Инфоцыгане: кто это и как распознать псевдотренеров по красивой жизни

Фото: Freepik
Фото: Freepik
«Успешный успех», богатство и красивая жизнь доступны каждому после покупки курса. Их предлагают так называемые инфоцыгане, которых с развитием онлайн-образования становится все больше. Кто это — разбирались «РБК Тренды»

Этот материал выходит в рамках проекта «Мифбастинг», где мы рассказываем о спорных явлениях, достоверность которых не доказана в академической среде. Пытаемся разобраться, где правда, а где вымысел. При написании статей авторы мыслят критически и используют научный подход, чтобы не распространять ложную информацию.

Содержание:

Кто такие инфоцыгане

Инфоцыгане — это люди, которые продают свои продукты (книги, курсы, тренинги, чек-листы), не несущие ценности. Чаще всего это известные в соцсетях блогеры-миллионники, которые называют себя коучами или инфобизнесменами. [1] Они обещают за небольшую плату раскрыть секрет успешной жизни и богатства, но по факту их продукты часто состоят из информации, которую можно найти по первым ссылкам в интернете. Вместо конкретных знаний они обращаются к эзотерическим или психологическим практикам, рассказывают, как нужно ставить цели, быть уверенным в себе или правильно загадывать желания. Например, за ₽10 тыс. покупателю курса предложат очистить пространство и выбросить старые вещи.

Возникновение понятия инфоцыганства в России часто связывают с проектом «Бизнес-Молодость». Он появился в 2010 году и закрылся в 2020 году, об этом заявил сооснователь Петр Осипов. На протяжении десяти лет компания проводила курсы и тренинги и собирала на них тысячи человек, ищущих секрет успешной жизни.

Также основателем инфоцыганства считается Андрей Парабеллум (Косырин). Его самым популярным курсом был «Коучинг на миллион». Но в 2016 году один из участников, Марк Куликович, подал на бизнес-тренера в суд и выиграл его. Куликович получил ₽100 тыс. в качестве компенсации морального вреда и добился признания Косырина мошенником. Встречный иск Косырина отклонили. [2] В 2021 году бизнес-тренер умер от коронавируса. [3]

В интернете слово «инфоцыгане» стало особенно популярным после выхода в 2021 году фильма Ксении Собчак «Как инфоцыгане продают воздух: разбираем схемы продаж и их курсы». [4] Ведущая подробно и на примерах рассказала о так называемых прогревах — контенте в соцсетях, который подводит человека к желанию купить продукт, и других приемах инфоцыган. Но, возможно, этот ролик и сам был «прогревом» — вскоре в Instagram (принадлежит компании Meta, российским судом признана экстремистской и запрещена) самой Ксении появилась информация о запуске собственного онлайн-курса, посвященного эффективным коммуникациям и личному бренду.

Сферы, в которых чаще всего можно встретить инфоцыган: психология и здоровье, семейные отношения, соцсети и SMM, фитнес, арбитраж трафика, выход на маркетплейсы. Некоторые курсы посвящены «лечению» болезней. Например, Елена Блиновская собиралась запустить интенсив, который, по ее словам, поможет парам, которые не могут зачать ребенка. [5]

В мае 2023 года на заседании Совета по межнациональным отношениям предложили запретить использование слова «инфоцыгане» в государственных СМИ из-за указания на национальную принадлежность в негативном контексте.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Цена знаний: как проектируют онлайн-курсы и из чего состоит их стоимость

Признаки инфоцыган

Определить инфоцыган достаточно легко по манере поведения в соцсетях. Все они используют одни и те же приемы и триггеры, чтобы привлечь как можно больше людей.

Решение всех проблем

Инфобизнесмены-мошенники продают «универсальную таблетку» для решения проблемы, с которой человек может бороться годами. Они обещают быстрый эффект: после прохождения их курса или покупки книги вы найдете работу, похудеете, сможете исполнить мечту.

Красивая жизнь

В соцсетях активно транслируется красивая жизнь эксперта: дорогие иномарки, отдых за границей в шикарных отелях, фото возле яхты, праздники, на которые потрачены миллионы, брендовые вещи. Это все сопровождается личной историей о том, как простой человек из провинциального города смог добиться успеха благодаря своим уникальным знаниям.

Харизма и личное обаяние

Инфоцыгане очень красноречивы и харизматичны. Они обладают хорошими навыками продаж, умеют создать ощущение экспертности, отлично владеют ораторскими приемами.

Команда и преданные последователи

Поклонники некоторых инфоцыган напоминают секту — они готовы защищать своего «гуру» всеми способами. Кроме того, для создания ощущения массовости инфобизнесмены могут объединяться в «успешные бизнес-сообщества»: со стороны может казаться, что в нем состоят действительно компетентные и знающие люди, однако это не так.

Знание трендов

Инфоцыгане хорошо ориентируются в современных трендах и понимают потребности аудитории. На этом они строят свое псевдообучение.

Сразу несколько сфер

Часто инфоцыгане продают несколько курсов, например, по похудению, фотографии и психологии одновременно.

Как выглядит жертва инфоцыган

При покупке онлайн-обучения у человека, как правило, есть конкретный запрос, например, стать дизайнером или научиться писать тексты. Те, кто попадается на удочку инфоцыган, часто не могут объяснить, что именно они хотели получить от покупки этого инфопродукта.

Потенциальные жертвы и их характерные признаки [6]:

  • профессиональное выгорание, поиск новых путей развития;
  • потеря работы или выход из декретного отпуска;
  • потеря своего бизнеса;
  • люди в возрасте, которые хотят оставаться молодыми;
  • люди с депрессией или тревожным расстройством, которые считают себя неудачниками;
  • молодежь, у которой мало жизненного опыта.

Одним словом, это уязвимые люди, которые в моменте переживают какие-то сильные эмоции. Они покупают исполнение «мечты» и волшебное средство решения проблем.

Фото:Александр Рюмин / ТАСС
Экономика инноваций Диплом за месяц: смогут ли онлайн-курсы заменить университеты

Почему инфоцыганство опасно

Трата денег

Продажа курса, тренинга или другого продукта — основной источник дохода для мошенника. Для него важно не качество и результат, а получить как можно больше денег.

Трата времени

Обучение должно приводить к результату. В продуктах инфоцыган практическая польза будет минимальна, в лучшем случае вы получите лишь поверхностные знания.

Инфоцыгане вами манипулируют

Они будут искать ваши «боли» и давить на них, используя агрессивную рекламу и формулировки вроде: «Что ты можешь купить на ₽2 тыс.? Набор продуктов на один день? Я предлагаю потратить их на шанс начать новую жизнь». В их «прогревах» явно прослеживаются посылы вроде: «Ваша жизнь не изменится, если вы не купите этот курс» или «Нельзя экономить на себе». Все это может сказаться на самооценке, если блогер с миллионной аудиторией будет внушать своему зрителю, что тот ничего не добился в жизни и не добьется, пока не купит курс.

Фото:РБК Тренды
Экономика образования Как запустить свой онлайн-курс: подкаст «Меня сократили»

Как отличить хороший курс от инфоцыганского

Как правило, инфоцыгане действуют практически по одинаковой схеме: «прогрев», история успеха самого коуча, история «золушки» — как этот курс уже изменил чью-то судьбу. Потом, как правило, следует бесплатный вебинар или интенсив, где рассказывают о программе курса и активно его продвигают. Затем открываются продажи, а место на курс чаще всего «только сегодня» можно купить со скидкой или в рассрочку.

Но такие приемы маркетинга в социальных сетях могут использовать и настоящие эксперты, которые продают качественный курс. Как отличить мошенника от эксперта?

Узнайте больше о наставнике

Изучите информацию в открытых источниках, биографию, данные об образовании, наличие экспертных статей в СМИ. Поинтересуйтесь у тех, кто уже проходил обучение, какие результаты это дало. Изучите отзывы не только на сайте самого курса, но и в других источниках.

Проверьте чистоту сделки при покупке

Узнайте, какой договор с вами заключат, если его нет — это признак отсутствия лицензии на образовательную деятельность. Посмотрите, что прописано в договоре, можно ли вернуть деньги и будет ли в конце обучения выдан диплом установленного образца или сертификат с печатью или подписью преподавателя на официальном бланке организации с указанием наименования курса и количеством часов.

У организации, продающей курсы, должна быть лицензия на образовательную деятельность. Проверить наличие лицензии можно на сайте Рособрнадзора. [7]

Ознакомьтесь с программой обучения

Для начала узнайте, есть ли программа вообще. На хорошем и качественном курсе она будет расписана подробно. Прочитайте ее внимательно, чтобы понимать, чему вас научат, проанализируйте план — как долго будет идти обучение, будет ли практика. Обратите внимание на шаблонные фразы вроде «вы узнаете инструменты повышения продаж» — они сигнализируют о поверхностности знаний, которые вам будут давать.

Обновлено 21.02.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть