Содержание:
Что такое трэш
Трэш (от английского trash — «мусор», «хлам») — это слово, которое в молодежном сленге означает что-то негативное, вызывающее отвращение или неприятное удивление. Само слово до середины 2010-х использовалось чаще всего как составная часть для описания различных явлений: трэш-кино, трэш-метал, трэш-арт и т.д. Онлайн-словарь современной лексики, жаргона и сленга от 2014 года определял «трэш» как «дичайший угар, сопровождаемый изрядным количеством выпитого алкоголя, экстравагантными выходками и развязным поведением» [1].
Когда появилось слово «трэш» в молодежном сленге
В английском языке у слова trash есть и переносное значение — «что-то низкого качества» [2]. Благодаря распространению соцсетей с преимущественно англоязычным контентом (в первую очередь TikTok и Instagram (принадлежит компании Meta, с 21 марта 2022 года решением суда организация признана в России экстремистской и запрещена) ) во второй половине 2010-х термин проник в русский язык. В современном молодежном сленге он используется в общем контексте.
Примеры могут включать в себя такие формулировки:
- «ее отношения — полный трэш, они ссорятся каждый вечер»;
- «трэш, до дедлайна остался день, а я еще даже не начал писать эссе»;
- «эта песня очень трэшовая, он даже в ноты иногда не попадает»;
- «не день, а трэш, ничего сегодня не получается»;
- «эта рубашка — совсем трэш, выброси ее уже».
Популяризации слова «трэш» на русском языке способствовал YouTube- и Instagram-блогер Владос Мирос [3]. В феврале 2021 году он опубликовал видео «Остался без ключей, спал на улице», в котором поведал о произошедшем с ним после потери ключей. Во время записи ролика ему пришло уведомление на телефон. Мирос ненадолго отвлекся на него, произнес фразу «да, трэш» и вернулся к рассказу. Осенью 2021 года формулировка стала вирусной в TikTok. Пользователи использовали ее для реакции на целый ряд вещей — от неприятных новостей до странных происшествий.
Портал Medialeaks приводил в пример видео, в котором использовался такой диалог:
— Гош, можешь меня поздравить! Я выхожу замуж!
— Поздравляю, зай! За того деда из «Роснефти»?
— Нет, за своего одногруппника Никиту.
— В смысле?
— Ну я люблю его.
— Да, трэш.
Трэш в молодежном сленге
Из-за своей вариативности слово «трэш» за несколько десятилетий проникло в русский язык и как составная часть разных терминов. Они описывают ряд явлений, часто связанных с чем-то вульгарным, аморальным или бросающим вызов установившемуся порядку.
Трэш-стримы
Трэш-стрим — это вид прямого эфира в интернете, ведущий которого совершает над гостями (реже — над собой) унизительные и даже наносящие вред здоровью действия. За это зрители посылают ему пожертвования, зачастую с указаниями, что дальше стоит сделать с «жертвой», а ведущие их исполняют.
В январе 2024 года Госдума приняла в первом чтении два законопроекта о наказании за трэш-стримы. Первый предполагает административную ответственность за выложенные в интернет фото и видео с правонарушениями или призывами к ним, в том числе по мотивам расовой, национальной или религиозной ненависти. Второй усиливает ответственность за публичную демонстрацию умышленного преступления. Стрим десяти из них становится отягчающим обстоятельством. К ним относятся убийство, умышленное причинение тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью, побои, истязание, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, похищение человека, незаконное лишение свободы, а также использование рабского труда.
В мае 2023 года о необходимости установления уголовной ответственности за трэш-стримы заявил глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Он отметил, что трэш-стримы несут жестокость, и напомнил об Ильназе Галявиеве, который в 2021 году устроил массовое убийство в казанской гимназии. По словам Бастрыкина, он сделал это, «напитавшись в интернете разными сумасбродными идеями, возомнил себя богом».
Трэш-песня
В современном контексте «трэш-песня» может означать какое-то странное или намеренно плохо сделанное музыкальное произведение. Однако в 1980-х возник полноценный жанр «трэш-метал», который послужил отправной точкой для многих экстремальных разновидностей тяжелого рока. Он характеризовался быстрой скоростью исполнения и высокочастотными соло. В нем творили такие группы как Metallica, Slayer, Megadeath и Exodus. [4]
Трэш-арт
Трэш-арт — это направление современного искусства, которое характеризуется использованием мусора как объекта произведения. Его первопроходцем был французский и американский художник Марсель Дюшан. В 1910-х он создал ряд работ из мусора — «Велосипедное колесо», «Предчувствие сломанной руки» и «Фонтан» [5]. В XXI веке трэш-арт часто используется для привлечения внимания к проблеме загрязнения окружающей среды.
Трэш-ток
Трэш-ток — это прямая калька с английского выражения trash talk, которое можно перевести как «грязная болтовня». Термин обозначает угрозы и оскорбления, через которые соперники пытаются раззадорить друг друга и вывести из равновесия [6]. Чаще всего трэш-ток используется в различных видах спорта — например, перед боями в профессиональном боксе и MMA. Едва ли не самый известный трэш-токер в современном спорте — ирландский боец Конор Макгрегор.
Трэш-фильмы
Трэш-кино — это направление современного кинематографа, в рамках которого фильмы отличаются вторичностью, вульгарностью и огромным количеством штампов. Кинокартины такого жанра чаще всего создаются на небольшие средства, что влечет за собой дальнейшие трудности — плохую игру актеров, некачественные спецэффекты и сюжет со множеством несостыковок [7].
Кинокритик Александр Павленко характеризует отличительную особенность трэш-фильмов таким образом: «Это кинобалаган, который гордится своей нереалистичностью. Литры искусственной крови, фонтанами хлещущие в культовой классике «мусорного кино», должны не пугать, а вызывать жизнерадостный гогот почтеннейшей публики. Скоморошество, черное шутовство, кощунственные кривляния неотделимы от трэша, и именно неправдоподобие происходящего на экране открывает в психике зрителя те дверки, в которые не могут достучаться коммерчески «приличные» ленты с многомиллионным бюджетом» [8].
Примером этого жанра можно считать совместный проект американских режиссеров Квентина Тарантино и Роберта Родригеса «Грайндхаус», включающий полнометражные фильмы «Планета страха» и «Доказательство смерти», а также «фальшивые» трейлеры к несуществующим фильмам. Шуточные «фальшивые» трейлеры из «Грайндхауса» со временем были превращены в самостоятельные полнометражные фильмы в жанре трэш.