и развивать штат. Важно, чтобы сотрудники не воспринимали цифровизацию как вынужденное изменение, спущенное сверху, а активно включались в процесс. Поэтому CDO должен работать и над майндсетом команды;
- повышение эффективности, в том числе за счет автоматизации и интеграции больших данных: согласно опросам, для большинства CDO это не главный приоритет. Безусловно, руководителю важно понимать, как работают технологии, но для этого не обязательно быть разработчиком, инженером или дата-аналитиком. В целом, с этими задачами лучше справляются ИТ-директора (CIO).
Такая классификация во многом перекликается с теорией архетипов цифровых лидеров от PwC, которая выделяют пять ключевых типажей:
- прогрессивный мыслитель;
- креативный экспериментатор;
- эксперт по пользователям;
- эксперт по инновационным технологиям;
- универсал-визионера.
Где готовят цифровых топ-менеджеров
Сценарий 1. Из CEO в CDO
Поскольку позиция CDO появилась относительно недавно, первое поколение цифровых управленцев не получало специализированного образования. Часто позицию digital-директора занимал топ-менеджер или руководитель подразделения, который занимался цифровыми или технологическим проектами в компании. Например, CDO бренда Columbia Скип Поттер в прошлом управлял технологическим отделом в Nike. А концерн LVMH пригласил на позицию цифрового директора Йена Роджерса, который ранее занимался запуском digital-продуктов в Apple. Специалист может расти либо внутри компании, либо прийти из другой индустрии, главное — наличие опыта запуска крупных цифровых продуктов.
При этом важен не столько опыт работы с новыми технологиями, сколько управленческие навыки. Цифровая трансформация в компании всегда происходит сверху-вниз (top-down approach), и часто функцию CDO выполняет исполнительный директор. Поэтому формально digital-руководителю достаточно иметь классическое управленческое образование. Например, степень MBA или EMBA (Executive MBA).
Современные программы по бизнес-администрированию уже содержат цифровые модули, в том числе курсы по digital-инновациям и прорывным технологиям. Однако этим направлениям не всегда уделяют достаточно внимания. Поэтому, опять же, решающую роль играет опыт и экспертиза. Например, программа Executive MBA в IE Business School включает такие предметы, как построение маркетингового плана в цифровой среде, прорывные технологии, управление инновациями и модернизация бизнеса с помощью больших данных.
Сценарий 2. От независимого эксперта к управленцу
В некоторых случаях CDO становятся старшие эксперты из сферы консалтинга, более того, многие из них работают как независимые консультанты — часто компании нанимают специалиста по цифровым трансформациям на короткий срок. Существуют даже агентства по цифровизации, например, Leo Agency. Многие в принципе передают задачи на аутсорс — например, покупают стартапы, которые помогают оцифровать отдельные сегменты бизнеса.
Но в долгосрочной перспективе это не лучшая стратегия: цифровизация — это не временная акция, а постоянные и непрерывные изменения, поэтому она не завершается, а, наоборот, охватывает все больше секторов и отраслей. Координировать все этапы трансформации может один специалист и желательно, чтобы это был штатный сотрудник, погруженный во все внутренние процессы компании и индустрии в целом.
Хорошее знание рынка и отрасли особенно важно в процессе трансформации. И этого часто не хватает экспертам из консалтинга. Специалист может отлично ориентироваться в трендах и бизнес-стратегиях, но вряд ли сможет говорить с командой и топ-менеджментом на одном языке.
Сценарий 3. Профильное образование
К позиции цифрового эксперта можно прийти и через обучение: действующие топ-менеджеры (CEO, CMO, CFO) могут получить дополнительную специализацию и переквалифицироваться в CDO. Для этого на рынке уже существует немало программ с фокусом на цифровизацию. Обычно они соединяют в себе несколько направлений, например, Школа бизнеса Университета Карнеги-Меллона делает ставку на вопросы цифровой этики и защиты персональных данных.
Программы для цифровых лидеров:
- Программа Executive Master in Digital Transformation & Innovation Leadership в международной бизнес-школе IE Business School;
- Программа Leading Business Into The Future от Лондонской школы бизнеса;
- MBA по Digital Transformation & Data Science от WU Executive Academy;
- Программа Kellogg Digital Transformation;
- Модуль «Цифровая инновация и трансформация» в Гарвардской бизнес-школе;
- Короткая онлайн-программа Business Model Innovation in the Digital Age от Уортонской школы бизнеса;
- Курс Digital Disruption: Digital Transformation Strategies от Кембриджского университета;
- Курс по цифровой трансформации бизнеса в Сбербанке;
- Курс «Управление цифровой трансформацией» от МФТИ;
- Дипломная программа CDTO 2.0 от Сколково;
- Курс «Управление разработками исследованиями и инновациями в корпорации» от ВШЭ;
- Специализация Leading The Modern Day Business на Coursera;
- Онлайн-курс по цифровой трансформации от Школа бизнеса Хаас;
- Короткий вводный курс «Цифровая трансформация. Быстрый старт» на платформе Stepik и аналогичный проект на платформе «Открытое образование».
Впрочем, курсами по цифровизации обучение CDO не ограничивается. Поскольку специалисты работают на стыке различных отраслей, им важно изучать как технические, так и гуманитарные дисциплины. Например, многие проходят курсы по дата-аналитике, чтобы понимать, как извлечь пользу из данных. В то же время CDO нужны навыки контент-маркетинга и сторителлинга — они помогают выстроить новый нарратив вокруг бренда, чтобы перевести его на «цифровые» рельсы. Стоит учитывать, что эксперты по digital-трансформации нужны не только технологическим или производственным компаниям, но и крупным издательствам, СМИ и креативным агентствам.
В любом случае, универсальной образовательной траектории для CDO пока не существует, к тому же требования к профессии постоянно меняются. Оптимальная стратегия — получить MBA/EMBA на программе, которая появилась в последние три-пять лет и еще не успела устареть, а параллельно развивать навыки цифрового лидерства, то есть исследовать рынок, прокачивать управленческий опыт, визионерство и гибкость.