Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как бизнесу перейти на перерабатываемую упаковку и при этом сэкономить

«Кухня на районе» — экспресс-доставка готовой еды и продуктов. Сегодня приложением пользуется 500 тыс. человек. В 2019 году сервис запустил бета-версию программы возврата упаковки и вдвое сократил на нее расходы

«Кухня на районе» запустилась в 2017 году и уже через год вышла на 100 тыс. заказов в месяц и привлекла первые инвестиции от «ПИКа» и основателя QIWI Сергея Солонина. Сейчас сервис работает в 31 районе Москвы, а его выручка за 2019 год составила порядка 800 млн руб.

Со временем в «Кухне» был запущен раздел экспресс-доставки продуктов (на сегодняшний день дарксторы представлены в 25 районах Москвы), а также раздел «Фудмаркет»‎ с блюдами из меню московских кафе и ресторанов.

Dark store (англ. «темный магазин»), или магазин без покупателей — склад для сбора онлайн-заказов.

В декабре 2019 года сервис запустил бета-версию программы сбора упаковки для последующей переработки.

А в мае 2020 года «Кухня» выпустила новые прозрачные боксы из безопасного и прочного пластика PP5 на замену старым контейнерам. Обновленные боксы можно использовать для своих нужд либо сдать их на переработку.

Задача

Оптимизировать расходы на упаковку и минимизировать экологический след компании. Запустить простой и понятный клиенту процесс сдачи использованных пластиковых контейнеров на переработку через приложение «Кухни».

Человек живет с размахом на полторы планеты: как сократить свой экослед Фото:David Marcu / Unsplash

Предпосылки и мотивация

Путь к экологизации компании начался с активностей, которые организовали сотрудники «Кухни на районе» у себя в офисе — они начали собирать макулатуру, батарейки, настроили двухстороннюю печать на принтере и т.п. Параллельно постоянные клиенты сервиса активно писали в службу поддержки с просьбой решить проблему большого количества пластика, который оставался после заказов. Команда посчитала, сколько пластиковых отходов будет оставаться уже через год — объем составил более 100 т в месяц. Тогда было принято решение действовать.

Подготовка к запуску переработки шла почти год. Рассматривались разные варианты: оборотная многоразовая тара, биоразлагаемые решения и т.д. В конечном счете опытным путем была выбрана самая эффективная и проверенная опция — переработка.

«Еще год назад, когда мы думали, по какому пути пойти, адекватной информации по вопросам переработки практически не было. Многие источники противоречили друг другу. Некоторые компании принимали пластик только определенных видов, что нам не подходило. Постепенно мы погрузились в процесс и нашли партнеров, с которыми у нас все органично сложилось» — комментирует руководитель направления устойчивого развития Алина Лихачевская.

Как разобраться в маркировке товаров и что можно сдавать в переработку Фото:Aziz Taher / Reuters

Реализация

Основные шаги:

  1. Создание инфраструктуры внутри компании для возврата упаковки;
  2. Обучение сотрудников, прежде всего райдеров;
  3. Тестирование логистики возврата упаковки от клиента до сортировочной линии;
  4. Переоборудование точек;
  5. Информирование клиентов о новой функции.

Сначала 400 райдеров прошли обучение: они забирали у клиента упаковку и отвозили ее обратно на «Кухню», складывали в промаркированный контейнер для вторсырья. Важно, чтобы пакет с пластиком не контактировал с едой — для этого мы оборудовали часть велосипедов специальными корзинами и стропами.

Таким образом райдер не совершал сложных дополнительных действий и не тратил свой временной ресурс. Но в начале некоторые по ошибке складывали упаковку в кофр для еды. А новички грешили тем, что выбрасывали пакеты в ближайшую мусорку — с такими мы проводили дополнительную беседу, объясняли, почему важно привезти упаковку обратно и что с ней нужно сделать. Но таких случаев были единицы, поэтому в целом обучение не составило проблем, райдеры быстро поняли, что к чему, и сами предложили улучшить какие-то нюансы процесса.

Еще одним важным изменением стало переоборудование точек — кухонь. На каждой точке был установлен отдельный контейнер для вторсырья. Каждый день накопленная упаковка из контейнеров с каждой точки собиралась и отправлялась на сортировочную линию. Там она разделялась по фракциям — бумага, пластик нескольких видов — и далее отправлялась на переработку.

Фото: «Кухня на районе»
Фото: «Кухня на районе»

В приложении «Кухни на районе» к моменту запуска бета-версии программы переработки появился новый пакет из полиэтилена высокого давления, в котором доставлялась еда. Пакет стал основным носителем коммуникации экопрограммы — благодаря ему многие клиенты узнали, что теперь они могут сдать упаковку на переработку.

В приложении была добавлена кнопка «Отдать на переработку» при оформлении заказа.

Стоимость возврата упаковки составила 9 руб. Три рубля с каждого возврата шли курьеру, три рубля — в WWF России, три — на покрытие расходов сортировки.

«9 руб. — это символическая плата, она не покрывает наши расходы, но зато не обесценивает весь процесс. Она достаточно мала, чтобы все были готовы ее заплатить, и позволит людям осознанно сделать этот шаг. И еще она удобно делится на 3», — комментирует Кирилл Родин, CMO «Кухни на районе».

Таким образом вся инфраструктура для бета-запуска была подготовлена к концу 2019 года — он состоялся 25 декабря.

«В первый день запуска экопрограммы нам стали приходить десятки положительных отзывов: пользователи выкладывали сторис, писали восторженные посты о запуске на Facebook. СМИ подхватили это, получился вирусный эффект. У нас не было запланировано дополнительного промо, все клиенты узнали о переработке самостоятельно из текста на пакете, в котором приехал заказ. Поэтому шквал публикаций от клиентов стал для нас приятным сюрпризом» — комментирует руководитель направления устойчивого развития Алина Лихачевская.

Результат

  • За три месяца работы проекта упаковку вернули почти 30 тыс. раз;
  • это примерно 4% от всех заказов за этот период;
  • всего клиенты собрали 88,7 тыс. рублей для фонда WWF России;
  • «Кухня на районе» добавила к этой сумме свои средства и перечислила 300 тыс. руб. на проект помощи зубрам.

Примечательно то, что «Кухне на районе» уже в процессе развития своего «зеленого» направления удалось не только оптимизировать упаковку, но и сэкономить. Сервис на своем примере показывает — для того, чтобы начать внедрять экологические инициативы в любом бизнесе, не стоит пугаться больших затрат. Как оказалось, напротив, они могут привести к оптимизации расходов, если делать определенные шаги (своим пошаговым гайдом для предприятий Кухня поделится чуть ниже).

Почему для бизнеса выгодно быть экологически ответственным Фото:Владислав Шатило / РБК

«У нас стояло две задачи — перейти на более экологичную упаковку и сократить издержки на нее. Мы рассмотрели разные варианты и обнаружили, что можем сделать и то, и другое, если перейдем на перерабатываемую упаковку.

  1. Мы унифицировали ассортимент упаковки — раньше у нас было около 70 видов разных ланчбоксов, супников, соусников. Сейчас их в два раза меньше и они подходят для всех наших блюд. Это упростило работу с упаковкой и сократило количество ошибок, а также позволило увеличить партии и выйти на прямую работу с производителями.
  2. Мы убрали все лишнее — наклейки на ланчбоксах, пластиковые трубочки для напитков, влажные салфетки и одноразовые приборы по умолчанию.
  3. Благодаря опции «не класть приборы» более четверти заказов ездит без приборов, а на время пандемии — почти половина.

Все производители нашей упаковки находятся в России, поэтому, даже во время скачков курса рубля и проблем с поставками, у нас все было в порядке и расходы не увеличились» — комментирует руководитель направления устойчивого развития Алина Лихачевская.

Одна из причин, почему экологические инициативы в бизнесе не получают масштабного развития — это заблуждение о больших затратах на реализацию. Пример «Кухни» это опровергает.

На время карантина «Кухня на районе» временно приостановила возврат упаковки. Но пользователи могут собирать и хранить использованную упаковку — как только возобновится работа в штатном режиме, райдеры заберут все накопившиеся контейнеры и «Кухня» передаст их на переработку.

Планы и перспективы

В мае 2020 года сервис также презентовал новую версию контейнеров, разработанную совместно с производством ПолиЭР. Обновленный бокс стал компактным и полностью прозрачным. При производстве бокса используется на 20% меньше пластика, чем в старых контейнерах.

Фото: «Кухня на районе»
Фото: «Кухня на районе»

Команда сервиса планирует создавать обучающие материалы на экотему для пользователей, снимать видео из центров сортировки и переработки, чтобы рассказать и показать людям, как устроен процесс.

Одна из главных целей — сделать все операционные процессы экологичными. «Кухня на районе» — достаточно гибкий бизнес, поэтому новые решения можно внедрять довольно быстро.

«Если раньше мы принимали решения ориентируясь только на количество новых пользователей или маржинальность, то сейчас есть дополнительный критерий. Мы оцениваем, соответствует ли конкретное действие концепции устойчивого развития и как это скажется на окружающей среде» — комментирует руководитель направления устойчивого развития Алина Лихачевская.

Гид для бизнеса

Как бизнесу оптимизировать работу с упаковкой, сделать процессы более экологичными и параллельно сэкономить:

  1. Для начала посчитайте все затраты на упаковку своей продукции, например, за последний месяц и оцените масштаб бедствия. Если вы не учитывали упаковку в себестоимости продукции — самое время начать это делать.
  2. Сформируйте весь ассортимент, которым вы пользуетесь. Выделите откровенно дорогие позиции и попробуйте найти более доступные аналоги.
  3. Постарайтесь унифицировать ассортимент: чем меньше у вас различных видов и форм упаковки, тем проще ее закупать, и тем меньше ошибок будет совершать персонал при работе с ней.
  4. Постарайтесь исключить из производства все лишнее: пластиковые карточки, наклейки, листовки, бумажные купоны и т.д. С большой вероятностью они отправятся в мусорное ведро даже не выполнив свою функцию. Их можно заменить цифровыми аналогами.
  5. Делайте маленькие шаги в разных направлениях: попробуйте организовать в офисе сбор макулатуры, поставьте контейнеры для раздельного сбора мусора, настройте принтер на двустороннюю печать. Подключайте к этим инициативам команду. Когда сотрудники начнут мыслить в одном направлении по вопросам устойчивого развития, можно считать, что вы уже сделали большой шаг вперед.

Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: