Как глобальное потепление учащает турбулентность во время перелетов

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Изменение климата приводит ко множеству проблем — от глобальных до более мелких, но все еще неприятных. Одна из последних — учащение турбулентности

А в чем тренд?

Глобальное потепление — это повышение средней температуры на Земле, основной причиной которого является деятельность человека. Оно наблюдается с конца XIX века, а его скорость постоянно увеличивается. Если потепление не остановить, то планету ждут негативные последствия: часть городов исчезнет, голодающих людей станет намного больше, начнутся войны за жизненно важные ресурсы. Поэтому борьба с ним — устойчивый тренд нашего столетия. Помимо нескольких катастрофических сюжетов из-за глобального потепления человечество ждут десятки менее крупных, но неприятных последствий изменения климата. Одно из них связано с полетами.

Турбулентность во время полета — не самое приятное явление для большинства людей. Напитки едва не переливаются через край, сердце начинает колотиться, а пассажиры — бояться. К сожалению, из-за глобального потепления этот эффект будет происходить все чаще. Именно к такому выводу пришли британские ученые. Они обнаружили, что за последние 40 лет на многих оживленных маршрутах во всем мире турбулентность участилась.

Что такое турбулентность

Турбулентность — это невидимая форма «неровного» воздуха, которая не обнаруживается метеорологическими радарами самолетов и трудно прогнозируется. Она не имеет ничего общего с облаками или штормами, а возникает из-за сдвига ветра. Так называется повышенная степень изменения направления и величины скорости ветра на относительно небольшом участке в атмосфере.

Глобальное потепление и турбулентность

Спутники наблюдают за атмосферой с 1979 года. С тех пор частота сдвига ветра на крейсерских высотах полета увеличилась на 15%. Прогнозируется, что к 2100 году это значение вырастет еще на 17–29%. Этот рост соответствует ожидаемым последствиям изменения климата: ускорение потепления усиливает разницу температур. А она порождает сдвиг ветра в верхних слоях атмосферы. Именно поэтому климатические модели показывают, что в будущем турбулентность станет гораздо более распространенной. Риск получения травм из-за этого явления может удвоиться или даже утроиться.

Правда ли началось учащение турбулентности

Предыдущие анализы сообщений пилотов о турбулентности выявили свидетельства учащения явления. Однако короткий 12-летний период вызвал вопросы о статистической значимости исследования.

В более длительном исследовании ученые проанализировали атмосферные данные за 44 года — с 1958 по 2001 год — и обнаружили рост турбулентности на 40–90%. Однако отсутствие спутниковых данных за первую половину этого периода ставит под сомнение надежность результатов.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Ловушка мозга: почему мы боимся акул и самолетов больше, чем ДТП

Подтверждение статистики

Британские исследователи проанализировали число турбулентностей в выборке атмосферных данных за всю эру метеорологических спутников с 1979 года. Они обнаружили, что за этот период частота явления увеличилась на 55% над северной Атлантикой и на 41% над США.

Она то растет, то понижается от года к году, однако существует четкая долгосрочная тенденция к повышению, что соответствует ожидаемым последствиям от изменения климата. Ученые обнаружили аналогичный рост на других оживленных маршрутах авиаперелетов над Европой, Ближним Востоком и южной Атлантикой.

Что будет дальше

Для предотвращения пассажирских травм в авиации используются специализированные прогнозы, чтобы прокладывать маршруты полетов с учетом турбулентности. За последние 30 лет подобные технологии значительно улучшились, однако они все еще не совершенны.

Технологический прогресс в будущем позволит пилотам дистанционно обнаруживать турбулентность в режиме реального времени. Однако такая технология пока нежизнеспособна. Исследователи отмечают: «На данный момент лучший совет пассажирам — пристегиваться ремнем безопасности. Раз вы делаете это при движении по дороге со скоростью 40 км/ч, то стоит так делать и в небе, где скорость полета — 800 км/ч. Стоит также помнить, что турбулентность, способная вызвать травмы, встречается относительно редко».

Обновлено 21.07.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть