Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Машина времени и ковер-самолет: какие инновации нужны человечеству?

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Технологические инновации разрабатываются постоянно, но не всегда попадают на рынок. В новом эпизоде подкаста «Что изменилось?» обсуждаем, как обстоят дела с инновациями в России и что нужно для их развития

В гостях — Юлия Зарайская, соруководитель команды GEBCO Nippon Foundation Alumni, победитель конкурса Shell Ocean Discovery фонда XPRIZE. Юлия рассказала об инновациях в исследованиях океана.

Михаил Антонов, заместитель генерального директора Российской венчурной компании, объяснил, что такое технологические конкурсы НТИ Up Great и почему инновации не всегда внедряются в жизнь.

Ведущий подкаста — Макс Ефимцев — адепт современных технологий, инфлюенсер, SMM-специалист.

Таймлайн беседы:

01:18 — Кто занимается инновациями в России

03:51 — Какие сложности стоят на пути компаний, создающих инновации?

10:00 — Российские разработки, которыми можно гордиться

14:23 — Что такое технологические конкурсы НТИ Up Great и из чего они состоят?

20:02 — Могут ли беспилотники нарушать ПДД

22:47 — История технологических конкурсов

25:40 — Какие разработки побеждают в конкурсах?

27:26 — Почему технологические конкурсы длятся так долго?

30:06 — Сказки и «Стартрек»: какие направления самые перспективные в области развития инноваций?

Кто занимается инновациями в России и что мешает им развиваться

Любая инновация растет из совокупности научной и инженерной идей. Крупнейшие игроки в этой сфере — университеты и исследовательские научные организации. Как правило, внутри них формируются команды, реализующие технологическую идею, объясняет Михаил Антонов.

Инновации финансируются фондом «Сколково», венчурными фондами РВК, фондом Бортника. Некоторые инновации спонсируются краудфандингом — в этом случае необходимо заявлять прототип продукта, чтобы люди смогли им заинтересоваться, рассказывает Юлия Зарайская.

На пути внедрения инноваций возникает много сложностей. Специфические российские сложности связаны с системой регулирования, налогообложения, сертификации. Но главная проблема — найти контакт с целевой аудиторией. Не всегда получается достучаться до реальных потребителей: например, у крупных компаний, как правило, есть собственные отделы по производству инноваций, и разработчикам извне трудно продать им свою идею.

От большого к малому: как стартапы помогают искать идеи крупному бизнесу Фото:Alexander Sinn / Unsplash

В России также есть психологический нюанс — мы все привыкли быть отличниками, говорит Михаил. Для молодых людей не существуют права на ошибку, хотя это крайне важно для развития.

Тем не менее, существуют разработки российских ученых, которым удалось выйти на международный рынок. Это графен — самый тонкий материал, состоящий из углерода, который применяется в электронике и даже производстве одежды.

Антонов также отметил, что российские разработчики — лидеры во многих сферах ИТ. Они преуспевают в производстве аддитивных технологий (3D-печать), цифровых двойников и даже в хакерстве.

Технологические конкурсы: что это за формат и насколько он эффективен?

Технологический конкурс — соревнование команд инженеров и разработчиков, которое происходит в течение года или нескольких лет. Цель конкурса — преодолеть технологический барьер. Сами технологические конкурсы — тоже инновация, говорит Антонов.

Существует теория архетипов инноваций, рассказывает Михаил. Если посмотреть на сказки, на которых мы выросли, можно понять, что в них уже рассказано обо всех инновациях, которые нужны человечеству: это ковер-самолет, волшебная палочка, скатерть-самобранка и машина времени. Технологические конкурсы по типу инноваций — машина времени. Они помогают сегодня взять планку, которая точно будет преодолена в ближайшие 10-15 лет. Конкурсы позволяют шагнуть одной ногой в будущее и представить, что в нем произойдет. Правда, опыт показывает, что в реальности все произойдет совершенно по-другому, добавила Юлия.

В студенческой среде сейчас популярны хакатоны — протоэлемент технологического конкурса. Так, сейчас, проводится технологический конкурс НТИ Up Great ПРО//ЧТЕНИЕ, в ходе которого участники должны создать искусственный интеллект, ассистента-учителя, который может распознавать ошибки в текстах. Туда пришли не только крупные компании, но и небольшие стартаперские команды, собранные специально для решения этой задачи.

Большинство конкурсов проводятся в партнерстве с крупными компаниями. Для них часто важны не результаты, а сами люди. Корпорациям в первую очередь интересны подходы и технологии — не что сделано, а как сделано.

Александр Соболев: «Успешный пилот окупает два года работы со стартапами» Фото:Юлия Спиридонова для РБК

Самые крупные конкурсы — международный XPRIZE и DARPA Challenge, проходящий в США. Российские технологические конкурсы НТИ Up Great — уже на третьем месте, несмотря на то, что эта индустрия только набирает обороты.

Два-три года для технологического конкурса — совсем небольшой срок, говорят эксперты. Так, космический конкурс XPRIZE длился десять лет. Это был первый конкурс для них, тогда разрабатывалась система, но сейчас временные рамки все жестче.

Самые перспективные направления в области инноваций — те, о которых мы еще не знаем, подводят итог гости. Если мы что-то знаем, это значит, что кто-то уже думал над такими проектами.


Следите за новыми эпизодами и подписывайтесь на подкаст на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и ВК Подкасты. А еще следите за нами в Telegram и Instagram «Что изменилось?» — там мы подробно обсуждаем то, что не успели проговорить в выпуске, и делимся интересными материалами по теме.

Почитать по теме

Следующий материал: