Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как выбор упаковки товаров влияет на систему переработки отходов

Фото:bellendo Online / Unsplash
Фото: bellendo Online / Unsplash
Петр Кабин, основатель российской упаковочной компании «ПолиКап», рассказал о мировых трендах на рынке упаковки и о том, как бизнес, выбирая упаковку, может задать правильный цикл для переработки мусора

Об эксперте: Петр Кабин, CEO и основатель компании «ПолиКап», которая производит бумажные биоразлагаемые крышки для кофе навынос (есть официальные европейские и российские сертификаты), рассказывает о мировых трендах на рынке упаковки и как бизнес, выбирая упаковку, может задать правильный цикл для переработки мусора.

Проблема мусора с каждым годом становится очевиднее, а количество производимой продукции и упаковки только увеличивается. Часть отходов перерабатывается, но с переработкой много проблем. Во-первых, до сих пор во многих странах мира так и не стал нормой раздельный сбор отходов. Во-вторых, даже раздельный сбор усложняется тем, что упаковка чаще всего произведена из материалов, которые перерабатываются разными способами — к примеру, только у пластика семь кодов переработки.

Упаковка — тот вид отходов, переработку которого можно упростить силами самого бизнеса еще на этапе производства и упаковки продукции.

«Быстрая» еда — одноразовая упаковка

В мире и в России давно популярен тренд еды «на ходу» — это и кофе, и различная еда навынос. Люди все чаще предпочитают перекусы по дороге, завтраки и обеды на рабочем месте, а готовку ужина зачастую заменяют доставкой готовых блюд на дом. Среднегодовой темп роста мирового рынка упаковки для таких товаров оценивается в 5,6% в течение прогнозируемого периода с 2018 по 2028 год

Для молодых мобильных горожан кофе с собой и формат «быстрых» кофеен—неотъемлемый атрибут ритма жизни. Важной частью такого тренда стало развитие кофейной культуры — в отличие от других стран, у нас ее популярность выросла только в последнее время.

Больше палочек, меньше кофе: как пандемия меняет традиции приема пищи Фото:Frank Zhang / Unsplash, Kevin Frayer / Getty Images

В большинстве точек с кофе навынос продается и готовая еда. В условиях городской среды у людей покупка становится спонтанным решением: они покупают то, что предлагают им здесь и сейчас. А предлагают обычно все в одноразовой упаковке.

Важную роль в росте зависимости от одноразовой упаковки сейчас сыграла ситуация с пандемией. Она еще сильнее повлияла на изменение привычек людей и привела к увеличению спроса на еду навынос и доставку готовой еды. Кроме того, многие кофейни продолжают не наливать кофе в личные и многоразовые стаканы посетителям, чтобы предотвратить распространение заболевания.

Всего по прогнозам ирландской компании Research and Markets в период пандемии рост мирового рынка упаковки может составить от 2,2% до 9,2%. При этом, в России отрасль заготовки и переработки вторсырья из макулатуры в полной мере испытала на себе негативные последствия режима самоизоляции. Итогом стало существенное сокращение — вплоть до полной остановки, — деятельности предприятий, являющихся источниками образования макулатуры. В пандемию устойчивые объемы макулатуры генерировала только сетевая розница.

Раньше упаковка для еды была пластиковой, однако со временем появилась бумажная упаковка, которая внешне гораздо привлекательнее пластика и выглядит экологичнее. Однако за ее красотой — сложности переработки. Зачастую в «картонной» упаковке бумага только снаружи, а внутри все тот же пластик. Самый яркий пример — стаканчики для кофе, боксы для сэндвичей и многое другое. Подобные материалы вызывают еще больше проблем с переработкой, чем обычный пластик, потому что каждая его составляющая требует разделения и разной переработки.

Другой популярный материал, пришедший на смену чистому пластику — биопластик. Самый популярный — полилактид (PLA). Он изготовлен из сырья растительного происхождения (кукуруза, крахмал, целлюлоза). Чаще всего используется для производства одноразовой посуды, боксов для еды, внутреннего слоя для бумажных стаканчиков. В начале 2020 года ВТБ объявил о производстве банковских карт из полилактида, заявляя о нем, как об «экологичном биоматериале, который легко перерабатывается и не загрязняет окружающую среду».

Как использовать пищевую пластиковую упаковку и посуду правильно Фото:Павел Лисицын / РИА Новости

Ресурсная база материала не влияет на экологичность продукции из PLA, и особенность связана именно с химической структурой полимера, поэтому минусов в его использовании гораздо больше, чем плюсов. Например, его разложение возможно только в определенных условиях и длительное время, а для переработки материал необходимо собирать отдельно от других видов пластика, при этом так как вид пластика редкий, то маловероятно, что его возьмет переработчик.

Для более быстрого разложения в обычный пластик может добавляться специальная добавка (сейчас она часто встречается в пластиковых пакетах в супермаркетах). Она ускоряет окисление пластика и, следовательно, его разложение. Однако такой пластик не разлагается, а разрушается на более мелкие частицы — микропластик, что по факту еще хуже, ведь микропластик есть в дожде и питьевой воде по всему миру. Например, ученые РАН выяснили, что в каждом литре воды из Ладожского озера и его притоков содержатся частицы микропластика — мы его пьем, употребляем в пищу и даже дышим им.

Переработка отходов в России и мире

По данным Greenpeace, более 90% произведенного пластика не перерабатывается. В Европе, где показатели переработки в целом высокие (особенно в Германии), всего 31% отходов, собранных в 2016 году, были помечены как переработанные. А бо́льшая часть этого объема экспортируется в страны с низким уровнем дохода, где его судьба неизвестна.

Если жители Европы уже несколько десятков лет сортируют свои отходы, то в России такая практика появилась совсем недавно — например, в Москве и Подмосковье поставили контейнеры для мусора различного типа. При этом, по данным исследовательского холдинга «Ромир», еще год назад уже более половины жителей российских городов (55%) были готовы сортировать и выбрасывать отдельно различные виды мусора. Однако готовность большинства горожан заняться этим процессом упирается в неспособность государства решить все сопутствующие вопросы.

Популяризацией сортировки отходов занимается движение «Раздельный сбор» и другие экологические организации. Есть и бизнес, который поддерживает этот тренд разными способами. Так, уже много лет можно сдать использованные батарейки в IKEA, а сеть магазинов «ВкусВилл» собирает пластиковые крышечки с прошлого года. Инициативу поддерживают и некоторые магазины электроники и бытовой техники, которые забирают и сдают картонную коробку товара после доставки, а также занимаются утилизацией отслуживших устройств. Сервис «Кухня на районе» принимает обратно и отдает на переработку пластиковые контейнеры из-под еды.

Как бизнесу перейти на перерабатываемую упаковку и при этом сэкономить

Производители маркируют упаковку, чтобы потребитель мог понять, что с ней делать. Однако пластик чаще всего попадает в общий контейнер.

При этом раздельный сбор мусора проблему не решает полностью — помимо того, что только одного пластика существует семь типов, и каждый подлежит различной обработке, сейчас распространены композитные материалы, части которых перерабатываются также по-разному. В Европе есть множество заводов, которые занимаются разделением подобных материалов при переработке, в России их пока четыре. Например, Л-ПАК в Липецке и Вельгийская бумажная фабрика в Новгородской области. Но страшнее другое. В Москве пока не так много точек, которые принимают многослойную упаковку для переработки, а с регионами ситуация с доступом к инфраструктуре раздельного сбора в разы сложнее. Вероятность, что такая тара попадет в переработку, очень низка.

Если говорить про упаковку из бумаги и картона, в Европе уровень переработки (означает общее количество переработанных отходов упаковки, деленное на общее количество произведенной упаковки) такой упаковки достигает 85.8% (по данным на 2019 год). Для сравнения уровень переработки пластика составляет всего 30%.

В России также есть сильная лига переработчиков макулатуры — это производители бумаги и картона из вторсырья, а также потребители, которые привыкли сдавать бумагу на переработку (упаковка от техники, старые книги). У нас есть скорее обратная проблема: макулатура — дефицитное сырьё, и сейчас, в период кризиса, её стало ещё меньше. Одной из причин дефицита является небольшое потребление населением целлюлозно-бумажной продукции (Среднедушевое потребление целлюлозно-бумажной продукции в России за 2019 год — 50 кг, США — 211 кг, Германия — 241 кг).

Однако чем больше бумажной/картонной продукции мы будем использовать, тем легче будет перерабатывать мусор. По факту, если одноразовой упаковки из картона будет больше, чем из пластика это для всех будет лучше. Картон в отличие от пластика разлагается в естественных условиях, упаковка из него начнет разлагаться уже через 3–4 месяца. Пластиковая упаковка, оставленная в лесу, так и будет лежать. При этом картон и бумага еще и возобновляемый материал, и это очень важно. Пластик — нет.

Как можно решить проблему утилизации упаковки?

В Европе государство разными способами стимулирует предприятия и горожан на разделение отходов. Чем проще отходы для переработки бизнес производит, тем меньше платит налогов. Кроме того, во многих странах существует налог на использование пластика.

Еще один путь — минимизировать использование композитных материалов в упаковке и биопластика, который требует промышленного компостирования (в России нет заводов для этого). Например, крупные игроки вроде «Кухни на районе» и «Яндекс.Лавки» пошли подобным путем и выбрали пластиковые пакеты, которые можно повторно использовать. Мелкие игроки, к сожалению, пока исходят от визуальной привлекательности для покупателей.

Биопластик — новейшая форма гринвошинга: исследование «Гринпис» Фото: Imago / ТАСС

Основным трендом в мире сейчас становится унификация кода для переработки пластика, то есть единый код упаковки.

Ярким примером унификации служит замена пластикового слоя в упаковке на натуральный. Это касается в первую очередь сегментов товаров, где требуется защитный слой от промокания и протекания: готовая еда, кофе навынос. За счет уникальных технологий внутреннего покрытия упаковка сохраняет простой код переработки PAP-21. Так появились салфетки, покрытые воском. Они используются для упаковки еды вместо пластиковых контейнеров, а перерабатываются как бумага. Другой вариант — использование защитного покрытия на водной основе. То есть при переработке материала этот слой будет легко смываться при температуре варки.

Также распространены упаковки для мюслей или хлопьев — бумажные боксы с пластиковыми вставками. Буквально полгода назад появилась технология, благодаря которой пластик в них имеет код переработки PAP-21, то есть может перерабатываться вместе с бумагой. Это достигается за счет того, что полиэтилен производится из целлюлозы. Один из первых заводов по производству прозрачной пленки с кодом переработки PAP 21 был запущен в Великобритании, и их продукцию уже можно встретить в упаковке в Европе, — а технология сложная и дорогая — стоимость упаковки может увеличится в четыре раза.

Культура потребления

Большинство людей выбирает продукты, основываясь на своих вкусовых предпочтениях. А если они будут отталкиваться не только от вкуса товара, но и от его упаковки, и проявлять больше требований к ней, то это будет двигать компании к изменениям.

Чаще всего последние исходят из того, что привлекательнее будет смотреться на полках магазинов или кафе и что стоит дешевле при производстве. Выходит, что пластик дешевле, а картон с пластиковым слоем — красивее. Однако не стоит искать альтернативу одноразовому пластику в других «сложных» одноразовых материалах. Если многоразового нет под рукой — следует выбирать перерабатываемые материалы. Но и не стоит забывать о новых альтернативных технологических решениях, сочетающих в себе стиль и удовлетворяющих всем нормам с разумной ценой.

Кроме того, люди должны приучить себя смотреть на маркировку товара, а производители — везде ее ставить. В Германии, например, в каждом доме от трех до восьми контейнеров для мусора. Любой россиянин, если приедет туда, растеряется.

Как Германия разделяет отходы во время пандемии Фото:Pexels

Интересно, что жители регионов России к осознанному выбору упаковки относятся серьезнее, чем жители Москвы. Вероятно, это связано с тем, что Москва в целом чище, а вот в остальной России мусор часто валяется вдоль дорог, в лесах и парках. Например, 70% клиентов «ПолиКап» — это региональные бренды, и только 30% приходится на Москву, хотя в ней куда больше кафе и ресторанов, предлагающих кофе навынос.

Такую тенденцию я могу объяснить несколькими причинами. Во-первых, бюджеты, которые выделяются на благоустройство Москвы и Петербурга намного больше, чем для региональных городов. Поэтому регионы не ждут уже, что кто-то это сделает, а начинают с себя и становятся осознаннее к окружающему их пространству. Во-вторых, концентрация кофеен в регионах намного меньше, чем в Москве. То есть каждое небольшое региональное кафе имеет более сильный имиджевый вес для города, его жителей и своих посетителей. Поэтому региональные предприниматели более мотивированы сделать свой вклад в экологию, проголосовать рублем, поменяв пластиковую крышку на бумажную. Представьте, что если сто кофеен перейдет на бумажные крышки вместо пластика, то уже на 50 т пластика будет меньше. Это ощутимо и имеет большое значение для города.


Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: