Зачем компании экспертиза
Последние 10 лет в России и более 20 лет на Западе среди крупных компаний, малого и среднего бизнеса (МСБ) распространена услуга аренды экспертов, когда нужны узкоспециализированные знания для важных изменений по продукту, выхода на новые рынки и других важных аспектов. C начала пандемии запросы на квалифицированную помощь увеличились. На фоне закрытия ряда оффлайн-отраслей и приостановки предприятий компании пытались остаться на плаву, проводя экстренную трансформацию продукта, каналов сбыта и даже ниши.
С марта 2020 года число запросов от МСБ и крупного бизнеса на платформе Expert Me выросло в 5 раз в сравнении с аналогичным периодом 2019 года.
Почему компании стали активно привлекать экспертов
Рынок инфобизнеса и «экспертов» из интернета, различных обучающих видеоканалов эмоционально мотивирует, подкидывает интересные идеи, но не способен ответить на узкие вопросы по трансформации. Как внедрить бесконтактную доставку? Как оценить ИТ-компетенции у тысяч людей на производстве? Как автоматизировать контроль соблюдения карантинных мер? Задачи, касающиеся глобальных изменений, требуют специального профессионального бэкграунда, методологии и инструментов, то есть тренированных hard skills.
Чем отличается эксперт от других специалистов
В России есть разные платформы, предоставляющие доступ к талантам разного уровня и удовлетворяющие запрос в профессионалах: биржа FL.ru в TalentTech, Profi.ru и тд. На них находят специалистов для задач, требующих навыков дизайна, перевода, подготовки текстов, подготовки аудио-, видеоконтента, а также по рекламе, маркетингу, программированию. Но высококвалифицированная экспертиза, стоимость которой варьируется от $500-$1500 в час и от $7 тыс. за проект, отличается прежде всего сложностью вопросов и проектов.
Высококвалифицированные эксперты — сотрудники, имеющие высочайшую компетенцию в компаниях-лидерах отрасли и успешно реализующие проекты в разных форматах. Как показывает практика, такие профессионалы имеют опыт более 10 лет. Это руководители проектов, топ-менеджеры, консультанты, которые добились выдающихся результатов в рамках своей сферы и готовы сдавать свои знания в аренду.
Форматы экспертных услуг
- Стратегическая сессия
В компанию приглашают эксперта для передачи определенных знаний в течение нескольких часов. Такой формат актуален, когда в компании идет подготовка к запуску чего-то нового и требуется предварительная подготовка.
- Круглый стол, в котором участвует несколько экспертов
Они формируют у заказчика перекрестное мнение, которое позволит более объемно оценить перспективы проекта.
- Эксперт на проект
Его берут, когда компании нужен узкий специалист на период от месяца до года.
- Эксперт для короткой консультации
- Команда на проект
Ее формируют, когда нужно быстро и системно провести масштабную оценку компетенций, аудит или внедрить новый продукт или технологию.
- ИТ-решение от стартапа для крупной компании
Этой осенью более семи таких предприятий объявили о поиске технологических решений. Ищут продукты в сферах разного вида мобильности, грузоперевозок, розничных продаж и финтеха, в области фармакологии и биобезопасности, для промышленности, для горнорудной отрасли и др.
Герберт Саймон — о важности многолетнего опыта
Герберт Саймон — американский ученый, изучавший принципы и процессы принятия решений в различных областях человеческой деятельности, лауреат Нобелевской премии по экономике. Исследуя мышление экспертов, или профессионалов высокого уровня, он провел аналогию с моделью мышления шахматистов и пришел к выводу, что многолетний опыт действительно имеет значение.
По мнению Саймона, только спустя 10 лет тренировок в памяти шахматистов и специалистов нарабатывается достаточное количество готовых схем, шаблонов, которые позволяют значительно быстрее подбирать нужное решение-схему к задаче или цепочке задач. Благодаря длительной тренировке, схемы неосознанно воспроизводятся в памяти за доли секунды, поэтому профессионал молниеносно ориентируется в задаче.
В совместной статье Герберта Саймона и Уильяма Чейза, посвященной мышлению шахматистов, авторы утверждают, что за 10 лет выдающийся шахматист может запомнить порядка 50 тыс. паттернов позиций фигур на доске. За каждым из них в памяти игрока закрепляется определенный план действий, который он может оперативно использовать в игре.
За 5 лет с помощью платформы Expert Me были привлечены для проектов более 2 тыс. высококвалифицированных экспертов. Мы проанализировали реализованные кейсы и собрали маркеры, которые позволят компании самостоятельно отличить реального эксперта от красивого болтуна.
