Все тела красивые: что такое бодипозитив

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
РБК Тренды рассказывают, как развивался бодипозитив с 1960-х годов и по наши дни, а также почему современные активисты отказываются от концепции тотальной любви к себе

Что такое бодипозитив

Бодипозитив — это идея о том, что не существует универсального стандарта красоты, поэтому все люди, вне зависимости от того, как они выглядят, могут принимать свое тело и гордиться им.

Есть несколько аспектов, которые включает в себя бодипозитив:

  • все особенности внешности и организма можно считать своими уникальными чертами;
  • нужно быть благодарным своему организму за то, что он обеспечивает нашу жизнеспособность;
  • можно восхищаться любым аспектом своей внешности, даже если она отличается от общепринятых представлений о красоте;
  • необходимо концентрироваться на своих положительных чертах;
  • можно чувствовать себя комфортно и уверенно в любом теле.

Некоторым кажется, что бодипозитив — это проявление лени. Якобы «принять себя» проще, чем «работать над собой». Но это не так. Во-первых, лени не существует. Во-вторых, отказ от гонки за идеальной внешностью сам по себе требует огромных моральных усилий, поскольку человеку не просто приходится менять мышление, но и постоянно преодолевать критику со стороны окружающих. Для женщин подчинение стандартам красоты и вовсе является частью гендерной социализации, поэтому принятие идеи бодипозитива означает разрушение привычной картины мира.

Бодипозитив — ответ на фэтфобию

В интернет-дискуссиях часто можно встретить мнение о том, что изначально бодипозитив — это движение за инклюзию людей с инвалидностью, поскольку они «действительно не могут себя изменить и им остается только принять себя», однако это миф.

Движение появилось в конце 1960-х годов. Инженер Билл Фабри был возмущен насмешками посторонних над фигурой его жены Джойс и постепенно начал изучать проблему дискриминации людей с лишним весом. Фабри начал печатать агитационные материалы и раздавать их своим знакомым, а затем собрал группу единомышленников. Позже объединение превратилось в организацию NAAFA — National Association to Advance Fat Acceptance.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Фэтфобия на работе: как вес влияет на зарплату и уровень жизни

Одновременно с Фабри борьбой с дискриминацией людей с лишним весом занимались и калифорнийские феминистки, которые сформировали движение The Fat Underground. К 1979 году они выпустили свой манифест, который требовал «равных прав для полных во всех сферах жизни». Также в заявлении звучали призывы к искоренению «диетической культуры». Участницы движения обвинили систему здравоохранения в маргинализации людей с лишним весом и искажении фактов о жировых отложениях в научных журналах. Также активистки отмечали, что системная дискриминация по признаку тела касается не только людей с лишним весом, но и других меньшинств, например квиров, людей с инвалидностью или темнокожих.

От пикетов до хештегов в Tumblr

Сам термин «бодипозитив» не использовался вплоть до нулевых, хотя движение активно развивалось. В 1990-х годах активисты пикетировали Белый дом, устраивали акции перед тренажерными залами и митинговали против фэтфобной рекламы. В 2000-х активность ушла в онлайн, а жесткие призывы уступили место самовыражению. Селфи, на которых люди не скрывали свою фигуру, и мотивирующие хештеги стали новыми политическими инструментами.

Постепенно к движению начали присоединяться и бренды, демонстрируя в рекламе женщин с разными фигурами. Одну из первых громких кампаний в 2004 году запустили Dove. Толчком к этому стали результаты исследования, которые показали, что только 2% женщин во всем мире считают себя красивыми. В Dove заявили, что их цель — демократизация красоты и повышение самооценки клиенток за счет репрезентации разных типов внешности в рекламе.

Фото:Pexels
Социальная экономика Не родись красивой: как внешний вид влияет на карьеру женщин

Критика медийного бодипозитива

Реакция на кампанию была преимущественно положительной — это подстегнуло Dove и другие бренды и дальше использовать бодипозитив в маркетинге. Однако постепенно к подобным рекламным кампаниям стало возникать все больше вопросов. Критикам не нравятся формулировки в стиле «показываем настоящих женщин» — разве конвенциально привлекательные женщины «не настоящие»? Бодипозитивные типажи в рекламах тоже на поверку оказались не такими уж разнообразными.

Некоторые люди так и остались не представленными, поскольку медиа сконценцентрировались преимущественно на белых женщинах с умеренной полнотой и фигурой типа «песочные часы». По мнению многих активистов, из политического инструмента хештег «бодипозитив» превратился в способ монетизировать людские комплексы, поэтому «кампании разнообразия» несколько потеряли свой первоначальный смысл.

Бодинейтральность

Переосмысление бодипозитива привело к появлению концепции бодинейтральности, которая говорит о том, что акцентировать внимание на внешности не нужно в принципе. Тело, и его вес в частности, — лишь один из аспектов нашей личности, который не стоит такого внимания, какое ему уделяется сейчас. Бодинейтральность предлагает отказаться от культа «любви к себе во чтобы то ни стало», а также от каких либо оценок в целом. По мнению некоторых экспертов, бодинейтральность может стать переходной ступенью от «культуры диеты», которая сопровождается ненавистью к своему телу, до любви к нему.

Обновлено 06.04.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть