8 к 1: сколько денег подопечным фондов приносят инвестиции в развитие НКО

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Для благотворительных НКО есть много грантовых конкурсов и программ. Но чаще всего деньги нельзя тратить на развитие самих организаций, и это мешает им стать по-настоящему устойчивыми и эффективными. Что же делать?

Об эксперте: Татьяна Полякова, руководитель отдела устойчивого развития «Тинькофф». Специализируется на теме ESG c 2011 года.

Какие проблемы есть у всех НКО

В России зарегистрировано более 210 тыс. НКО, около 13 тыс. из них занимаются благотворительностью. Это очень разные организации, и они находятся на разных этапах развития. Одни уже наладили системную деятельность и оперируют большими объемами средств. Другие только в начале пути и пока еще разбираются, как все это работает.

Мы постоянно взаимодействуем с НКО и видим, что разрыв между начинающими и продвинутыми все время увеличивается. Но есть общая для всех больная тема. Это организационное и стратегическое развитие самих НКО.

Благотворительные фонды глубоко погружены в рутину и бросают все ресурсы на повседневные задачи: помощь подопечным, решение экологических и социальных проблем. Далеко не всегда у них есть ресурсы, чтобы думать о повышении эффективности, строить стратегии и оценивать риски.

В результате эти риски очень больно бьют по фондам. В 2022 году было много таких примеров. Например, менялся курс валют, а оборудование для подопечных приобреталось за доллары или евро за рубежом. Или закупка иностранных препаратов прекращалась из-за нарушения логистики.

Многим организациям не хватает системности — как в управлении средствами, так и в понимании долгосрочных целей.

Что делать, если ситуация изменится? Куда мы вообще движемся? Что считать успехом? Как оценивать свой результат? Очень сложно отвечать на эти вопросы, когда ты работаешь на пределе возможностей и не задумываешься о развитии организации. Хотя бы потому, что на такое развитие все равно нет денег.

Как россияне помогают благотворительным НКО

32% безвозмездно передавали вещи и товары.

20% перечисляли деньги.

9% безвозмездно выполняли работы или оказывали услуги.

Источник: результаты опроса ВЦИОМа, проведенного в августе 2022 года. Респондентов просили указать, какую помощь они оказывали за последний год-полтора.

На что развиваться фондам

Благотворительные организации хорошо научились пользоваться грантовой поддержкой. Тем более что грантов в стране много — и от государства, и от бизнеса.

Но в грантовых условиях обычно очень четко прописано, что ни на какие административные или хозяйственные нужды деньги потратить нельзя. В законе о благотворительности тоже есть ограничение: на собственное развитие организации может идти не более 20% средств. При этом «хорошим тоном» в отрасли считается планка не выше 10–15%.

С одной стороны, это разумное ограничение. Оно защищает от нецелевого расходования средств. С другой, нормально развиваться на эти 10–15% невозможно. Как минимум необходимо оборудование для работы, обучение для сотрудников, помощь консультантов.

К тому же сам фандрайзинговый процесс требует средств. Если вы благотворительная организация, то это совсем не значит, что контекстную рекламу для вас будут размещать бесплатно.

У НКО есть несколько способов получить деньги на развитие.

1. Целевая поддержка. Если благотворители оформляют пожертвование на уставные нужды, средства можно без проблем инвестировать в организацию.

2. Договоренности с компаниями. Например, в рамках партнерского проекта бизнес помогает не деньгами, а оборудованием.

3. Оказание услуг. Когда компании реализуют социальные проекты, НКО могут выступать в роли консультантов и таким образом зарабатывать деньги на себя.

4. Проценты. Для поддержки НКО все чаще используют инструмент эндаумент-фондов. Иногда условия позволяют потратить доход с целевого капитала на внутренние нужды организации.

5. Экономия. Фонды пытаются выкраивать средства с текущей деятельности — на ту же рекламу или оборудование.

Все эти практики, к сожалению, не решают задачу. Как правило, они дают очень небольшие деньги. Их не хватает для полноценного развития.