Чек-лист
- Опыт от 10 лет экспертизы в отрасли
Среди 2 тыс. экспертов платформы, участвующих в реализации кейсов, примерно 95% — специалисты с опытом более 5 лет в отрасли. Однако самые маститые из них, привлеченные на сложные проекты — это профессионалы с опытом от 10 лет.
Как описано выше, за этот период набирается огромное число профессиональных схем, которые можно качественно использовать в работе.
- Наличие успешных кейсов, реализация которых требует высокого уровня экспертизы
Необходимо оценить имеющийся портфель решений:
- Над какими проектами работал специалист.
- Насколько они значимы внутри отрасли. Принадлежность к компании-лидеру в какой-то мере может выступать фильтром.
- В какой роли работал эксперт и как долго.
- Был ли успешен проект с точки зрения результатов.
- Мнение заказчика о них (можно узнать из рейтинга эксперта на платформе).
- Понимание вашей проблемы
Один из приемов, который можно использовать в оценке компетенций кандидата: эксперт должен сам рассказать вам о вашей проблеме — репрезентировать ее и классифицировать гипотезы по вариантам решений.
В рамках такого подхода заказчик понимает, насколько эксперт погружен в тему и выбирает, продолжить общение по задаче или нет.
- Коммуникативные способности
Необходимо оценить, может ли эксперт эффективно передавать свой опыт другим. Проводил ли он консультации ранее, использует ли консалтинговый подход в работе?
Эксперт — кандидат на позицию самого главного носителя информации по определенной проблематике. Он должен не только разбираться в узкой теме, но и обладать достаточными навыками передачи знаний другим участникам команды.
- Методология эксперта
Необходимо определить: эксперт работает в хаосе вопросов и ответов или по определенной методике.
Траектория работы может быть обозначена следующими этапами:
- Исследование проблемной ситуации.
Эксперт проводит одно и более интервью, чтобы собрать максимальную информацию о задаче. Данный этап достаточно продолжительный. В то же время по качеству вопросов можно определить, насколько компетентный перед вами специалист.
Если в какой-то момент вопросы начинают повторяться, это определенный сигнал о том, что эксперт «плавает» в материале.
- Анализ внешней среды и заключение.
Эксперт определяет, как в зависимости от изменения внешних условий будет меняться результат (экономическая ситуация в стране, спрос на рынке ввиду разных событий, погодные условия и др).
- Предложение различных сценариев развития ситуации и гипотезы.
- Определение максимального числа рисков по проекту.
- Предложение готового списка решений.
- Понимание коммерции
Может ли данный эксперт рассчитать капитализацию от своего труда?
Необходимо расспросить его о финансовых эффектах его проектов и понять, насколько он может оценить конкурирующие продукты с точки зрения коммерческого потенциала и узкой темы, в рамках которой работает.
Эксперта нанимают на проектную задачу, как правило, чтобы сэкономить на штатном сотруднике. Задачи, которые возлагают на него, затрагивают важные цели компании. Качественное выполнение проектов обычно приводит к финансовому результату.
Итак, вы нашли эксперта. Как с ним работать эффективно?
- Четко сформулируйте задачу, конечный результат и критерии, по которым он будет оцениваться.
Плохой пример: «Провести технический аудит завода».
Хороший пример: «Перед возможной сделкой слияния и поглощения оценить техническое состояние завода, оборудования, сравнить эффективность технологии производства с японскими аналогами. Провести визуальный осмотр. Формат отчета — word, будет согласован до старта проекта».
- Расскажите, что вами уже было сделано, что не получилось и почему.
- Коммуницируйте.
Если эксперт взаимодействует со многими членами вашей команды, как с заказчиками, назначьте ключевое лицо. Это очевидно, но почти все забывают сделать это.
- Получите от эксперта план работ со сроками, отчетными вехами и результатами.
99% проектов заканчиваются успехом, если именно он сделал этот план.
- Очертите вместе с экспертом все риски и то, как вы будете с ними работать.
Внешние факторы, форс-мажоры, варианты исхода, проверки гипотез.
- Для себя определите ключевые показатели проекта, за которыми будете следить, сделайте их открытыми для эксперта.
- Доверяйте эксперту.
Вы позвали к себе в команду специалиста, который лучше вас умеет решать подобный тип задач. Не управляйте его решениями и не давайте ему советов о том, как вести проект.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.