БАДы — это компоненты биологически активных веществ природного или идентичного природному происхождения. Их принимают с пищей или вводят в состав продуктов для их обогащения. Они нацелены на восполнение недостатка пищевых волокон, витаминов, минеральных веществ и аминокислот, а также на нормализацию рациона. БАДы не являются лекарством.
На рынке заметили «взрывной спрос»
В последние годы интерес россиян к витаминам и БАДам резко вырос, отмечают участники рынка. До недавнего времени он был связан с трендом на здоровый образ жизни. Но пандемия дополнительно подстегнула этот интерес. «Сейчас все больше людей задумываются, как укрепить здоровье и иммунитет не только с помощью лекарств, но и сбалансированного рациона, использования БАДов», — рассказала на тематической сессии ПМЭФ директор по развитию представительства iHerb в России Оксана Богатенко.
В 2020 году траты россиян на витамины выросли в 2,5 раза по сравнению с 2019-м. Только за январь—октябрь было реализовано около 3,1 млн упаковок. В частности, на iHerb «взрывным спросом» пользовались витамины и добавки, помогающие укрепить иммунитет (такие как витамины С и D, цинк).
Когда первый испуг перед коронавирусом прошел, люди стали задумываться о том, как защитить себя и повысить иммунитет, подтверждает руководитель АНО «Здоровая нация» и амбассадор Роспотребнадзора Ирина Пудова. При этом профильные ведомства многих стран подчеркивали важную роль витаминов. Об их пользе говорилось, например, в методичке Роспотребнадзора, посвященной рациону питания в условиях карантина.
Популярность БАДов также стала нарастать. В конце 2020 года объем их продаж в стоимостном выражении оказался на 19,6% выше по сравнению с тем же периодом 2019-го. Только за последнюю неделю 2020 года россияне скупили продукции на ₽71,8 млрд.
Сейчас, на фоне вакцинации против COVID-19, ситуация несколько успокоилась, говорит Богатенко. Однако многие из тех, кто начал употреблять витамины и БАД, ощутили результат и продолжили использовать эти продукты.
Россияне увлеклись самолечением
Несмотря на высокую популярность витаминов и БАДов, далеко не все понимают, какие именно продукты им нужны, зачем и в каком количестве. «К сожалению, культура употребления витаминов и добавок по-прежнему низкая», — признает Ирина Пудова.
По ее данным, только каждый десятый потребитель витаминов сдавал анализы перед тем, как начать прием препаратов. Столько же консультировались с фармацевтом. «Мы где-то слышали о том, что витамины пить полезно, но занимаемся в основном самолечением», — констатирует руководитель АНО «Здоровая нация».
Член комитета Госдумы по охране здоровья Александр Петров согласен с такой оценкой. Нередко россияне превышают рекомендованные дозы приема витаминов, отмечает он. Например, пьют витамин D по 10 000 ME в сутки, в то время как обычная дозировка не превышает 2 000 ME. Депутат уверен, что дело в ментальности россиян и их нежелании ходить по врачам и консультироваться со специалистами. Особенно эта проблема актуальна для мужчин: «Они вообще не хотят идти (в медицинские учреждения. — РБК Тренды). Я уже не говорю о том, что никто не спрашивает, какие витамины и в какой дозе надо принимать».
Вместе с ростом интереса к витаминам и биоактивным добавкам острее встал вопрос осознанного приема этих продуктов, добавляет главный редактор объединенной редакции изданий «Фармацевтический вестник» и «Медицинский вестник» Полина Звездина. Это проблему давно обсуждают и врачебное сообщество, и добросовестные производители. А пандемия стала катализатором процесса: многие страны на государственном уровне осознали важность цивилизованной витаминизации населения.
Потребители готовы стать осознаннее
Исследования подтверждают, что россияне действительно нуждаются в приеме витаминов. По данным лабораторий «Гемотест», которые с 2017 года провели более 290 тыс. тестов на содержание витамина D, у 67% пациентов обнаружилась либо нехватка, либо острый дефицит этого витамина, рассказала Оксана Богатенко.
Недавно iHerb провела с «Гемотестом» совместную акцию. Ее основной задачей было стимулировать пользователей площадки более осознанно подойти к потреблению витаминов и БАДов и принимать решение на основании анализов крови. Акция пользовалась огромным спросом — несмотря на привычку к самолечению, все больше людей готовы консультироваться с врачом и сдавать анализы, прежде чем принимать таблетки.
«Мы это горячо поддерживаем и будем продолжать просветительскую работу на нашей платформе», — заверила директор по развитию представительства iHerb в России. Однако в компании подчеркивают, что задача по повышению культуры потребления витаминов и БАДов стоит не только перед производителями и поставщиками, но также перед чиновниками и медиками.
Рынку не хватает госполитики
Для создания цивилизованного рынка БАДов и витаминов, повышения культуры их потребления в России не хватает целенаправленной государственной политики. С этой оценкой согласились все участники тематической сессии на ПМЭФ.
По словам Ирины Пудовой, связанные с этой темой вопросы отражены во многих государственных документах, включая указы президента и некоторые федеральные программы. «Мы видим, что этого недостаточно, нужна целенаправленная государственная политика в этом вопросе, — говорит эксперт. — Ее наличие позволило бы вести системную и последовательную просветительскую работу».
Глава АНО «Здоровая нация» также считает, что госполитика помогла бы обеспечить условия для инвестиций в производство витаминов, ферментных препаратов для пищевой промышленности, пробиотиков и других необходимых пищевых ингредиентов.
Благодаря централизованной госполитике станет возможной не только коммерческая дистрибуция, но и выполнение госзаказов, добавляет Оксана Богатенко. Кроме того, появится возможность наладить поставки продукции по льготным ценам для уязвимых групп населения и государственно-частное партнерство в этой перспективной для России сфере.
iHerb локализует производство
Вместе с общим интересом россиян к витаминизации растет спрос на отечественную продукцию. В январе 2021 года российские витамины показали пятикратный прирост по объему продаж в рублях, свидетельствуют оценки DSM Group.
«Это подтолкнуло нас локализовать производство (витаминов и БАДов. — РБК Тренды)», — сообщила директор по развитию представительства iHerb в России, добавив, что для такой локализации потенциально можно использовать механизм контрактного производства.
С этой инициативой площадка уже обратилась к руководителям нескольких регионов. «Мы считаем, что могли бы создать полностью российские локальные производства витаминов. И очень надеемся, что региональные власти нас поддержат», — заключила Оксана Богатенко.