Поэтому «Тинькофф» придумал и запустил конкурс «Поддержка будет», который помогает НКО становиться более эффективными и устойчивыми. В 2022-м мы получили больше 300 заявок и поняли, что гранты очень востребованы. В этом году увеличили бюджет конкурса в полтора раза. Всего предусмотрено 20 грантов до 1,5 млн руб. каждый.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Волонтеры, цифровизация и партнерства: как НКО переживают непростое время

Куда можно потратить грант на развитие

Исходя из опыта общения с НКО, мы выделили три критически важных направления, на которые обычно не хватает средств.

  • Материально-техническая база в IT

Это может быть компьютерная техника или ПО, помогающее ускорить и упростить работу. Все зависит от размера и потребностей организации.

Маленькому благотворительному фонду с тремя сотрудниками для работы вполне достаточно таблицы в Excel. Но если речь идет о всероссийской организации с тысячами благополучателей и десятками партнерских организаций, нужна удобная CRM.

Например, в прошлом году фонд «Жизнь как чудо» получил по итогам нашего конкурса грант и инвестировал его в CRM. Так он оптимизировал рутинные операции. Теперь фонд гораздо быстрее может обрабатывать запросы о помощи, отслеживать изменения в жизни подопечных, планировать закупку лекарств и так далее.

  • Бизнес-процессы

Задачи НКО принципиально отличаются от задач обычных компаний. Тем не менее бизнес-подход к выстраиванию внутренних процессов нужен и в некоммерческой среде.

Сбор пожертвований и помощь подопечным в идеале должны быть четко отрегулированы и оптимизированы до минимального количества шагов. Неважно, кому вы помогаете — пожилым людям, детям-сиротам или бездомным животным. Сотрудникам на каждом этапе нужно заранее понимать, что и как делать, чтобы получить максимальный результат.

  • Обучение и развитие сотрудников

НКО всегда не хватает профессиональных кадров. В некоммерческом секторе относительно низкие зарплаты. К тому же работать здесь тяжело с психологической точки зрения. Мы наблюдаем как внешнее давление и недоверие, так и эмоциональные реакции со стороны благополучателей или членов их семей. На услуги сторонних специалистов денег обычно нет.

Помимо узкопрофессиональных навыков сотрудникам благотворительных фондов нужны и общие компетенции. Особенно в области стратегического планирования и коммуникаций.

Например, умение говорить с бизнесом на одном языке сильно облегчает жизнь НКО. Бывает, что в коммуникациях фонды уходят в жертвенную позицию и пытаются давить на жалость. С бизнесом это не работает: нужен четкий, конструктивный разговор.

Одно дело, если у компании просто просят денег. И совсем другое — когда четко описывают эффекты от помощи, дают стратегическое видение. Этому можно и нужно учиться.

Фото:Pexels
Социальная экономика Благотворительность в цифре: зачем НКО маркетинг и соцсети

Какие результаты дают инвестиции в развитие

Один из вопросов в заявке на участие в нашем конкурсе — про будущее. Мы спрашиваем у фондов, какая у них стратегия, куда они движутся. Многие участники признаются, что благодаря конкурсу они впервые задумались на такие темы. В этом отчасти и состояла наша цель.

Оператор нашего конкурса, D-Group.Social, помогает победителям на протяжении всего времени реализации заявленных проектов. Благодаря этому их эффективность растет. Удается дополнительно подсветить слабые моменты в бизнес-процессах, выявить риски, вовремя на это среагировать и скорректировать работу НКО не только в рамках грантового проекта.

Практически все фонды, которые в прошлом году выиграли грант, стали привлекать больше средств и более эффективно помогать подопечным. У многих организаций каждый рубль, направленный на собственное развитие, принес 8 руб. пожертвований. В итоге больше людей получили уход, лекарства, реабилитацию и другую помощь.

Кроме того, после успешной реализации проектов НКО как минимум в течение года получают дополнительную коммуникационную и фандрайзинговую поддержку от экосистемы «Тинькофф» и оператора конкурса.

Настроенные бизнес-процессы и IT-база, новые компетенции и экспертная поддержка работают как мультипликатор. Они усиливают результат с каждым годом, помогают сокращать разрыв между НКО, дают им возможность подумать о будущем и делают их более устойчивыми. То есть деньги, потраченные на организационное и стратегическое развитие, оправдывают себя и в моменте, и в перспективе.

Обновлено 06.06.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть