Кто такие хипстеры
Хипстеры — это молодежная субкультура из представителей среднего класса, которая стремится максимально уйти от мейнстрима и выделиться в своем образе жизни, хобби и профессии. Хипстеры всегда ищут тренды, которые еще не набрали массовый оборот. Они задают новую моду, переосмысливают то, что уже было до них. Из интересов: любят необычное кино, альтернативную музыку и нестандартный досуг.
«Хипстеры относятся к поколению миллениалов, ищущему подлинный альтернативный образ жизни, который, по их мнению, исходит из более невинного прошлого: до Интернета и массового производства», — считает доцент Лю Кай Хиун из Школы коммуникации и информации Наньянского технологического университета в Сингапуре.
Есть ли что-то общее между хиппи и хипстерами?
Несмотря на то, что термины однокоренные, общего между этими движениями все-таки мало. Термин «хиппи» в 1950-е возник как уничижительный, им пытались оскорбить того, кто был недостаточно модным, недостаточно hip. Однако позже название прочно закрепилось за конкретной субкультурой: с ценностями свободы, мира, любви и антимилитаризма.
Можно сказать, что самовыражение в одежде, поиск альтернативных смыслов сближает хиппи и хипстеров. Но исследователи спорят, насколько идеологичны хипстеры вообще. В отличие от других субкультур, центром их движения изначально были мода, тренды, вещи и потребление, а не четкие философские ориентиры и ценности.
Социолог Джошуа Курц также отмечает, что сами хипстеры нередко отказываются идентифицировать себя как часть хипстерского движения, что тоже противоречит поведению субкультур в целом. Например, панки или те же хиппи, наоборот, определяют себя через принадлежность к коммьюнити.
Как появились хипстеры
Несмотря на то, что бум хипстерства пришелся на 2010-е, сам термин возник гораздо раньше. Слово hip (от англ. бедро) в переносном значении «быть в теме», «быть модным» стало активно использоваться еще в 1930–1940-х годах. Тогда джаз и джазовые клубы стремительно набирали популярность, а белая молодежь среднего класса нередко посещала джаз концерты. Это и были первые хипстеры. Они подражали стилю джазистов, их образу жизни и манере общения, но при этом сами не были музыкантами.
После 40-х хипстерство пошло на спад и возродилось уже ближе к 90-м в Вильямсбурге, небольшом районе Бруклина. Большую часть ХХ века Бруклин был рабочим, но в 1990-х годах сюда начал прибывать более состоятельный класс хипстеров и городской богемы, спасаясь от высокой арендной платы Манхэттена. После этого район стал излюбленным местом молодых нонконформистов и художников. В погоне за аутентичностью они выбирали дешевые и необлагороженные районы, а затем превращали их в центр притяжения других модных и творческих. В 2000-х феномен хипстерства стал глобальным. Примерно в это же время он пришел в Россию, возникнув из городского образованного среднего класса.
Стиль хипстеров
Несмотря на то, что в основе стиля хипстеров лежит желание быть настоящим, особенным и самобытным, модные тенденции распространяются слишком быстро. Поэтому быть оригинальным сложно, и в какой-то момент хипстеры, как бы ни старались, будут выглядеть одинаково. «Хипстерская культура создала образ жизни, который производит прямо противоположное тому, что обещает: полное глобальное единообразие вместо местной аутентичности», — говорит социолог Паскаль Монфор. Настоящие хипстеры, чтобы хотя бы ненадолго сохранить индивидуальность и противостоять мейнстриму, вынуждены постоянно меняться.
Стиль первых хипстеров 1940-х сильно перекликался с тем, что носили сами джазисты:
- просторные костюмы с завышенной талией
- галстуки
- пальто с объемными плечами и выразительными лацканами
- необычные шляпы.
Такую одежду можно назвать переосмысленной «классикой». В ней хипстеры выглядели не как клерки, а скорее как пародия на истинных джентльменов. Но в этой небрежности и нелепости и была их цель.
К 2010-м годам стиль хипстеров сильно изменился. Теперь многие узнавали их по эстетике дровосека XIX века:
- клетчатым рубашкам и подтяжкам
- густой бороде и волосам средней длины
- экстравагантным очкам (часто без диоптрий)
- узким брюкам или джинсам
На ногах у них кеды или высокие «рабочие ботинки», в руках — смартфон последней модели и блокнот Moleskine, а на шее — пленочный фотоаппарат. Девушки носили похожую одежду, только фасона оверсайз: рубашки на три размера больше, узкие джинсы и шляпы.
Сегодняшние хипстеры уже не выглядят так, как в 2010-х. Центральной идеей движения все еще остается стремление к сохранению индивидуальности. Поэтому винтажная и секонд хенд одежда сейчас очень популярна. Хипстер — это тот, чьи интересы выходят за рамки мейнстрима, а что может быть более неповторимым, чем уникальная вещь, найденная на блошином рынке? Эстетика 2000-х, андрогинные образы, ретро наряды в викторианском стиле с подъюбниками и корсетами — все это сегодняшнее хипстерство в самых разных его проявлениях.
Что с хипстерами сейчас?
Изначально хипстерство было основано на аутентичности, культуре DIY, музыке и искусстве. Это был образ жизни, состоящий из объединения прошлых субкультурных движений, слияния эстетик и идей. По мере развития субкультуры очки в роговой оправе, пленочные камеры, ретро кроссовки, альтернативная и электронная музыка, необычные хобби и экологически чистый, но городской образ жизни стали ассоциироваться с культурой хипстеров. Хотя придумали это вовсе не они, они лишь переосмыслили уже прошедшие тренды и увлечения.
Чем прочнее выстраивалась связь между этим образом жизни и хипстерами, тем больше эти тренды уходили в массы. Хипстеры хотели выделяться, но как только атрибуты их жизни превратились в товар, стало понятно, что им надо искать новое воплощение идентичности.
«Хипстер в идеале считает свой вкус выражением неповторимого истинного «я», которое идет вразрез с мейнстримом. Однако, поскольку этот образ может быть переупакован и продан обратно тем же хипстерам и тем, кто стремится к уникальной и нишевой идентичности с помощью моды, символы «хипстерского мира» быстро теряют свою силу и очень скоро становятся неактуальны», — подтверждает исследовательница Алекса Голд-Кавет.
Получается, что хипстеры попали в собственную ловушку. Массовое производство признаков «хипстерского мира» привело к тому, что сейчас они уже не оппозиция, а часть основной молодежной культуры. Более того, молодежной культуры не в одном конкретном месте, а благодаря техническому прогрессу — общемировой. Используя потребление в качестве главного источника самовыражения, хипстеры сами, влияя на спрос, обрекли себя на постоянный поиск новых способов выделиться, быть особенными, но настоящими.
Хипстер — это хорошо или плохо?
Многие критикуют хипстеров за отсутствие четкой идеологии, считая их культурой, потерянной в прошлых тенденциях и не привносящей ничего кардинально нового в современный мир. Исследователь Рене Боговье в работе «Хипстеры: восстание, превращенное в товар» пишет, что хипстерам не хватает повестки дня и идеологических ориентиров. По сравнению с более строгими субкультурами прошлого, их ценности слишком размыты.
Тем не менее, нельзя свести деятельность хипстеров исключительно к потреблению. Как люди, предвосхищающие тренды, они более чувствительны к запросу других потребителей, поэтому могут успешно использовать эту способность в развитии малого бизнеса. Хипстеры берут от субкультуры оригинальность и желание выделиться и трансформируют их в уникальное предложение на рынке, предлагая новые бизнес-идеи.
Так, например, в Сиэтле предпринимательница Катрина Спейд работает над тем, чтобы создать улучшенные способы захоронения семей. В качестве альтернативы захоронению близких на тесных кладбищах ее компания предлагает уникальные услуги погребения, которые безопасно превращают человеческие останки в землю. А затем ее можно использовать в мемориальных садах.
Противники и конкуренты могут назвать идею Катрины «хипстерской», но на самом деле этот бизнес является экологически и экономически обоснованным. Нестандартные идеи — это источник новых решений современных проблем в большом городе, а хипстеры — это мощные генераторы таких идей.