Роман Дулесов — РБК: «Важнее всего для потребителя состав БАДов»

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Продажи биодобавок в 2022 году составили, по разным оценкам, от 105 млрд до 120 млрд руб. «РБК Тренды» поговорили о состоянии рынка БАДов с вице-президентом «Нижфарма» Романом Дулесовым

Об эксперте: Роман Дулесов — вице-президент по безрецептурным препаратам фармацевтической компании «Нижфарм». Кандидат экономических наук, занимается развитием команды подразделения Consumer Healthcare.

Главные тренды рынка БАДов

— Как будет выглядеть рынок биологически активных добавок в России и в мире в ближайшее время?

— Если говорить о тенденциях, которые сформировались вокруг культуры заботы о здоровье, то рост порядка 14% в год. Этот тренд сформирован и ковидом, и борьбой наших пациентов со стрессом.

Тренд на заботу о своем здоровье устойчивый, поэтому мы рассчитываем, что рынок будет только расти. Если говорить о мире, то это примерно $360 млрд в год. А на протяжении десяти лет он почти удвоится и составит более чем $650 млрд. Мы ожидаем, что в России будут примерно такие же цифры.

— Кроме увеличения прибыли какие еще тренды в развитии этого рынка?

— Поскольку о пользе здорового образа жизни говорят во всех странах, создался набор трендов, которые формируют потребность в пищевых добавках. В первую очередь это защита иммунитета: здесь часто прибегают к витаминам С и цинку (Zn).

Цинк входит в состав почти 200 ферментов, поэтому его роль в организме чрезвычайно разнообразна, он необходим для нормального протекания многих биохимических процессов. Организм новорожденного содержит приблизительно 60 мг этого микроэлемента. В процессе роста содержание цинка в организме увеличивается. У взрослых мужчин оно составляет приблизительно 2,5 г, у женщин — 1,5 г. Более 95% всего цинка содержится внутри клеток. Он концентрируется в печени, мышцах, предстательной и поджелудочной железе, глазных яблоках, гипофизе, коже и слизистых оболочках, иммунной системе, ЦНС.

В зависимости от того, какую для себя цель ставит человек, будет формироваться подбор витаминов, мономинералов, поиск оптимального сочетания в рамках мультивитаминных и мультиминеральных комплексов.

Управление стрессом и здоровый сон тоже входят в тренды заботы о себе. Люди оптимизируют потребление БАДов под свои нужды. Конечно, занятия спортом, психологические практики и хороший культурный отдых помогают восстанавливаться после пережитого стресса и хорошо влияют на качество сна. Но этого порой недостаточно. Поэтому потребители собирают свою уникальную корзину — находят комбинацию биологически активных добавок, которые закрывали бы их потребности. Например, недавно мы вывели на рынок БАД, который помогает уменьшить дискомфорт в суставах при регулярных спортивных тренировках и повышает физическую выносливость организма. Также у нас появился коллаген в жидкой форме и в высокой дозировке для усиленного эффекта.

В восходящем тренде — жевательные формы: желированные карамели и мармелад. Это наблюдается не только в детском сегменте. Мы видим, что и взрослая аудитория тоже хорошо относится к этой форме применения. С учетом того что в жевательных мармеладках нет сахара или сахарозаменителя, а сам этот комплекс наполнен минералами и витаминами, мы считаем, что данный тренд будет только укрепляться.

Фото:Pexels
Социальная экономика Попросили добавки: что будет с рынком витаминов и БАДов в России

— Чем еще руководствуется потребитель при выборе БАДов?

— Недавно мы провели исследование Health Report 2023. Оно отражает основные тенденции в поведении россиян по отношению к своему здоровью. Выборка включала порядка 2 тыс. респондентов из России. Результаты показали, что 42% россиян принимают БАДы на постоянной основе. Причем среди опрошенных женщин этот показатель заметно выше: 55% против 28% мужчин.

По данным отчета Health Report, состав БАДа при выборе имеет решающее значение — насколько добавка содержит те необходимые персонализированные элементы, которые нужны человеку. Это касается поддержки иммунитета, более эффективных тренировок, борьбы со стрессом, достижения эффекта от хорошего сна. Порядка 42% потребителей ориентируются именно на состав.

При этом 36% потребителей стремятся решить конкретную проблему и хотят поддержать организм в здоровом состоянии. Это могут быть проблемы, связанные с суставами, высокий холестерин, дефициты либо другой набор болезней или патологических состояний, с которыми нужно бороться. Тогда люди обращаются непосредственно к тому, чем БАД может помочь в этой проблеме.

Большой вес для потребителя имеют рекомендации — отзывы в интернете. На них ориентируются более 50% респондентов. И 31% участников исследования могут обратиться к врачу или фармацевту, посоветоваться с друзьями.

Маркетплейсы как новая площадка для БАДов

БАДы уже традиционно продаются на маркетплейсах и электронных площадках. Каковы основные тренды в этом направлении? Как развивается сегмент через эти площадки?

— Маркетплейсы, либо омни-площадки (омниканальность — подход к торговле, когда все офлайн- и цифровые каналы продаж используются вместе. — РБК Тренды), как и весь ретейл, развиваются очень быстро. Покупатели переходят на эти площадки из-за удобства: на сайте есть необходимая информация, можно посмотреть отзывы и совершить комфортную и быструю покупку. Часто она сопровождается скидками. При этом в сегменте фармы рост e-commerce (электронной торговли) как структурная доля в общих продажах несколько отстает от других сегментов рынка. Мы наблюдаем, что в отличие от FMCG (сегмент товаров повседневного спроса. — РБК Тренды) рост наблюдается, но доля пока не подавляющая.

У потребителя сформировалось доверие к фармацевту, физическому контакту с БАДами, поэтому они по-прежнему продолжают покупать добавки в аптеках.

Скорее всего, тренд на рост доли маркетплейсов будет сохраняться, но при этом нельзя сейчас исключить роль традиционных аптек в структуре продаж — она по-прежнему ключевая. Обеспечивая качественный продукт, мы, как фармацевтическая компания, хотим находиться в тех каналах, где делает покупку наш потребитель. Поэтому мы следим за трендами и поддерживаем наши бизнес-отношения со всеми каналами продаж — как с традиционными аптеками, так и с маркетплейсами.

— Насколько действительно удобнее и безопаснее покупать БАДы в аптеке, а не через маркетплейс?

— Насыщение пунктами доставки и аптеками в России примерно одинаковое: в каждом районе есть аптека и пункт выдачи маркетплейсов. И если потребитель привык заказывать доставку до пункта выдачи, а не курьером, то выбор уравнивается. Поэтому если говорить про удобство, то ситуация примерно одинаковая — и то и другое не трудоемко.

Другой момент — это надежность и безопасность. Уровень регулирования работы традиционных аптек в стране высокий, и нет сомнений в их надежности. Как ответственные производители, мы обеспечиваем качественный продукт на всех площадках. Но мой опыт общения с интернетом говорит, что процесс контроля за поставщиками не всегда отлажен, иногда непонятно, могут ли эти площадки обеспечить качественный продукт. Поэтому потребителю нужно проверять надежность поставщиков и отслеживать, имеет ли препарат все необходимые документы, зарегистрирован ли он. В этом отношении традиционные аптеки по-прежнему вызывают большое доверие.

Какими методами в основном продвигаются БАДы сейчас на российском рынке?

— По российскому законодательству БАДы, так же как и безрецептурные препараты в принципе, можно продвигать с помощью рекламных инструментов. Мы используем подход 360 и продвигаем БАДы не только через рекламу на телевидении, но и на радио, в интернете, на билбордах и цифровых экранах в офисных центрах. Мы активно используем продвижение через нашу промоактивность на интернет-площадках и в традиционных аптеках. То есть используем все возможные способы, которые нам позволяет законодательство.

— Какие из этих каналов лучшие?

Мы считаем, что это реклама на телевидении, несмотря на то что доля молодой аудитории со временем сокращается. Взрослое население по-прежнему проводит у голубого экрана очень много времени.

Второе — это ценовые акции. Сейчас потребитель-пациент становится гораздо более разборчивым, продвижение с помощью этого инструмента находится близко к телевизионной рекламе.

Интернет стоит в этом топе на развивающемся третьем месте. Это три ключевых канала, которые мы считаем самыми эффективными в продвижении продукта.

Фото:Bloomberg
Экономика инноваций Куда инновации приведут фармацевтику России

Самые популярные БАДы в России

— Какие БАДы по составу сейчас лидируют на рынке и почему?

— Распределение на рынке в России, по данным отчета Health Report, выглядит так: около 55% респондентов выбирают витаминно-минеральный комплекс. В первую очередь это касается подбора тех ингредиентов внутри БАДа, которые позволяют решать комплекс задач, стоящих перед пациентом. Это и про удобство: в одной капсуле или таблетке находится весь набор необходимых веществ. Это выгоднее и по цене.

Моновитамины выбирают 45% пациентов. Здесь лидером с точки зрения устойчивого потребления считается витамин С. Это связано с запросом на укрепление иммунитета, о котором мы говорили выше. Россия — страна в большей части северная, поэтому запрос на поддержание иммунитета связан не только с ковидом, но и с сезонностью различных простудных заболеваний. Нельзя забывать о цинке и магнии.

Есть интерес и к другим компонентам в моновитаминах. Один из них — аминокислоты. Это и карнитин (вещество, родственное витаминам группы В, способствует жиросжиганию. — РБК Тренды), таурин (аминокислота, которая защищает ткани от поражений), глутамин. Есть запрос на препараты, которые способствуют активному метаболизму и связаны с более эффективными тренировками.

Глутамин — распространенная аминокислота в организме человека, входящая в число условно заменимых аминокислот. Она составляет около двух третей от общего количества аминокислот, находящихся в мышцах. Глутамин восстанавливает мышцы и стимулирует белковый анаболизм.

Интенсивные и длительные упражнения вызывают двухфазный ответ на уровень глутамина в крови. С одной стороны, его концентрация увеличивается в ходе выполнения упражнений, а с другой — значительно падает во время периодов отдыха. Предположительно, недостаточные периоды отдыха между интенсивными тренировками ограничивают выброс глутамина скелетными мышцами, и, следовательно, иммунная система может находиться в более стрессовой ситуации.

— А витамины для детей?

— Внутри нашего Health Report этот вопрос не изучался. Но мы видим динамику продаж мультивитаминных комплексов в виде жевательных карамелей и мармелада. Из чего предполагаем, что для детей в трендах — тоже комплексное использование. Мультивитамины для детей сейчас имеют гораздо более устойчивый восходящий тренд по продажам. По потреблению они востребованы больше, чем моновитамины, например D3.

Обновлено 04.12.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть