Об эксперте: Юрий Вопилов, основатель компании по борьбе с контрафактом в онлайне и офлайне BrandMonitor.
С какими проблемами в рекрутинге сталкиваются стартапы
Основатели стартапов практически с первого дня существования компании понимают, что невозможно и уж точно неэффективно самостоятельно выстраивать процессы, которые в любом стартапе одинаковые. Набирать неопытных людей, обучать их, терять драгоценное время на то, что высококлассный специалист сделает быстрее и надежнее — странно.
Скорее всего, если вы «молодой» бизнес и когда-либо пытались нанять сильных специалистов, вы столкнулись со следующими проблемами:
- Профессионалы стоят дорого;
- Сильные специалисты обычно не понимают, какую ценность даст им эта работа;
- Для найма опытного специалиста нужны бюджет, команда и интересные задачи: опытному человеку не хочется приходить первым и строить все долго и мучительно с нуля;
- Молодые и амбициозные специалисты обычно не любят приходить туда, где их ничему не научат — в стартапе же работает принцип learning by doing, который близок далеко не всем;
- Непонятно, как нанимать крутых специалистов, если в команде нет сильного рекрутера, а у основателя — бэкграунда в этой области.
Получается порочный круг: чтобы нанять хорошего специалиста, нужна хотя бы какая-то команда, а чтобы нанять команду нужен профессионал, у кого новички будут учиться.
Как распределить финансы для найма дорогостоящего специалиста
Прежде всего стоит смириться с тем, что найм — чуть ли не главная часть работы, поэтому на нее придется потратить некоторую часть бюджета. При этом хороший специалист может стоить катастрофически дорого для стартапа.
- Предложите специалисту почасовую оплату на неполную ставку
В это время внутри вашего стартапа уже должен быть молодой начинающий сотрудник, который сможет учиться у дорогого — показывать ему результаты и отчитываться.
Например, мы в BrandMonitor работаем таким образом с HR-службой, бухгалтерией и финансовым блоком. Мы быстро осознали, что не понимаем, как нанимать людей, которые закрыли бы собой выстраивание внутренних процессов, поэтому нашли специалистов, готовых работать с нами проектно. Мы не тратим заоблачные деньги, но получаем одновременно и компетенцию, и обучение молодого специалиста.
- Наймите эдвайзера (советника)
Это распространенная практика в США. Такого специалиста стартапы обычно нанимают на долгосрочный период (не менее года) для построения стратегических процессов, помощи с инвесторами, а взамен предлагают долю в компании (обычно от 0,2% до 1%).
Такой вариант в России пока не очень популярен: здесь в целом временной период существования технологических стартапов еще очень маленький. Однако и такой формат работы может быть интересен как стартапам, так и профессионалам, готовым тратить свое время и знания на развитие компании взамен на долю в нем. Важно заключить подробный договор, на основании которого вы будете взаимодействовать, прописав там четко обязанности вашего консультанта и желаемый результат.
Какие карьерные потребности дорогостоящего специалиста может закрыть стартап
Несмотря на то, что найм дорогого специалиста чаще всего не по карману стартапам, есть несколько триггеров, которые могут привести в стартап сильного специалиста — даже с понижением зарплаты:
- Человек, имеющий опыт, чаще всего уже наделал множество ошибок. Это привело ему к тому месту, которое он занимает сейчас, но этот путь не был гладким. Возможно, ему понравится, что чей-то путь в построении процессов будет идеальным, без ошибок, и именно он станет главной тому причиной.
- Многим нравится сама идея наставничества, менторства. Возможность выступать чьим-то наставником — одна из карьерных целей специалистов высокого уровня и не всегда она достигается в большой компании. Стартап поможет закрыть эту потребность.
- В стартапе результаты выстраивания процессов могут быть видны гораздо быстрее, нежели в большой, уже стабильной компании. Любому специалисту будет приятно видеть, как моментально появляются результаты от информации и знаний, которыми он обладает.
Как стартапу привлечь дорогого специалиста
Чтобы заполучить дорогостоящего специалиста как штатного или внештатного сотрудника, стартап должен продемонстрировать свой потенциал — не только горящие глаза и большие планы на жизнь.
Расскажите о своем уникальном торговом предложении. Например, вы можете писать еженедельный нескучный блог, рассказывающий о вашем продукте и компании. Придумайте ваши собственные термины, пишите с юмором, не забывайте про большую миссию — люди любят хорошие истории. Рассказывайте о себе и о продукте, в вашем случае молчание — точно не золото.
Найдите специалиста, который разделяет ваши ценности. Расхождения в глобальных ценностях могут быть губительными. Например, если ваш основной приоритет внутри компании — соблюдение законов в любой ситуации, а ваш кандидат предлагает «серые» схемы, то, скорее всего, вы не найдете общий язык. Если правила вашей компании, ваши культурные ценности будут с самого начала ясными для вас самих, то вы избежите ненужных конфликтов и потери времени.
Что вы можете сделать прямо сейчас для того, чтобы в будущем нанять крутого специалиста
Итак, если вы — молодой технологический стартап и понимаете необходимость найма высококвалифицированного специалиста в вашу, пока еще очень небольшую и молодую, компанию, попробуйте воспользоваться следующими советами:
- С первого дня стройте сильный бренд работодателя. Люди должны рваться к вам на работу до того, как вы начали рекрутинг, благодаря вашей репутации. Создавать позитивное восприятие себя на рынке можно через СМИ, корпоративный блог, усиление личного бренда основателей.
- Предложите уникальный опыт. В одном стартапе руководитель еженедельно писал личные письма каждому сотруднику с благодарностями и комментариями, чем конкретно он помог компании за это время. Сведите историю вашего будущего многомиллионного бизнеса до истории каждого члена команды — пусть это будет ваше преимущество перед более крупными рекрутерами.
- Детализируйте ваш запрос. Четко сформулируйте конкретную задачу, с которой вам поможет справиться эксперт. Понимая, чего именно от него ожидают, специалист скорее всего согласится сотрудничать как ментор или эдвайзер проекта.
- Большие таланты привлекают большие таланты. Талантливые и молодые хотят учиться у опытных и матерых, а профессионалы жаждут передать свой опыт тем, кто готов им воспользоваться. Соедините опыт с перспективами и желанием узнавать новое — и ваша компания получит немыслимый скачок.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.