Как менялось изображение женских персонажей в массовой культуре

Кадр из фильма «Чудо-женщина 1984»
Кадр из фильма «Чудо-женщина 1984» (Фото: DC Films, Atlas Entertainment, The Stone Quarry, Mad Ghost Productions)
Видимость женщин — важное достижение современного общества. Но касается ли это фильмов, сериалов и игр? Рассказываем, как обстоят дела с гендерным разнообразием в медиа и как работает тест Бекдел

Есть мнение, что в последние годы сильно увеличилось количество женских персонажей в кино и других медиа. По сравнению с «классическими» фильмами, где главными героями становились мужчины, а женщинам отводилась роль любовного интереса или соратницы, в современных медиа мы видим разнообразие женских персонажей: от сильных и смелых супергероинь до живых и уязвимых женских персонажей в драмах. Многим кажется, что баланс между мужскими и женскими персонажами уже достигнут и зрители устали от «сильных женщин» в кино.

Исторически искусство не было сферой репрезентации женщин — согласно исследованию Калифорнийского университета, среди литературных героев в четыре раза больше мужчин. Эта проблема касается и более новых медиа: исследование Центра изучения женщин в кино и на телевидении говорит, что в 2021 году в фильмах было в два раза больше мужчин, чем женщин, к тому же у мужских героев было больше реплик и экранного времени. В том же году лишь в 7% фильмов от общего количества женские персонажи преобладали над мужскими.

Другой уровень проблемы — это количество женских персонажей в различных произведениях массовой культуры, а то, как они показаны и какую роль играют в сюжете. Раньше в кино женщины чаще были показаны через «мужской взгляд» — являлись объектом вожделения героев-мужчин или были лишь «приложением» к мужскому персонажу. Рассмотрим наиболее популярные тропы женских персонажей и их трансформацию в современных медиа.

Классическим индикатором гендерной предвзятости в медиа является тест Бекдел. Это простой тест, придуманный американской художницей Элисон Бекдел, изначально он использовался для оценки кино, однако его можно применить и к другим художественным произведениям.

Чтобы пройти тест, произведение должно включать в себя следующие составляющие:

  • как минимум две женщины;
  • у них есть имена;
  • они говорят между собой;
  • их разговор не касается мужчин.

Фото: wikimedia.org
Фото: wikimedia.org

Разумеется, тест имеет погрешности и фильмы с неплохой презентацией женщин могут не пройти его по разным причинам. Может быть и наоборот, в таком случае сексисткий фильм проходит тест Бекдел, если в нем присутствует диалог двух женщин, даже если они показаны стереотипно. Однако если попробовать составить обратный тест Бекдел — все то же самое, но с героями мужчинами, едва ли найдется произведение массовой культуры, которое этот тест не пройдет. К тому же на данный момент кинематограф показывает неутешительные результаты: тест Бекдел не проходят ни одна часть «Властелина колец», большая часть фильмов киновселенной Marvel и даже совсем свежие «Фантастические твари: Тайны Дамблдора», вышедший в 2022 году.

Не только домохозяйка

Если представить «стереотипный» образ женщины, на ум приходит образ идеальной домохозяйки — так называемой «степфордской жены». Это выражение стало нарицательным после выхода романа американского произаика Айра Левина «Степфордские жены», а позже и одноименного фильма с Николь Кидман в главной роли. Роман, как и фильм, иронизирует над образом типичной домохозяйки, превращая патриархальный миф об идеальной жене в историю с элементами хоррора — в финале фильма выясняется, что таинственная «мужская ассоциация», в которой работают все мужчины города, превращает живых женщин в роботов.

Образ домохозяйки используется также в драмах — примером может служить фильм «Мосты округа Мэдисон» (1995), в котором женщина в возрасте впервые влюбляется, но не может оставить дом и семью. В более современных проектах этот образ раскрывается по-новому — в сериале «Большая маленькая ложь» 2017 года героини-домохозяйки совместно дают отпор семейному насильнику, защищая подругу. А в недавнем «Не волнуйся, солнышко» 2022 года обыгрывается все тот же сюжет степфордских жен. Любопытно, что Айра Левин также написал роман «Ребенок Розмари», а снятый по нему фильм Романа Полански надолго сформировал эталонный образ женщины в хорроре.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Стеклянный потолок: что это и как он влияет на карьеру женщин

Испуганная девушка

Стоит отметить, что в хоррорах вообще чаще всего появляются женские персонажи. Однако как правило это испуганные жертвы, преследуемые маньяком или потусторонними силами. К примеру, в «Ребенке Розмари» (1968 г.) героиня мечется в тревоге и беспокоится о своем будущем ребенке, однако Розмари не проходит «арку героя» и в финале остается такой же напуганной и уязвимой. В фильме из той же трилогии Полански «Отвращение» (1965) героиня Катрин Денев испытывает пугающее отвращение к мужчинам, а те в свою очередь открыто сексуализируют девушку. Оба этих фильма отражают женские страхи: объективацию, угроза физической неприкосновенности, страх насилия и тревога в связи с беременностью. Однако героини в них — жертвы, они не справляются со своими проблемами и не обретают силу.

Галлюцинация героини фильма «Отвращение», в которой из стен появляются руки и пытаются схватить девушку
Галлюцинация героини фильма «Отвращение», в которой из стен появляются руки и пытаются схватить девушку (Фото: afisha.ru/movie)

В современных хоррорах дела обстоят иначе, например, в фильме Ари Астера «Солнцестояние» (2019 г.) героиня своеобразно избавляется от депрессии и токсичных отношений, а в «Ведьме» (2015 г.) того же режиссера молодая героиня Ани Тейлор-Джой заключает контракт со злыми силами, но освобождается от оков патриархальной семьи и жестокого отца. Другой сюжет — женщина, скрывающая в себе необычные и пугающие способности, как в фильмах «Тельма» (2017 г.) и «Сырое» (2016 г.). Фильм ужасов может и вовсе быть метафорической рефлексией патриархата, как недавний «Род мужской» 2022 года.

Супергероиня

Золотая эра комиксов не отличалась широкой репрезентацией женщин — персонажи без способностей были на «вторых ролях», а супергероинь было немного. Первой узнаваемой супергероиней стала Чудо Женщина, придуманная в 1940-х годах. Позже в комиксах стало появляться больше женщин: супергероини пополнили ряды «Мстителей» и «Людей X».

Однако стереотипы не обошли и женщин с суперспособностями. К примеру, фильмы студии Marvel критикуют за то, что женщины слишком часто трагически погибают, порой жертвуя собой ради спасения героев-мужчин: героиня Скарлетт Йоханссон — Черная Вдова пожертвовала собой ради спасения другого члена команды «Мстителей», Соколиного Глаза. В той же киновселенной героиня Зои Салдана погибает, став жертвой своего отца, а героиня Натали Портман из «Тора» заболевает раком и умирает в фильме «Тор: Любовь и гром». Наряду с этим нельзя не отметить и положительные стороны освещения женщин в супергеройском кино — к примеру, Алая Ведьма считается сильнейшей из команды «Мстителей», а второе место фанаты отдают Капитану Марвел — еще один женский персонаж.

Алая Ведьма в образе домохозяйки из 1950-х в сериале «Ванда/Вижн»
Алая Ведьма в образе домохозяйки из 1950-х в сериале «Ванда/Вижн» (Фото: anime-characters-fight.fandom.comу)

Дева в беде

«Дева в беде», или damsel in distress — один из самых популярных тропов для женских персонажей в медиа. Этот архетипический образ широко используется в играх, часто задачей главного героя игры является спасение своей возлюбленной или просто «принцессы», как в серии игр Super Mario. Феминистка и исследовательница Анита Саркисян в 2015 году записала серию роликов о сексизме в видеоиграх, где, в частности, объясняла троп «дева в беде» и критиковала его. Это стало одной из причин «Геймергейта» — крупнейшего скандала в игровой индустрии, а также запустило травлю самой Аниты.

В современных играх данный троп хоть и используется, но иногда приобретает новый смысл. Яркий пример — Элли из The Last of Us: в первой части игры героиня не может постоять за себя и зависит от своего спутника и опекуна Джоэла, во второй же части Элли становится сильнее и практически в одиночку вступает в борьбу с врагами, проходя внутреннюю трансформацию.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Гинофобия: почему некоторые люди боятся женщин

Женщина шутит

Комедийный жанр в целом строится на разнообразных стереотипах, это касается и женских персонажей. Иногда юмор обыгрывает внешность главных героинь: в фильме «Красотка на всю голову» (2018 г.) героиня Эми Шумер видит себя стройной и конвенционально привлекательной, в реальности же выглядит как обычная женщина. Однако создатели фильма подчеркивают ее «неконвенциональность», создавая комичные ситуации вокруг этого противоречия. Бодишеймингу также подвергалась Бриджит Джонс в дилогии «Дневник Бриджит Джонс». Есть и обратная сторона медали — сексуализация и «идеализация» образа женщины, например, как в фильме «Все без ума от Мэри» (1998 г.).

Однако сейчас появляются комедийные фильмы и сериалы, в которых женщины показаны живыми персонажами с индивидуальностью и самобытным юмором. К примеру, сериал Лины Данэм «Девочки», в легкой форме повествующий о жизни четырех девушек в Нью-Йорке, или завоевавший любовь зрителей и кинокритиков сериал «Дрянь» Фиби Уоллер-Бридж, героиня которого мастерски владеет черным юмором и сарказмом.

Обновлено 07.03.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть