Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Благотворительность вместо новогодних подарков: как и почему это работает

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
В России уже 13 лет развивается alternative giving — компании переводят благотворительным организациям деньги, заложенные на корпоративные подарки. В этому году формат стал еще популярнее — разбираемся, как он устроен

Сама концепция alternative giving («альтернативного дарения») восходит к идее Бенджамина Франклина: именинник просит дарителя вместо подарка пожертвовать деньги нуждающимся. В наши дни так все чаще поступают не только именинники, но и брачующиеся. Самый громкий пример — Кейт Миддлтон и Принц Уильям. Их благотворительный свадебный фонд составил более £1 млн. Компании активнее всего практикуют alternative giving перед Рождеством (на Западе) и Новым годом (в России). Инициатива может исходить от руководства, от сотрудников или от благотворительных фондов, работающих с корпоративными жертвователями. Главное, что дает опыт участия в таких акциях — чувство радости оттого, что в преддверии праздника вы совершаете важный добрый поступок, причем не в одиночку, а с целой командой единомышленников.

Не быть как Чендлер

Отношение к alternative giving со временем менялось. В 1990-е годы над подобной практикой зачастую иронизировали — например, в одном из эпизодов сериала «Сайнфелд» Джордж Констанза злится, что ему не подарили подарок, а против воли вовлекли в благотворительность. Он выдумывает несуществующую благотворительную организацию и делает фальшивые пожертвования, чтобы сохранить деньги. В сериале «Друзья» Чендлер Бинг дарит своим подчиненным, а заодно и друзьям, конверты с оповещением о том, что от их имени сделаны пожертвования. Его поступок тоже воспринимают в штыки. Специалисты, работающие в сфере благотворительности, в один голос говорят, что любые пожертвования должны быть осознанными и добровольными, их нельзя спускать сверху в приказном порядке.

Как пишет издание The Atlantic, за последние годы в Америке появились целые движения против рождественских покупок. Активисты хотят декоммерциализировать Рождество и призывают помогать в этот праздник нуждающимся. В России подобных движений пока нет, но «Благотворительность вместо сувениров» с каждым годом привлекает все больше жертвователей.

Первым пропагандировать эту идею в нашей стране стал фонд «КАФ» в 2007 году. В следующие два года инициативу поддержали 380 компаний, на развитие благотворительных программ было направлено 217 млн руб.

Как это устроено

Начать можно с выбора благотворительной организации, которая вам по душе. В некоторых фондах вам сразу предложат готовый сценарий и символическое вознаграждение (например, открытки, созданные подопечными, или билеты на какое-то мероприятие). Компания, которая переводит в фонд «праздничный» бюджет, выступает в роли не только жертвователя, но и проводника: она помогает своим сотрудникам и/или партнерам совершить доброе дело и получить приятные впечатления.

Фото:Joel Muniz / Unsplash
Социальная экономика 39 благотворительных фондов России: список проверенных НКО

Как рассказывает координатор проекта «Благотворительность вместо сувениров» фонда AdVita Татьяна Посова, с жертвователем заключается стандартный договор на оказание благотворительной помощи. В нем указана сумма пожертвования и на что она будет использована. Компания переводит деньги и получает финансовый отчет и подтверждающие документы — например, счет от компании-производителя лекарств, купленных на пожертвование, товарную накладную с подписью человека, который получил лекарство, платежку от фонда. Можно получить и содержательный отчет — рассказ о конкретном человеке или людях, которому жертвователи помогли.

Потрогать снег, понюхать мандарины

«В этом году у многих компаний есть запрос на социальные проекты, — говорит директор фонда «Вера» Анна Скоробогатова. — Самое неожиданное то, что идея принять участие в социальной инициативе рождается не у топ-менеджеров и не у менеджера по корпоративной социальной ответственности, а у простых сотрудников. Очень здорово, когда работодатели эти устремления поддерживают. Я совершенно уверена, что это усиливает мотивацию сотрудников и их доверие к компании — человек рад, что организация разделяет его ценности. Мне даже кажется, что в этом году дарить обычные корпоративные подарки — не очень хороший тон. На Западе коммерческие компании традиционно принимают участие в таких акциях. Я несколько лет работала в PricewaterhouseCoopers, и они больше десяти лет системно отказываются от новогодних подарков клиентам».

Фонд «Вера» поддерживает российские хосписы, адресно помогает неизлечимо больным людям любого возраста и занимается системным развитием паллиативной помощи. Акции по принципу «Благотворительность вместо сувениров» фонд практикует уже шесть лет. Только прошлом году это принесло «Вере» 4,7 млн руб., а за все годы различные компании в рамках alternative giving перечислили 50 млн руб. Сумма пожертвований в рамках акции колеблется от 50 тыс. до 2 млн руб. Около 30% компаний участвуют в ней более одного раза. Анна Скоробогатова отмечает, что из года в год инициативу «Благотворительность вместо сувениров» поддерживает целый ряд компаний — Cisco, Mitsubishi, «Энергомаш» и другие.

В предыдущие годы вознаграждением для жертвователей становились билеты в музеи, но в этом году, в связи с пандемией, формат изменился. Теперь сотрудники и/или партнеры компаний, которые переводят фонду «подарочный» бюджет, получают авторскую бумажную открытку с рисунком художницы Юлии Андреевой и список простых сиюминутных радостей, которыми можно наполнить жизнь. В его основе — желания подопечных хосписов, например, потрогать снег, зажечь бенгальские огни, почувствовать запах мандаринов. Этот список можно распечатать, повесить над рабочим столом, отмечать галочками исполнившиеся желания и вписывать новые. Открытка брендируется, в ней указывается, что компания перевела сувенирный бюджет или его часть для того, чтобы тяжелобольные дети и взрослые не страдали от боли и одиночества. Частные жертвователи, которые переводят фонду свои личные деньги, тоже получают и открытку, и список, но только в электронном формате. Акция называется «Сейчастье». На ее странице скоро появятся истории и счастливые воспоминания подопечных фонда «Вера», людей, которым он помогает.

Лекарства по цене календарей

«Никакие календари, ручки и конфеты не сравнятся с ощущением, что сумма, которую могли на них потратить, помогла какому-то человеку, помогла вовремя предоставить ему лечение, улучшить качество его жизни, — говорит координатор проекта «Благотворительность вместо сувениров» фонда AdVita Татьяна Посова.

AdVita практикует «Благотворительность вместо сувениров» уже 11 лет. Организация помогает детям и взрослым с онкологическими, гематологическими и иммунологическими заболеваниями, которые лечатся в больницах Санкт-Петербурга. AdVita также системно поддерживает крупные онкологические центры, прежде всего НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой. Каждый год жертвователи, которые переводят фонду «сувенирный» бюджет, получают в знак благодарности открытки, нарисованные детьми, которые лечатся от рака. Самую первую открытку в 2009 году нарисовал мальчик Матвей. Сейчас ему уже 15 лет.

«Жертвователь перечисляет посильную для него сумму, а в благодарность мы печатаем ему 100 открыток, которые он может разослать своим сотрудникам, клиентам, партнерам. Значит, еще 100 человек узнают про наш проект, — поясняет Посова. — От этого может быть отложенная эффективность: были случаи, когда к нам приходили жертвователи, которые в прошлом году получили нашу открытку, со словами: «Нас так поздравили, и мы тоже так поздравить хотим». Компаний много, они из разных сфер, а значит, информация расходится в разные стороны».

Открытки для каждого жертвователя печатают индивидуально, на них можно нанести логотип, адресное поздравление. Можно ограничиться и электронным форматом — так экологичнее и проще в связи с ограничениями нынешнего года.

«Это очень классная история про то, что мы все занимаемся общим делом, что нас много — это сотрудники компании и фонда и даже его подопечные. Дети, например, создают рисунки для открыток. Им приятен процесс, они гордятся, что могут помочь и себе, и другим. Им хочется быть нужными, и это желание поддерживается», — говорит Посова. Она отмечает, что формат «Благотворительность вместо сувениров» может привлечь даже компании, которые никогда прежде в благотворительности не участвовали, с него удобно начинать.

Никакого минимального порога для жертвователей нет, есть только подсказки: 10 тыс. руб. стоит один флакон препарата «Рибомустин», эффективного при лечении лимфомы, 100 тыс. руб. — флакон препарата «Тепадина», необходимого для трансплантации костного мозга пациентам с опухолями мозга, а 400 тыс. руб. — флакон «Адцетриса», который требуется при лимфомах, резистентных к другим видам лечения.

Поучаствовать в акции могут не только целые компании, но и частные лица, причем в любое время, необязательно перед Новым годом. Но в январе пожертвования падают, лекарственные препараты по старым закупкам уже заканчиваются, а по новым еще не приобретены, поэтому предновогодняя поддержка особенно ценна.

«Благотворительность вместо сувениров» также практикуют благотворительные фонды «Подари жизнь», Фонд Хабенского, «Русфонд» и другие. Открытки в качестве вознаграждения жертвователям предлагает также фонд «Линия жизни».

Win-win-история

«Благотворительность вместо сувениров — это уже классический формат взаимодействия бизнеса и некоммерческих организаций в преддверии праздников, — говорит Майя Соерова, менеджер корпоративных партнеров фонда «Нужна помощь». — Alternative giving развивается в России достаточно давно и не сбавляет оборотов, скорее наоборот, трансформируется в новые механики, и это очень здорово. Одна из моих любимых механик, которую мы активно используем с партнерами фонда — это удвоение пожертвований или, как оно еще называется, мэтчинг. Работает это просто: сотрудники переводят средства в фонды, верифицированные на нашей платформе, а руководство компании удваивает их. Мэтчинг — это не только благотворительная инициатива бренда, но и непосредственное участие сотрудников в этой активности».

Некоторые компании предлагают сотрудникам делать пожертвования из корпоративного бюджета, предоставляют и деньги, и возможность выбрать, кому помочь. Так поступает в этом году Райффайзенбанк: компания решила направить на благотворительность все средства, которые не были потрачены из-за пандемии на внутренние мероприятия, в том числе на корпоративы для сотрудников по всей стране. Сумма составила около 45 млн руб. Сэкономленные средства поровну делят между сотрудниками, дают им доступ к виртуальному счету на корпоративном портале и возможность выбрать, какие благотворительные инициативы получат средства. Поддержать можно одну или несколько организаций. Распорядиться деньгами с пользой помогает сервис «Добро Mail.ru».

«Вынужденно отменяя новогодние мероприятия во всех городах нашего присутствия, мы не хотели лишать людей праздника. Давно доказано, что верный способ почувствовать себя счастливее — это сделать счастливыми других. Но как выбрать какой-то один фонд или одно направление, которому стоит помочь? Значительной доли пожертвований из-за пандемии лишились многие. Мы посчитали справедливым, чтобы каждый сотрудник сам решил, кому он хочет помочь в этот Новый год», — заявил председатель правления «Райффайзенбанка» Сергей Монин.

Alternative giving можно практиковать в связи с самыми разными праздниками и памятными датами. Особенность участия в таких акциях перед Новым годом в том, что таким образом вы помогаете фондам пережить самый трудный месяц в году — январь, когда пожертвования традиционно сокращаются.

«Меня очень радует и вдохновляет, что компании все чаще вовлекаются в благотворительность, становятся действительно социально-ответственными, самостоятельно приходят к фондам и вместе создают отличные инициативы. Поверьте, фонды всегда открыты к конструктивному диалогу и совместным win-win проектам не только перед Новым годом, но и круглый год, — говорит Майя Соерова, менеджер корпоративных партнеров фонда «Нужна помощь». — А если НКО, которую вы хотите поддержать, не проводит акцию «Благотворительность вместо сувениров», это не значит, что вы не сможете ей помочь в каком-то другом формате. Главное, начать этот разговор».


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 15.12.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть