От курьеров до пожарных: как в компаниях разрабатывают спецодежду

Иллюстрация создана нейросетью Kandinsky 2.2
Иллюстрация создана нейросетью Kandinsky 2.2
Спецодежда — важная часть имиджа и помощник в выполнении работы. У каждой компании свои подходы к формированию образа через униформу. Рассказываем, как разрабатывают и тестируют спецодежду

Зачем нужна спецодежда

В период с 2020 по 2027 год средний темп роста мирового рынка спецодежды составит 4,3% ежегодно. Благодаря техническому прогрессу функционал рабочей экипировки значительно расширился, а сама одежда стала «умнее». Уже сейчас спецодежда способна собирать данные не только о местонахождении, но и рабочем графике сотрудников. И в ближайшие несколько лет спектр собираемых с помощью спецодежды данных будет только расширяться.

В спецодежде появятся функции мониторинга физиологических показателей сотрудников (например, температуры тела и сердечного ритма) и условий внешней среды (температура помещения, уровень шума), а также возможность предупреждения об опасных ситуациях на производстве.

Зачем нужна спецодежда с точки зрения маркетинга

Спецодежда является важной частью имиджа компании. Униформа — маркетинговая точка контакта с потребителем. Поэтому компании уделяют особое внимание разработке этого элемента внешней коммуникации с аудиторией. Вдохновляет спецодежда и именитых дизайнеров. В коллекциях люксовых брендов стали появляться комбинезоны, рабочие парки и куртки со светоотражающими элементами, резиновые сапоги. Например, дизайнеры мирового бренда выпустили бежевый комбинезон без рукавов. Новая модель похожа на рабочую экипировку автомехаников. Другие бренды каждый год обновляют дизайн резиновой обуви, наполняя ее новыми смыслами.

Фото:Pexels
Экономика образования Техностилист: кто создает одежду будущего

Как производят современную спецодежду

В каждой профессии свои правила производства спецодежды. Однако в России есть общие требования, которые прописаны в Техническом регламенте Таможенного союза (ТР ТС) 019/2011. Это основной документ, устанавливающий обязательные нормативы для изготовления рабочей экипировки. Также существуют ГОСТы для разных областей профессиональной деятельности.

Согласно Техническому регламенту, спецодежда должна обеспечивать безопасность сотрудника во время производства. Выбор материалов для пошива зависит не только от свойств, но и от сферы применения. Например, форма работников пищевой промышленности оберегает их от общих загрязнений. Для производства их спецодежды используются ткани, не пропускающие воду, масла и жиры. В металлургической промышленности уделяется внимание огнестойким материалам.

Помимо специализированных требований к тканям есть и общие — гигиеничность, механическая прочность, длительное сохранение защитных свойств, износостойкость. В документе уделяется внимание и крою спецодежды. Она должна быть удобной и не стеснять движений во время выполнения рабочих задач. Сам процесс пошива и разработка лекал компьютеризированы. Точные расчеты позволяют выбрать уровень защиты будущей формы в зависимости от времени года.

Сегодня нет недостатка в выборе материалов. Существует большое количество специализированных лабораторий, которые готовы проводить исследования и разработки для каждой конкретной ниши.

Чем отличается спецодежда для разных профессий

У каждой компании и бренда свои подходы к формированию образа через рабочую одежду. И зачастую дизайн опирается на функциональные решения.

Медицинские работники

До середины XIX века в медицинской сфере не было единой специальной формы. Однако сейчас трудно представить врача без белого халата или другой медицинской одежды. В каждой стране свои особенности и подходы к созданию медформы. К примеру, в России создали рабочую группу, которая занималась разработкой одежды и обуви для сотрудников всей московской системы здравоохранения в 2020 году. Разработчиком формы стала отечественная компания Bosco di Ciliegi. Ей предстояло предложить варианты длинных и коротких белых халатов, брюк, топов, поло, джемперов. При моделировании формы разработчики учитывали не только пожелания самих медиков, но и требования техники безопасности. Для медработников отделений лучевой диагностики разработали форму со специальной пластиковой фурнитурой. Как пояснили создатели, в аппаратах лучевой диагностики используются мощные магниты, поэтому для них этот нюанс был актуальным.

До 2021 года больницы и поликлиники Москвы сами закупали форму для сотрудников. Она отличалась по цвету и фасону. Теперь в столице существует единая форма для всех медицинских сотрудников. Получить ее они могут в специальном экипировочном центре. Пока опыт московской системы здравоохранения в отношении единой униформы еще не масштабирован до регионов. Но медучреждения по всей стране стремятся к тому, чтобы форма врачей и младшего персонала не садилась при стирке, не мялась, не сковывала движений, пропускала воздух, отводила пот и была аутентичной в пределах конкретных поликлиники, больницы, центра (единые фасоны, цвета, символика медучреждения).

Фото:Shutterstock
Экономика образования Специалист по переработке одежды: кто спасет планету от загрязнения

Курьеры

С приходом пандемии курьеры стали неизменными помощниками в нашей жизни. Те, кто доставляет заказы, спешат к заказчикам ежедневно в любую погоду. На улицах сотрудников доставки легко узнать по яркой экипировке. Но отличает их рабочую форму не только цвет, но и функциональность. Ведь именно экипировка помогает курьерам комфортно выполнять доставку, учитывая все факторы: осадки, температуру на улице и подвижный образ жизни.

По словам руководителя отдела разработки и изготовления униформы «Самоката» Антона Адасько, процесс усовершенствования формы курьеров-партнеров условно можно разделить на четыре этапа. Новые комплекты одежды создавались в собственной специализированной лаборатории с 2020 по 2021 год. За это время специалисты создали вариант униформы, которая состоит из четырехслойного верха: футболки, флиски, теплой куртки и хардшелла (верхний слой униформы).

Антон Адасько:

«До 2020 года у нас было три элемента униформы: классическая футболка, плащ и зимняя куртка. Когда компания начала расти, пришло понимание, что надо усиливаться технологически, по скорости производства. Тогда мы начали менять подход к созданию униформы: у нас появилась новая куртка для зимы, а вместо плаща — осенняя куртка. Практика использования плаща показала, что его нижняя часть не несет в себе функциональной нагрузки, быстро пачкается и изнашивается. Мы полностью переделали зимнюю куртку. Не хотелось создавать обычный пуховик, намокающий от снега. Куртка стала удобной: появились дополнительные манжеты, защита пальцев, карманы, новый утеплитель, ткань с водоотталкивающей пропиткой».

На каждом этапе разработки четырехслойного верха возникали трудности и вызовы, с которыми предстояло справляться. В «Самокате» при разработке униформы обратились к практике outdoor-решений. Изучив физические нагрузки курьеров-партнеров и людей, которые занимаются хайкингом или трекингом, разработчики нашли несколько точек пересечений: рюкзак, аэробная нагрузка, наличие шлема и требования к эргономике.

Антон Адасько:

«На маршрутах курьеров есть разные локации. При перемещении по ним бывают разные погодные условия и особенности ландшафта. Мы должны дать курьеру-партнеру возможность хорошо себя чувствовать, несмотря на эти особенности, чтобы при перепадах температур с учетом входов в помещения и выходов обратно на улицу ему всегда было комфортно».

Хардшелл изготовлен из мембранной ткани, которая обеспечивает воздухообмен и быстрое испарение избыточной влаги с поверхности. Капюшон на нем имеет расширенные зоны для бокового обзора, кроме того, на него можно надеть шлем. Ворот устроен так, чтобы ветер не проникал внутрь хардшелла. Рукава плавно повторяют изгиб руки.

Подбор мембраны оказался долгим процессом. Производители обычно используют два показателя для описания водонепроницаемости/воздухопроницаемости тканей. Первый измеряется в миллиметрах и указывает на степень водонепроницаемости ткани. Второй определяет, сколько граммов водяного пара может проходить через квадратный метр ткани изнутри наружу в сутки. Внешний слой куртки — эластичный и плотный полиэстер со специальной пропиткой. Он должен идеально подходить выбранной мембране и быть износостойким. Исходя из проведенной аналитики, показатели 10 тыс. мм на 10 тыс. г/кв. м — оптимальное решение для условий работы курьера-партнера в режиме осадков и низких температур. Слишком экстремальные решения в «Самокате» не применяют, потому что в них нет необходимости и это сильно увеличивает сложность изготовления изделия.

Флиска изготовлена из эластичного грид-флиса, который обеспечивает отвод влаги от тела и сохраняет тепло. Футболка сделана из спортивного трикотажа, поэтому она обеспечивает отличный воздухообмен и быстрое испарение влаги с поверхности нитей.

Антон Адасько:

«Больше времени ушло на выбор тканей для флиски и футболки. Нам важно было выбрать правильное плетение. Мы пробовали разные степени плотности и остановились на определенных вариантах. Например, летом у человека сильно потеет спина под рюкзаком. Нам важно, чтобы футболка была качественная и не рвалась при малейшем натяжении, поэтому было принято решение использовать перфорированную ткань. Невооруженным глазом это незаметно, но воздухопроницаемость материала задней части футболки — другая».

Форма постоянно совершенствуется с учетом обратной связи от курьеров-партнеров. По словам Адасько, курьерская экспертиза очень важна: каждый из них побывал в разных ситуациях и готов поделиться своим опытом. Также новую униформу тестировала и сама команда разработчиков. Куртки и футболки прошли испытания походами, занятиями спортом и не только. Для удобства курьеров-партнеров в «Самокате» разработали сайт-инструкцию, на котором можно узнать, как лучше комбинировать слои в зависимости от времени года и географии присутствия сервиса. Только при правильном использовании униформа отработает все функциональные задачи.

Для формы был выбран коралловый цвет, который ассоциируется с фирменным цветом бренда, но дополнен принтом: он помогает органично вписать силуэт курьера-партнера в городскую среду. «Если обратите внимание, то у нас такой паттерн размытый. На нем какие-то загрязнения после дождя не сразу заметны, и их можно легко убрать. Это все такие функциональные решения. Кажется, что это все про дизайн. На самом деле дизайн здесь идет от функций», — пояснил Антон Адасько.

Возможность доставлять заказы в качественной униформе повышает лояльность курьерского сообщества. Новый подход к разработке изменил не только функциональность, но и срок эксплуатации фирменной униформы. При грамотном уходе куртка прослужит курьеру-партнеру не менее года — это очень хороший показатель для униформы в режиме того, как она эксплуатируется. У предыдущих версий срок эксплуатации был не больше шести месяцев.

Пожарные

Одежда пожарных призвана защищать их от опасных и вредных факторов окружающей среды, которые могут возникать при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. До конца 1980-х при пошиве формы использовался только брезент или материал с полимерным пленочным покрытием. Со временем качество защитной одежды росло. Теперь спецодежда пожарных квалифицируется в зависимости от задач, которые необходимо выполнять.

Несмотря на то что современные модели одежды пожарных превосходят прошлые аналоги, разработчики продолжают их улучшать. На рынке появляется все больше инновационных решений. Например, на Международном салоне средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность-2021» представили экипировку для пожарных из регионов арктической зоны. Она позволяет работать при температуре -50°C. В создании модели участвовали сотрудники федеральных и муниципальных подразделений пожарной охраны. Для пошива одежды пожарного использовались высокопрочные арамидные ткани. Они производятся из волокон термостойких ароматических полиамидов. В новой форме есть амортизирующие вкладыши в районе локтей, коленей и плеч. Они защитят суставы и снизят нагрузку на позвоночник при ношении дыхательного аппарата со сжатым воздухом.

Специальная отделка ткани верха отталкивает сложные загрязняющие вещества. Защитные свойства материалов заложены на молекулярном уровне. Спецодежда будет пригодна для использования в течение всего срока эксплуатации. Количество стирок не повлияет на функциональность.

В 2023 году разработчики представили и новую экипировку для лесных пожарных. Как сообщили создатели, в ближайшее время продукт будет сертифицирован и аналогов ему на российском рынке пока нет. Комплект для спасателей исполнен в ярком цвете. Такое решение позволяет повысить безопасность при плохой видимости. При пошиве использовалась износостойкая арамидная ткань. Также в экипировке предусмотрена дополнительная защита от проникновения насекомых. От сырости и намокания спасателей защитят маслонефтеотталкивающая отделка и мембрана.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Экология и гендерно-нейтральная одежда: тренды в индустрии моды в 2023-м

Пилоты и бортпроводники

На протяжении многих лет авиакомпании стремились нарядить своих сотрудников и сотрудниц в яркие и запоминающиеся комплекты, отдавая предпочтение красоте, а не удобству. В начале XXI века авиакомпании начали отказываться от такого подхода. Например, голландский авиаперевозчик ввел брюки в форму экипажа в 2010 году. Через год это сделали и в другой авиакомпании.

Со временем компании перешли к более масштабным изменениям. Практичность и комфорт вышли на первый план в разработке униформы многих из них. Например, бортпроводники исландского лоукоста сами тестировали новую форму, выполняя упражнения из карате и йоги во время фотосессии. Ирландский авиаперевозчик создал 25 элементов униформы, чтобы экипаж мог сам выбирать подходящий вариант. Как пояснили в компании, редизайн униформы был продуманным и исследованным процессом: заранее прошел опрос бортпроводников и наземного экипажа. Респонденты чаще всего говорили, что комфорт, практичность, универсальность должны стать ключевыми факторами при разработке.

Реклама, ООО «Умный ритейл», erid 4CQwVszH9pUjKJjVUrp

Обновлено 25.07.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть