Об эксперте: Павел Биленко, ассоциированный профессор бизнес-практики Московской школы управления СКОЛКОВО, Разработчик программ и куратор проектов в области Индустрии 4.0, модуля «Производство и Логистика» программы «Лидеры Производительности».
Ключевой тренд для производителей товаров в условиях самоизоляции — глобальное изменение спроса. 31 марта был опубликован рейтинг аналитической компании Stackline, экспертов розничного рынка — топ-100 товаров с самым быстро растущим и падающим спросом в электронном ретейле в США. На первом месте оказались одноразовые перчатки с ростом на 670%, второе место — хлебопечки, которые хотят приобрести на 652% больше покупателей, чем в марте 2019 года. Падение спроса — на чемоданы (-77%), фотоаппараты (-64%), купальники (-59%), плавки (-64%), часы (-49%), ланчбоксы (-50%) солнцезащитные очки и очки для зрения (-43%) и многое другое.
Покупатели готовы приобретать, но их предпочтения ограничиваются товарами для дома, продуктами, витаминами, медикаментами и т. д. Все производственники, продукция которых перестала пользоваться спросом или показывает постепенное падение, оказались в ситуации, когда им приходится быстро меняться, искать новые ниши, перестраивать свои технологические процессы для производства других продуктов.
Это проверка — насколько предприятия гибкие, насколько команды предприятий готовы учиться и использовать новые технологии.
Например, американская компания Slightly Robot, которая занимается производством фитнес-трекеров, за семь дней вывела на рынок новый продукт — умный браслет Immutouch для борьбы с распространением коронавируса. Браслет вибрирует, когда вы прикасаетесь к лицу, программное обеспечение в вашем смартфоне отмечает, как часто вы тянетесь к лицу руками — и предлагает вам прекратить это делать. Команда компании быстро пересобрала бизнес-процессы, разработала новое программное обеспечение, используя уже имеющийся опыт, методы, цепочку поставок и, что важно, — разработала маркетинг и новый бренд. Браслет стоит $50 и две партии уже раскупили.
В клубе производственников СКОЛКОВО мы наблюдаем, как руководители, которые никогда до этого не занимались производством, например, средств индивидуальной защиты, оставили традиционные продукты, перестроили процессы и стали делать то, что действительно необходимо рынку. Но при переводе производства на новые цели не стоит использовать старые методы. К примеру, ручной труд — уже сейчас доступны полностью автоматизированные линии по пошиву масок для защиты в Китае максимально без участия человека. Нажал кнопку — получил результат.
Ускоренная роботизация в цехах
Несколько лет назад, организуя модуль СКОЛКОВО EMBA в Китае, я был в Гонконге на складе, где хранились 350 тыс. электросчетчиков. На складе работал только один человек, который сидел в операторной и работал с системой управления складом. Все операции по поиску и доставке необходимых деталей совершали роботы.
Уже три года назад для китайских производств был экономически выгоден такой lights out — безлюдный режим. Сегодня способность обеспечить работу завода без участия человека стала условием выживания для всех.
Здесь и сейчас мы видим значительно возросший интерес со стороны менеджеров бизнес-аналитике, робототехнике, цифровой логистике. Сегодня можно точно сказать, кто стал ускорителем автоматизации и развития цифровых инструментов на производствах: CEO, CTO или COVID-19. Пандемия оказывает влияние на компании и их цифровую восприимчивость. Многие производственники ведут свое подключение по видеосвязи буквально с роботами за спиной — в режиме реального времени интегрируют роботов в цеха: при отсутствии рабочих на производстве, приходится все равно выполнять производственные программы.
Крупные российские компании тоже ускоряются, чтобы закрепиться на рынке робототехники. К примеру, Сбербанк разработал и запустил робота-дезинфектора. Тоже самое происходит в логистике и инвентаризации. Процесс цифровизации, который шел неспешно в прошлом году, сегодня существенно ускорился. Наши китайские и американские коллеги наиболее подготовлены к этому — на складских пространствах Alibaba Group и Amazon уже давно физическими перемещениями грузов управляют роботы.
Переобучение персонала: робот управляет человеком или человек — роботом?
Эти изменения приводят к тому, что на производстве либо человек будет управляться и контролироваться алгоритмами, а его производительность будет оцениваться искусственным интеллектом в режиме реального времени, либо он переучится и будет создавать эти алгоритмы. На примере трех заводов (завод «Фольксваген» в Калужской области, Wilo в Ногинске, Festo в Дюссельдорфе), я видел, как много внимания сегодня уделяется переобучению (re-skilling) персонала.
Заводы вынуждены учить людей переходить от ручного труда к созданию алгоритмов, программ, управлению с помощью роботов. Если сотрудники не готовы меняться, им еще какое-то время предстоит работать под контролем алгоритмов. Например, на заводах производителя оборудования для автомобилей DENSO в США, с помощью продукта компании Drishti уже несколько лет используют искусственный интеллект для оценки производительности труда рабочих. Рабочие собирают автокомпоненты, движения их рук записывают видеокамеры, в результате работы машинных алгоритмов программное обеспечение анализирует, кто из десятков рабочих выполняет свою работу быстрее и качественнее и рекомендует отстающим конкретные приемы и действия. Думаю, не стоит объяснять, что происходит с теми, кто не обращает внимание на эти рекомендации.
Инструкция: как перевести производство в цифру
Для производственника необходимо справиться с шоком карантина и физическим отсутствием сотрудников на производстве. Стоит смирится, что придется начать работать по новым правилам.
Шаг первый: аудит, оценка цифровой и технологической зрелости. Мы давно рекомендуем провести самооценку командам компаний — и разработали специально для этого открытую методику оценки цифровой зрелости производственных компаний (ODM3.IO).
Шаг второй: поиск российских вендоров и системных интеграторов решений автоматизации. Только в робототехнике сейчас работает более ста компаний — производители, инженерные консультанты, интеграторы. Важно продолжать обмениваться опытом, смотреть, что сделали другие производства.
Шаг третий: старт проекта.
Эта фаза начинается, когда:
- найден партнер, который имеет решения (например, в Big Data);
- эффективность этих решений уже доказана (скажем, на заводах в Германии);
- есть референс-лист;
- есть понимание, как решение работает, каков экономический эффект для предприятия.
Важно: для проектирования надо перенимать опыт распределенной разработки и управления проектами у команд IT-компаний и вооружать конструкторов и технологов инструментами работы в онлайн. Системы управления проектами, трекеры задач, накапливаемые командами базы знаний (Notion, Confluence), библиотеки кода с управлением версионностью (GitLab, GitHub), коммуникации команд (Slack, Zoom) — IT-проекты уже давно управляются с помощью систем функциональных инструментов. При этом разработчики работают в разных странах, зачастую и на разных континентах.
Сегодня ничего не мешает организовать разработку и проектирование новых материальных продуктов и изделий так же, как это уже сделано для IT-продуктов и сервисов.
Многие российские компании это уже сделали, к примеру, команда «Карфидов Лаб» перевела разработку в онлайн — и готова рассказать, как это сделать.
Производственникам нужно быть гибкими
Многих из нас терзает технологическая надменность — когда мы думаем, что лучше нас нет никого, что у нас нет никаких проблем. Сегодня такая позиция максимально губительна для бизнеса. Нужно искать экспертизу и более опытных партнеров, учиться с ними общаться, впитывать опыт других компаний.
Я общаюсь с представителями сотен заводов России, которые продолжают работать. Команды этих заводов очень активные, жадные до информации о цифровых решениях, быстро схватывают, обдумывают новую информацию и быстро действуют, переходят от выводов к результатам. Это часто происходит через численную оценку влияния цифровых инструментов и технологий на реальные цифры производительности, калькуляцию окупаемости. Так делают, к примеру, команды группы компаний «Калашников», создавшие системный подход к управлению технологиями и диверсифицировавшие продуктовый портфель для развития в условиях изменения спроса. Весьма активна команды группы компаний ТЕХНОНИКОЛЬ, которая изучает и интегрирует в работу технологические решения, позволяющие им поднять собственную производительность.
Гибкие и быстрые команды компаний и развиваемые ими бизнесы смогут воспользоваться условиями идеального шторма. Мы вдруг вернулись к анализу себя во время проверки нашей адаптивности. Интеллект — это способность адаптироваться к изменениям. Пришло время ответить на вопрос, насколько умна построенная вами компания.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.