Пересказ известных историй — не сегодняшнее изобретение. Эсхил в своих трагедиях «Медея» и «Агамемнон» использовал гомеровские сюжеты, а Алексей Толстой в предисловии к «Золотому ключику…» напрямую ссылается на сказку Карло Коллоди о Пиноккио. Мы с детства читали сказки и легенды, и возвращение к знакомым героям приятно успокаивает в эпоху перемен. Однако ретеллинг (от англ. retelling — пересказ) не просто повторяет привычные истории, а наполняет классические сюжеты новым смыслом. Сейчас жанр переживает новый виток популярности благодаря тому, что заговорили обычно молчавшие персонажи.
Рассказ от их лица предлагает иную точку зрения на произошедшие события, фокусируется на чувствах и судьбах, например, жен, наложниц, рабынь, составлявших фон для главных героев — практически всегда мужчин. Тенденция отражает изменения общественных настроений: в современном мире признают ценность каждой человеческой жизни и плюрализм мнений. А распространившиеся в последние годы громкие разоблачения всего подряд, от фейковых новостей до научных экспериментов, приучили нас быть открытыми к разным версиям событий. Редакция «РБК Трендов» изучила список популярных ретеллингов и представила в этой подборке самые интересные образцы жанра.
«Цирцея» Мадлен Миллер
Бессмертная нимфа Цирцея, дочь титана Гелиоса, принадлежит к младшим богам. В «Одиссее» ей отведена роль второстепенного персонажа — колдуньи, которая превратила спутников царя Итаки в свиней, а его самого с помощью чар удерживала на острове целый год. Филолог, автор бестселлера «Песнь Ахилла» Мадлен Миллер реконструирует личную историю Цирцеи, в которой присутствуют и Минотавр, и Дедал с Икаром, а возвращение Одиссея домой вовсе не заканчивается изгнанием женихов. Роман о Цирцее у Миллер — это рассказ о женщине, выросшей в сознании собственной неполноценности и обретшей по мере взросления силу и веру в себя.
«Пенелопиада» Маргарет Этвуд
Небольшая по объему «Пенелопиада» Этвуд — совершенно эстетская вещь. Стилизованная под греческие трагедии, она повествует от лица Пенелопы о возвращении Одиссея после двадцати лет разлуки. Почему женихов не прогнали? Чем грозила маленькой Итаке открытая конфронтация с этими мужчинами? Автор дает право голоса не только Пенелопе, но и 12 служанкам, которых приказал повесить Одиссей за слишком ласковое отношение к женихам. Аудиоверсию книги озвучила актриса Алевтина Пугач, и это случай, когда прослушивание может доставить отдельное удовольствие.
«Поражение Федры» Лоры Шепперсон
Если придерживаться взгляда, что вся современная западная цивилизация вышла из Древней Греции, то неудивительно, что с каждым годом появляется все больше ретеллингов именно античных сюжетов. В этой книге за основу взяты корпус мифов и античной поэзии о Тесее, одолевшем Минотавра. Дочь критского царя Ариадна помогает герою справиться с чудовищем, заручившись обещанием афинского царевича жениться на ней. Однако на обратном пути с Крита Тесей бросает Ариадну на одном из бесчисленных островов Эгейского моря. По прошествии нескольких лет он все-таки женится на критской принцессе, но это Федра, младшая сестра Ариадны. Девушка сталкивается во дворце Тесея с тем, что великие герои, прославленные певцами, в обычной жизни могут быть совсем не столь приятными людьми. Глазами Федры читатель смотрит на дворцовые интриги и роль, отведенную женщинам в античных городах.
«Мое имя Офелия» Лизы Кляйн
Если у Шекспира история Гамлета — великая трагедия, выбор между жизнью и местью, то ретеллинг от лица Офелии — идеальная книга в жанре young adult. Офелию авторства Лизы Кляйн больше, чем конфликт долга и совести, волнует вопрос, любит ли ее датский принц. Эта героиня не сходит с ума и не погибает, ей удается выжить и даже выведать для читателей, что же обо всем этом думала Гертруда, мать Гамлета, вышедшая замуж за убийцу своего мужа. Для этой Офелии основной движущей силой являются вопросы выживания как в иерархии датского двора, так и за его пределами. И бороться ей приходится не только со злодейскими замыслами Клавдия, но и с ограничениями, налагаемыми на женщин в Позднее Средневековье, — от платья для верховой езды до деторождения.
«1984. Джулия» Сандры Ньюман
«Джулия» — ретеллинг классической антиутопии «1984», одобренный фондом Оруэлла и наследниками писателя. Главный герой Оруэлла Уинстон Смит встречается с Джулией — механиком из литературного отдела Министерства правды. Они вместе совершают «половые преступления», читают запрещенную литературу, затем их арестовывают — и он под пытками предает подругу. В «Джулии» Ньюман дополняет вселенную Океании, описывая механизмы черного рынка, уклад женского общежития и клиники для ископла — так в новоязе обозначается искусственное оплодотворение. В отличие от оригинальной книги, в «Джулии» представлены сюжетные линии и других женских персонажей — от чернокожей женщины, коменданта общежития, похоронившей шесть из своих 10 детей на войне с Евразией, до 17-летней любовницы высокопоставленного партийного чиновника, вынужденной совершить подпольный аборт.
«Дорогая Венди» Э. К. Уайз
Формально — это продолжение, а не пересказ: роман о том, как могла бы сложиться история Венди и ее братьев после возвращения из Неверленда. Джон и Майкл предпочли поверить, что это был лишь сон. Венди отказывалась забыть Питера, и родные отправили ее в психиатрическую лечебницу: как еще можно истолковать бесконечные рассказы о феях и волшебной стране? Спустя годы, выйдя замуж и став матерью, Венди снова встречает Питера. На этот раз он прилетает за ее дочерью. Чтобы вернуть ребенка, Венди отправляется в Неверленд, который оказывается гораздо более мрачным местом, чем она помнила из детства.