Российский бизнес, как и весь мир, столкнулся с новым типом кризиса — стремительным и масштабным. Экономические последствия после спада пандемии коронавируса и снятия карантинных мер будут продолжительными, но не все из них плохими — например, резко усилится переток потребления из офлайна в онлайн. Предпринимателям стоит зафиксировать убытки и двигаться дальше, сохраняя активность и тонус для преодоления препятствий, а также стараться помочь друг другу. Собрали основные выводы участников онлайн-конференции «Антихрупкость. Как пережить «идеальный шторм» Московской школы управления «Сколково».
Таймлайн выступлений:
04:15 — Рубен Варданян
29:19 — Андрей Гурьев
48:01 — Анастасия Татулова
55:55 — Марина Росс
01:03:20 — Галина Акчурина
Рубен Варданян
Инвестор, венчурный филантроп и предприниматель, партнер-учредитель Московской школы управления СКОЛКОВО.
Кризис, в который оказалась вовлечена Россия, отличается от прежних — он затрагивает не какую-то отдельную отрасль или страну. Мы впервые видим, что глобальный кризис создает проблемы по всем фронтам и одновременно всем компаниям, за редким исключением. Он уже изменил нашу реальность: например, неожиданно выяснилось, что некоторые профессии в один момент оказались не нужны.
Нет одной формулы, как стать миллиардером, так и нет однотипного действия в ответ на кризис, в том числе который сейчас происходит у нас.
Универсального рецепта реагирования на сложившуюся ситуацию для бизнеса не существует. Мы не знаем, как долго продлится кризис, и задача топ-менеджеров — определить тот минимальный набор вещей, который надо сохранить, и растянуть ресурс на максимально длинный срок. Нужно зафиксировать убытки, при необходимости закрыть то, что есть, и начать заново.
Выстроить все нужно так, чтобы выстоять как минимум два года.
Государство в ситуациях кризиса привыкло поддерживать ключевые компании, чье падение могло бы вызвать эффект домино. Но в нашем случае основной удар пришелся на малый и средний бизнес, и мы имеем феномен, когда затронуто огромное количество таких бизнесов одновременно. Поэтому просто денежная помощь, выплата компенсаций — это не панацея, нужно поддержать спрос. Серьезно возрастет нагрузка на банковский сектор, поскольку большинство бизнесов в разумных пределах были закредитованы.
Вслед за проблемами, вызванными пандемией и карантинными мерами, нас ждет экономический кризис, который продлится намного дольше, особенно для отдельных отраслей. Также стоит ждать проблем непосредственно от жизни в условиях «самоизоляции», если этот режим продлится больше трех-четырех недель.
В случае с карантином, скорее всего, мы говорим о трех-пяти, максимум — девяти месяцах.
Пока же перед предпринимателями встают четыре вызова:
- как выжить в карантин
- как бизнесу пережить кризис
- как жить в условиях долгой рецессии
- как жить в новых реалиях, когда онлайна становится больше, а офлайна — меньше.
Шок от текущего кризиса чем-то напоминает события 1992 года, когда Россия стремительно перешла к рыночной экономике, практически в одночасье оставив в прошлом советский уклад.
Очень важно сохранить жизненный тонус и сохранить активность. Когда ты оказываешься на диване и ничего не делаешь — вернуться очень сложно.
В онлайне вдруг выяснилось, что отношения с собой, отношения с людьми — это элемент выживания.
В кризис предпринимателям важно не опускать руки и продолжать работать, а не брать бессрочную паузу. Также важно обеспечить непрерывный контакт со своими сотрудниками.
Евгений Каганер
Проректор по академическим и образовательным вопросам Московской школы управления СКОЛКОВО, профессор IESE Business School.
Кризис оказался стремительным и комплексным. То, как компании должны реагировать, существенно отличается от предыдущего опыта решения подобных проблем.
Мы оказались в новой реальности.
В этой ситуации массовый потребитель пройдет точку понимания, что онлайн — это удобно, и перейдет на него.
Много компаний об этом только задумывалась, но тут вдруг случилась стремительная и вынужденная цифровизация.
Андрей Гурьев
Председатель правления, генеральный директор ПАО «ФосАгро», член совета директоров ПАО «ФосАгро».
Кризис, вызванный пандемией, никому из нас еще не приходилось переживать — мы все вступили на территорию неизведанного и неизвестного. Но нужны решительные действия, в том числе и карантин с ограничением передвижения, чтобы остановить распространение инфекции.
Если вы думаете, что кого-то пронесет... никого не пронесет.
В экономике множество цепочек связей, и нам важно, чтобы они не порвались, поэтому нужно принимать адекватные меры. Чем раньше ты их принимаешь — тем быстрее перестаешь играть в догонялки с распространяющейся болезнью.
Никто никогда этим не занимался и никто к этому не готов. Это большой социальный вызов.
Андрей Шаронов
Президент Московской школы управления СКОЛКОВО.
Когда Майка Тайсона спрашивали, есть ли у него стратегия боя — он отвечал, что да, есть, но ровно до того момента, пока он не пропустит первый удар в челюсть.
Сейчас все получили удар в челюсть.
Можно сказать, что мир не будет таким, каким он был до начала этого кризиса, но здесь не все однозначно.
Точно хорошая новость — что еще больше госуслуг будет предоставляться онлайн. В этой сфере мы уже никогда не вернемся в офлайн.
В каких-то сегментах люди пресытятся онлайном и будут хотеть вернуться в офлайн, туда, где есть живое общение.
Анастасия Татулова
Основатель и владелец сети семейных кафе «АндерСон», выпускница программы СКОЛКОВО Практикум.
Кризис ударил абсолютно по всему бизнесу, поэтому не стоит его делить на крупный, средний и малый. А те, кто работает вбелую и платит НДС, пострадали едва ли не сильнее всех.
Все предприниматели сейчас вынуждены идти на самые непопулярные меры, а СМИ это активно подхватывают и начинают обсуждать, какой бизнес бездушный.
При нуле входящего потока, а он нулевой у всех, нет возможности оплачивать расходы, не из чего платить зарплату.
В ноль срезают все, что можно. В ноль все и должно уйти для того, чтобы можно было выжить.
Ничего хорошего в кризисах нет, кто бы ни говорил, что это открывает прекрасные возможности. Единственное, что есть — многое проверяется на вшивость. Очень важно сейчас поддерживать друг друга.
Сейчас ради выживания и помощи друг другу предпринимательское сообщество консолидируется — это из очень позитивных вещей. Надеюсь, после кризиса это останется.
Кроме того, в условиях карантинных мер люди, находясь в вынужденном онлайне, начинают по-настоящему ценить тот офлайн, который оказался временно недоступен.
Мы начинаем вспоминать и ценить простые вещи — что когда-то можно было прогуляться в парке или сходить в ресторан.
Марина Росс
Основатель стартапа HYDROP, выпускница СКОЛКОВО MBA.
Мы занимаемся выпуском медицинских масок и в кризис вошли с множеством наработок. Казалось бы, мы попали в число тех компаний, на чьей улице зажегся зеленый свет. Но выполнять заказы становится сложнее и сложнее с каждым днем.
Проблема у нас возникла не с поставками, а с недобросовестными конкурентами, которые хотят заработать на этом хайпе и начинают выпускать либо маски под видом медицинских, либо просто декоративные тканевые. В итоге невозможно ни разместить заказ на производстве, потому что оно все теперь занято их заказами, ни противопоставить что-то их демпингу.
Конечно, мы не можем конкурировать с теми, кто шьет просто декоративные тряпочки.
Такой контрафакт может пагубно сказаться на распространении инфекции.
Галина Акчурина
Партнер ФБК legal, директор департамента налоговых споров, студентка программы LIFT бизнес-школы СКОЛКОВО.
Пандемия выступила спусковым крючком для экономического кризиса, и власти начали быстро менять правила игры в сфере налогов для поддержки бизнеса и обеспечения режима самоизоляции. Чтобы перечислить только названия всех актов, принятых за последние три дня, наверное, не хватит 15 минут.
Мы находимся в эпицентре нормотворческого взрыва.
Микробизнесу власти снизили ставки страховых взносов, а более крупные компании получили отсрочку по уплате налогов и обещание улучшенных условий кредитования. Всеми этими изменениями надо пользоваться, особенно если вы работаете в одной из отраслей, наиболее пострадавших от кризиса.
Идеальный шторм нас еще ждет, мы находимся в самом начале.
Вместе с тем вводятся новые налоги, влияющие на предпринимателей — они вызваны не столько коронавирусом, сколько поиском новых источников дохода бюджета в условиях падения нефтяных цен.
8 апреля в 11:00 пройдет новая онлайн-конференция «Антихрупкость. Вынужденная цифровая трансформация». Регистрируйтесь на этой странице.
Бизнес-школа СКОЛКОВО регулярно проводит онлайн-мероприятия в поддержку предпринимателей, выберите подходящее вам на сайте бизнес-школы.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.