Что такое воненизм и как тренды доводят до проблем с пищевым поведением

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Культ здорового образа жизни или фиксация на иллюзии? Как инфлюенсеры с идеальными телами влияют на наше восприятие тела и пищевое поведение, разбираемся с экспертом

Об авторе: Юлия Сидорова, детский врач-эндокринолог, основательница школы семейного здоровья Seeds.

Алгоритмы + виральность = тренд

Алгоритмы социальных сетей способствуют быстрому распространению контента. Если он уникален, актуален и вызывает эмоции, его в считаные часы могут увидеть миллионы пользователей. Это называют виральностью. Этим свойством активно стал пользоваться инфлюенс-маркетинг. Популяризация определенного образа тела или стиля питания может начаться с одного вирусного видео и быстро стать глобальным трендом. Тренды массовой культуры благодаря соцсетям влияют на общество не только с точки зрения экономики, определяя, что, когда, в каком объеме будут покупать люди. Социальные сети буквально формируют нас в культурном и психологическом аспектах. Чем больше люди «живут» в соцсетях, тем сильнее подвержены их влиянию. А значит, наиболее восприимчивы к внешним оценкам, стрессу, тревожности, причина которых кроется в нереалистичных ожиданиях от себя и окружающего мира.

Социальная экономика 77,8% россиян относятся хуже к своему телу после просмотра соцсетей

Опасные тренды цикличны

Еще до возникновения соцсетей как явления в массовой культуре появилась мода на образ болезненно худой девушки с бледной кожей, темными кругами под глазами. Истощенные модели (яркая представительница той эпохи — это, например, Кейт Мосс) смотрели на нас с подиумов и обложек глянца. Этот период, названный «героиновым шиком», пришелся на начало 1990-х и возник как реакция на гламурные 1980-е с яркими цветами и блестками. В начале нулевых завтракать кофе с сигаретой и ужинать бутылкой вина перестало быть модной нормой. Романтизировать нездоровые отношения с телом и вредными привычками продолжили подростки, становившиеся приверженцами таких субкультур, как эмо, готы и т.д.

Массовые «эксперименты» над своим телом под влиянием модных трендов получили новый виток с набором популярности соцсетей, где ключевую роль играет визуал, — Tumblr, Instagram (принадлежит компании Meta, признана в России экстремистской и запрещена) и других. Отсюда и берет отсчет новейшая история отношений людей со своим телом, в которых появляются третьи лица — инфлюенсеры, или лидеры мнений.

В середине 2010-х в Китае зародился A4 Challenge. Суть тренда заключается в том, чтобы спрятать талию за листом бумаги формата А4 (его ширина — всего 21 см). Этот вызов быстро стал популярным в социальной сети Weibo, затем распространился на западные платформы. Девушки, придерживающиеся экстремальных диет и изнурительных физических нагрузок, демонстрировали «идеальную» талию, шириной не превышающую лист формата A4.

Девушки делают фото для A4 Challenge, демонстрируя тонкую талию, которую можно скрыть за листком бумаги
Девушки делают фото для A4 Challenge, демонстрируя тонкую талию, которую можно скрыть за листком бумаги (Фото: China Daily)

В 2014 году как шутка появляется тренд Bikini Bridge: девушки выкладывали фото, на которых бикини натягиваются над тазовыми костями так, что между животом и нижней частью купальника образуется «мостик». Казалось бы, безобидный челлендж, но он тоже несет в себе пропаганду труднодостижимых и даже нездоровых стандартов красоты.

Bikini Bridge: на фото у девушки одежда натянута на выступающих точках тазовых костей, что демонстрирует ее исключительную стройность
Bikini Bridge: на фото у девушки одежда натянута на выступающих точках тазовых костей, что демонстрирует ее исключительную стройность (Фото: Wikipedia)

Российские паблики не остались в стороне от глобального тренда на худобу. В тематических группах во «ВКонтакте» распространялись фотографии девушек, достигших экстремально низкого веса, там делились несовместимыми со здоровьем диетами. У подписчиков был свой, свойственный закрытым сообществам язык: «питька» — это питьевая диета, «ана» — анорексия, «отвес» — потеря веса. Аудитория таких групп — девушки 12–19 лет, желающие быть принятыми, признанными и популярными, что делает их особенно уязвимыми для подобных нездоровых идей. Подростки, не получившие вовремя поддержку в лице родителей, друзей, приобретают расстройство пищевого поведения и травмирующий опыт голодовок, перееданий, приема препаратов, вызывающих рвоту и диарею, без показаний.

Сообщества «живут» и по сей день. «Ищу напарницу на голод», — часто можно встретить подобные сообщения. В комментариях, правда, теперь немало критики и рекомендаций «не сходить с ума» и «нормально есть».

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Что такое субкультуры и как они влияют на общество

Даже «ангелы» на какое-то время сдались

В 2020-х тренд на физическое и ментальное здоровье планомерно заместил анорексичные идеалы красоты. Стало модно быть «девушкой в теле»: сильной, подтянутой, независимой от чужого мнения, неидеальной. Так мир охватило явление под названием «бодипозитив» — принятие собственного тела со всеми несовершенствами. В гипертрофированном виде последователи этой идеи пропагандируют принятие любого веса, включая высокие стадии ожирения.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Все тела красивые: что такое бодипозитив

На волне бодипозитива даже бренд белья Victoria's Secret, известный своими экстрастройными «ангелами», то есть амбассадорами марки, экспериментировал с моделями plus size. Но из-за спада продаж вернулся к обычным моделям размера XXS. Процессы жизни общества цикличны. Худоба, эстетика «героинового шика» вновь набирает популярность в соцсетях, но уже под другим «соусом».

Фото:Wikimedia Commons
Социальная экономика «Героиновый шик» возвращается: что это и чем вреден этот тренд

Чем опасна фиксация на иллюзии

Популярные инфлюенсеры сегодня часто транслируют осознанность, заботу о себе. Тренд Clean Girl — на ухоженный вид без лишних деталей — начал набирать популярность в TikTok и Instagram в начале 2020-х. С одной стороны, в минимализме и аккуратности нет ничего плохого. С другой — поддержание «естественной» красоты требует немало времени и денег. Идеальная «натуральность» может быть столь же нереалистичной, как и другие стандарты красоты.

Многие тренды современной массовой культуры создаются южно-корейскими медиа. Эта страна и ее жители известны своим культом внешности. Для достижения высокого социального положения крайне важно выглядеть хорошо, производить впечатление брендовыми вещами, холеным лицом, стройным телом. По этой причине Корея — один из лидеров по количеству пластических операций и объему производства косметики. В том числе для продвижения этих товаров и услуг взращена целая плеяда айдолов — молодых, преимущественно подросткового возраста, мегапопулярных артистов. Их аудитория — такие же подростки и молодые люди, чья покупательная способность растет.

Одна из таких современных айдолов — певица, инфлюенсер Чан Вон Ён. Ее популярность породила целую идеологию — воненизм — стиль жизни, пропагандирующий минимализм, самодостаточность и ЗОЖ. Вон Ён продвигает майндфулнесс-практики (метод тренировки внимания, навыков осознанности, управления стрессом и формирования жизнестойкости, часто его называют фитнесом для ума), физическую активность и чистое питание. Однако ее последователи поставили во главу угла следование идеалу и создание соответствующего образа в соцсетях. Подъемы в 5 утра, медитации, дневники самопрограммирования, маленькие порции эстетичных завтраков, тренировки — это «картинка». Реальность по ту сторону контента часто оказывается совсем не идеальной. В сериале «Эйфория» показан типаж такой девушки, живущей «идеальную» жизнь. Ранние подъемы и многочасовая маниакальная бьюти-рутина Кэсси Говард, которую сыграла Сидни Суини, — отнюдь не для собственного удовольствия, а чтобы произвести впечатление на парня. Фиксация на образе, а не на собственном состоянии, порождает тревогу, тревога — нездоровые отношения с едой и собой, и так по кругу.

Известно, что агентства, с которыми айдолы подписывают контракты, предъявляют весьма жесткие требования к внешности. Нетизены (пользователи интернета) знают, что рацион их кумиров может состоять из одного огурца в день. Фанаты айдолов по всему миру иногда стараются копировать образ любимых знаменитостей, доводя себя до истощения и тратя огромное количество времени и денег в попытке втиснуться в нереалистичные рамки внешнего вида. Получается, современные медиатренды совсем не так безобидны.

Фото:Pexels
Социальная экономика Не родись красивой: как внешний вид влияет на карьеру женщин

Как с этим жить

Да, среди молодых пользователей соцсетей чуть менее распространен буллинг за внешность, они — за «нетоксичность». Блогеры призывают к изменениям собственного тела и мышления «для себя», а не из-за давления общества. Но на людей с нестабильной самооценкой, подверженных внешним факторам, — а это бóльшая часть подростков — образы «идеальных» людей из соцсетей оказывают все то же пагубное влияние. Копирование жизни и рациона блогеров может приводить к РПП. А что дальше, мы уже знаем: булимия, анорексия, проблемы с гормональным здоровьем.

Экспериментируя с внешностью и привычками, подростки и молодые люди, как правило, ищут поддержки от ближайшего окружения. Важнейшую роль в формировании здоровых привычек и осознания собственной ценности играет семья. Регулярное общение, совместные занятия и поддержка со стороны близких помогают сформировать устойчивую самооценку и уменьшить зависимость от внешних факторов. Исследования также подтверждают влияние родителей на пищевое поведение детей. Сформированные с детства привычки питания, отношение к еде не как к утешению или замещению других удовольствий позволят не стать жертвой трендов масскультуры, которые были, есть и будут, покуда существует наше общество.

Обновлено 16.10.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть