Аудиоверсия материала:
Теперь материалы «РБК Трендов» можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Согласно Конвенции о дискриминации Международной организации труда (МОТ) от 1958 года, ущемления на работе по половому признаку неприемлемы и недопустимы. Документ ратифицировали в 174 странах, но спустя 63 года проблема гендерных предубеждений все еще не исчерпана.
Женщин по-прежнему «встречают по одежке» при найме на работу, критикуют за лишний вес, осуждают за отсутствие или избыток макияжа. Так, каждый год представительницы женского пола тратят, в среднем, десять полных рабочих дней на макияж и сборы на работу и примерно $15 млн суммарно — на средства по уходу за волосами и лицом (мужчины тратят около $7 млн ежегодно, согласно данным австралийского банковского сервиса Mozo).
Как косметика влияет на восприятие женщин на работе
Совместное двухэтапное исследование американских ученых и представителей Procter & Gamble с участием 268 респондентов продемонстрировало, что наличие макияжа добавляет женщинам компетентности и делает их более привлекательными в восприятии окружающих. Скрининг четырех типов фотографий — без макияжа, с натуральным, «умеренным профессиональным» и гламурным мейкапом — показал, что натуральный макияж формирует наибольшее доверие к женщинам, а профессиональный образ делает их наиболее привлекательными в глазах респондентов.
При этом наличие макияжа на фотографии в резюме может негативно влиять на уровень стартовой заработной платы. Так, брюнеткам без косметики участники исследования предлагали годовой оклад на 2,7% выше, чем соискательницам с мейкапом ($27 478 против $26 737), так же, как и рыжим кандидаткам ($25 050 против $24 375). Блондинкам повезло еще меньше: их потенциальный оклад макияж «снижал» на 4% ($24 840 против $23 792).
Как вес влияет на восприятие женщин на работе
Увеличение массы тела женщины на 1% приводит к уменьшению семейного дохода на 0,6 процентного пункта и к снижению профессионального престижа на 0,4 процентного пункта в течение 13-15 лет, — об этом свидетельствует анализ роста, веса и благосостояния американок с 1986 по 2001 год, проведенный на базе Панельного исследования динамики доходов в США (PSID).
Также, по данным Университета Флориды, женщины, весившие на 11 кг меньше нормы, ежегодно зарабатывали на $15 572 больше, чем респондентки с нормальным весом. Худые мужчины, напротив, зарабатывали на $8 437 меньше, чем мужчины со средним весом: их зарплата росла по мере того, как они набирали килограммы. Однако позитивная корреляция веса и заработка сходила «на нет» в случае их перехода в стадию ожирения.
При этом, согласно исследованию Колорадского университета и Университета Миннесоты в Дулуте, женщины чаще подвергаются дискриминации из-за веса, в отличие от мужчин. Более того, нарушение прав обоих полов отличается в зависимости от степени избыточности веса. Например, женщин с сильным ожирением дискриминируют вдвое чаще, чем мужчин — в 27,7% случаев против 12,1%. Женщинам с ожирением также отказывают в работе чаще, чем противоположному полу — в 6,6% случаев против 4,1%. Женщины с небольшим избытком веса также сталкиваются с дискриминацией в 2,7% ситуаций (мужчины — в 2%), а люди с индексом массы тела в пределах нормы — в 0,7% случаев, вне зависимости от гендера.
Как одежда влияет на восприятие женщин на работе
Согласно результатам анкетирования 106 студентов программы МВА, женщины в принципе (40% от общего числа респондентов) уделяют большее внимание одежде, нежели мужчины. Наиболее пристальное внимание к своим образам на работе предъявляют топ-менеджеры вне зависимости от гендера: одежда дает им возможность «управлять впечатлениями» и чувствовать себя более компетентными.
Гардероб действительно влияет на восприятие женщин-руководителей. Исследование с участием 144 девушек показало, что ни строгий образ (длинная юбка и застегнутая на все пуговицы блузка), ни более провокационный его вариант (юбка выше колена и расстегнутая блузка) не влияют на восприятие женщины-администратора. При этом более провокационный образ на топ-менеджере в восприятии респонденток делает ее менее компетентной. Таким образом, даже минимальные манипуляции в одежде могут снизить «кредит доверия» к женщине-руководителю.
Опрос в Кентерберийском университете показал, что женщину в костюме и в строгой рубашке респонденты считают более напористой (на 5,25 пунктов из 7 против 4,43), надежной (на 4,79 пунктов против 4,46) и ориентированной на результаты (на 5,18 пунктов против 4,46), в отличие от девушки в юбке и в блузке, оголяющей плечи. При этом женщину в «провокационном» образе участники исследования восприняли как более приятную и склонную соглашаться (4,64 пункта против 4,14) и общительную (4,79 пункта против 4,25).
Гардероб также влияет на восприятие мужчин на работе. Ученые Университета Виндзор выяснили, что приверженность традиционному стилю в одежде гарантирует представителям мужского пола более высокую зарплату и более уважительное восприятие. В рамках эксперимента 87 бакалаврам от 18 до 52 лет предложили оценить шансы на трудоустройство двух героев: мужчины в классическом синем пиджаке, застегнутой на все пуговицы рубашке и галстуке и молодого человека в бежевом костюме и шарфе, расстегнутой на одну пуговицу сорочке, с серьгой в правом ухе.
Выяснилось, что, вне зависимости от должности (будь то пилот или учитель начальных классов), мужчине в «традиционной» одежде предложат более высокую зарплату: в среднем, $34 449 против $33 597 для молодого человека в «неконвенциональном» образе. Также мужчине в синем пиджаке с большей вероятностью предложат должность пилота, механика или менеджера — в среднем, на 5,10 пунктов из 7 против 4,19.
Дискриминация на почве внешности по-прежнему остается «серой зоной» при найме в странах ЕС и США. Если ущемление прав по полу, возрасту, расе и инвалидности уже закреплено в трудовых законодательствах как недопустимое, то с предубеждениями в отношении внешнего вида бороться гораздо сложнее, так как работодатели подвержены общепринятым стереотипам.
При этом дискриминация по внешности — это одна из причин, по которой только 49% женщин во всем мире участвуют в экономической деятельности как наемные сотрудники или предпринимательницы. Сокращение гендерного неравенства между мужчинами и женщинами на 25% на рынке труда — в том числе, исходя из внешнего вида — поможет увеличить мировой ВВП на $1,5 млрд к 2025 году.