Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Что такое цифровой двойник и как он спасет бизнес после пандемии

Фото: Daiga Ellaby / Unsplash
Фото: Daiga Ellaby / Unsplash

Исследовательская и консалтинговая компания Gartner включила в 2018 году «цифровых двойников» в топ технологических трендов на 2019 год. Речь шла о виртуальных воплощениях физических объектов, с помощью которых можно отслеживать и анализировать их состояние. Похоже, что пандемия расширяет это понятие.

Об эксперте: Иван Себедаш, директор по продукту Учи.ру.

В период, когда большинство отраслей доступны только онлайн, цифровые двойники становятся нужны всем процессам в обществе. Только так компании, вовлеченные в эти процессы, смогут не разориться, а после пандемии выиграть за счет диверсификации каналов продаж и новых услуг. Потребители же не потеряют доступ к привычным вещам и приобретут новые онлайн-привычки, которые сделают жизнь после пандемии комфортнее.

Онлайн — это антикризисный план

Эпидемия застала многие российские компании врасплох: резко сократился спрос, а планы по выручке оказались невыполнимыми. Авиакомпании, по данным консалтинговой компании Bain & Company, к осени 2020 года не досчитаются 360 млрд руб. прямой выручки. Туроператоры, по оценке Ассоциации туроператоров России, к сентябрю не получат 37 млрд руб. Рестораны и кафе в марте потеряли от 30 до 90% оборота. В результате, по прогнозам Федерации рестораторов и отельеров, от 30 до 50% точек могут закрыться.


Statistic: Benefits of remote work during the coronavirus (COVID-19) outbreak according to Russians in April 2020 | Statista

Преимущества удаленной работы для россиян (апрель 2020 года).


Те бизнесы, которые нашли возможность действовать в онлайн-режиме, получили инструмент борьбы с кризисом. Рестораны переориентировались на доставку: например, только за одни сутки 25 марта «Яндекс.Еда» зафиксировала рост заявок на подключение в шесть раз. Теперь у общепита появилась возможность продавать свои блюда в продуктовых магазинах: «Вкусвилл» и «Перекресток» предложили такой вид сотрудничества. Из менее очевидных примеров: даже дилеры машин перенесли продажи в онлайн. Например, автосалон KIA запустил подобную услугу еще до изоляции и смог отреагировать на спрос на удаленные покупки.

Как работает безопасная доставка заказов в эпоху коронавируса Фото: Zuma / ТАСС

При этом бизнесы, которые изначально ориентировались на онлайн, только выиграли от пандемии. Образование, кинотеатры, шопинг, врачи — все эти процессы продублированы в сети. Поэтому многие потребители не стали ждать, пока любимый фитнес-клуб откроет онлайн-уроки, а семейный врач начнет принимать по видеосвязи. Они обратились в компании, которые давно сделали онлайн своим антикризисным планом.

Так, о росте спроса на услуги сообщили все крупные игроки образовательного рынка онлайн. Платформой для школьников «Учи.ру» ежедневно стали пользоваться 3 млн человек — в шесть раз больше, чем было до введения карантина. Похожая ситуация во взрослых образовательных проектах: в онлайн-университете «Нетология» количество регистраций выросло втрое.

Образование онлайн: может ли интернет заменить школу? Фото: Aleks Dorohovich / Unsplash

Сложно предсказать, каким будет следующий экономический кризис, но доступ в интернет и возможность вести деятельность онлайн уже не исчезнут. А значит, наличие «цифрового двойника» или готовность быстро перейти в онлайн увеличит шансы бизнеса на выживание.

Онлайн даст заработать после кризиса

Пандемия закончится, а онлайн останется. Рассматривать его только как антикризисный план не стоит — лучше воспринять ситуацию как возможность протестировать работу бизнеса в онлайн-режиме, найти новые каналы продаж и предложить клиентам нетипичные продукты и услуги.

Тест на COVID-19 доставит автоняня: как меняется бизнес на карантине

Чем гибче компания, тем проще ей переориентироваться в кризисной ситуации. Поэтому малый бизнес и стартапы первыми сумели перестроить свою деятельность. Например, сервис «Локали» работает с туристами — предлагает им прогулки с местными жителями. Когда границы по всему миру стали закрываться, в «Локали» решили проводить мастер-классы от жителей и развивать недавно запущенное направление подкастов. Пока это не приносит выручки, но возможно, в будущем получится зарабатывать на рекламе и использовать этот контент как канал привлечения новых пользователей.

Кооператив «Черный», который раньше делал выручку на собственных кофейнях и обжарке кофе, экстренно запустил интернет-магазин — за два дня вместо планируемых двух недель (хотя раньше собирался открыть его в конце года). Удалось успеть к началу нерабочей недели в Москве. В планах — продавать кофе в продуктовых магазинах и с помощью онлайн-ритейлеров. Несомненно, после пандемии онлайн-продажи останутся существенной долей выручки.

Фото: Pexels
Фото: Pexels

Такие примеры можно найти во многих пострадавших от кризиса отраслях: частные клиники запускают медицинские консультации онлайн, музеи адаптируют выставки к просмотру в интернете, а фотографы массово предлагают фотосессии через сервисы видеосвязи. В новой реальности эти дополнительные каналы заработка и привлечения клиентов помогут оправиться после кризиса и вырасти, пока конкуренты, оставшиеся в офлайне, будут приходить в себя.

Онлайн — это не только про бизнес

«Цифровые двойники» нужны не только бизнес-процессам, но и человеческому взаимодействию. Люди учатся общаться по-новому — работать в онлайн-коворкингах, ходить в онлайн-бары и устраивать онлайн-вечеринки. Проекты, которые задумывались в шутку, набирают огромную популярность и свидетельствуют об интересе пользователей к новому формату. Онлайн-бар Stay The Fuck Home Bar превратился в социальную сеть, над которой ежедневно работают 15 человек. В баре открыли свои онлайн-представительства несколько петербургских заведений.

Co-media строгого режима: сферу развлечений и СМИ ждет цифровой перелом

Вряд ли кто-то выберет онлайн-бар вместо обычного, когда пандемия пройдет, но этот опыт поспособствует формированию новой привычки работать и развлекаться удаленно. В итоге это поможет более эффективно работать: компании станут более открыты к удаленке. Появится шанс наконец наладить life-work balance: чем больше задач можно будет делать онлайн, тем проще будет проводить время с семьей, путешествовать и оставаться дома при простуде без ущерба для карьеры.


Statistic: Downsides of remote work during the coronavirus (COVID-19) outbreak according to Russians in April 2020 | Statista

Недостатки удаленной работы для россиян (апрель 2020 года).


К тому же социальную жизнь можно будет поддерживать в цифровом мире: вполне возможно, что нам не придется выбирать между путешествием и концертом любимой группы, потому что его можно будет посмотреть онлайн и даже в виртуальной реальности.

«Цифровые двойники» подстегнут прогресс технологий, которые зачастую развиваются медленнее, чем могли бы, из-за потребительских привычек.

Бизнесы, которые изменят приоритеты, останутся в новой реальности

Пандемия с каждым днем доказывает, что онлайн делает компании устойчивыми к кризисам и дает им дополнительные каналы заработков. Потребителям же наличие «цифровых двойников» товаров и услуг помогает быть более гибкими.

Что станет с экономикой и обществом после нынешнего кризиса

Онлайн-потребление стоит оценивать как мощный долгосрочный тренд, развитие которого ускорила пандемия. Этот тренд существенно повлияет на модели поведения компаний в разных отраслях. Многие бизнесы переориентируются на рынки онлайн-образования, логистических услуг, инфраструктуры для удаленной работы, телемедицины и других отраслей, которые ждет взрывной спрос.

После пандемии мир уже не будет разделен на офлайн и онлайн — они будут взаимодействовать друг с другом, и один будет заменять другой в зависимости от ситуации.


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Следующий материал: