Пандемия COVID-19 резко и непредсказуемо снизила мировую экономическую активность, заставив предприятия разориться или сократить производства и штаты. Всемирная ассоциация здравоохранения заявила об окончании пандемии COVID-19 в мае 2023 года. Спустя почти год в можно оценить первые последствия для экономики. В РБК собрали российские и зарубежные исследования и сравнили, как предприятия из разных сфер пережили глобальное потрясение.
Проблемы в сфере образования
Пандемия обострила социально-экономическое неравенство, и некоторые студенты были вынуждены отчислиться из университетов по финансовым причинам. Плюс у учащихся возникли трудности, потому что домашние условия были неподходящими для учебы. По оценкам ООН, эти проблемы затронули 23,8 млн человек разных возрастов по всему миру.
Возможности для дистанционного обучения не у всех были равными, например, в Бразилии миллионы школьников без стабильного доступа к интернету не смогли полноценно заниматься онлайн. А еще не все учителя оказались готовы совершенствовать свои цифровые навыки, например, это стало проблемой в Индии. Главная причина — экономическая. Компьютер и интернет в Индии — до сих пор атрибут статуса, к глобальной сети имеют доступ только 24% семей в стране. Учителя, которые не владели компьютерной грамотностью, не смогли освоить ее в сжатые сроки. Массовое закрытие школ и дестабилизация учебного процесса сильнее всего ударили по жителям стран с низкими доходами.
По оценкам McKinsey, к 2040 году незавершенное обучение, связанное с COVID-19, может привести к ежегодным потерям в мировой экономике до $1,6 трлн.
Новые цепочки поставок и больше автоматизации
Пандемия научила предпринимателей продавать товары онлайн — с 2020 года покупатели по всему миру стали посещать интернет-магазины на 30% чаще. Продавцы стали отправлять больше товаров, и логистические операторы столкнулись с новой проблемой: объемы грузов постоянно растут и их все сложнее доставить с соблюдением заявленных сроков.
На проблемы со скоростью доставки уже жалуются клиенты платного сервиса Prime на маркетплейсе Amazon. Из-за всплеска количества заказов системы компании не всегда справляются с обработкой данных, и посылки не приходят в заявленный срок — в тот же или на следующий день. На скорость доставки влияют погода и действия партнеров маркетплейса — транспортных компаний, которые используют грузовики, самолеты и корабли. Любое форс-мажорное отклонение от графика сказывается на сроках доставки Amazon.
Часто сложности возникают на «последней миле»: не хватает курьеров, чтобы забрать товар со склада и довезти до двери. Поскольку заказов становится все больше, интернет-магазинам сложнее прогнозировать спрос на отдельные категории товаров. А еще в логистических цепочках периодически возникают проблемные зоны, поэтому важен «запасной вариант», например, альтернативный маршрут.
В конце 2020 и 2022 годов консалтинговая компания Ernst & Young LLP (EY US) проводила опросы 200 руководителей, отвечающих за цепочки поставок. Их спрашивали о влиянии COVID-19 на логистику и приоритетах на ближайшие три года. Выяснилось, что пандемия даже после завершения активной фазы продолжила создавать серьезные проблемы для цепочек поставок во всем мире. Если раньше логистику бизнеса можно было удешевить, увеличивая сроки и снижая стоимость рабочей силы, то сейчас настройкой гибких внутренних систем, автоматизацией и повышением квалификации персонала. Так, по мнению респондентов, можно не только снизить затраты, но и повысить качество обслуживания.
Туризм — как в 2019 году
Туристическая отрасль, которая по объективным причинам резко встала в пандемию, и оживать стала настолько же быстро. Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) опубликовала данные об эффективности авиаперевозок за ноябрь 2023 года, согласно которым спрос на них превысил 99% от уровня 2019 года. Проще говоря, этот сегмент туристической отрасли вернулся к допандемийным показателям. Самые высокие темпы восстановления показывает Азиатско-Тихоокеанский регион.
По итогам 2023 года в среднем по миру объем внутренних перелетов вырос на треть по сравнению с уровнем 2022 года. Объем внутреннего трафика в ноябре 2023 года был на 6,7% выше ноября 2019 года. Особенно сильно он вырос в Китае (+272%) — в 2022 году ковидные ограничения на поездки там еще действовали. В США благодаря высокому спросу в период Дня Благодарения тоже случился рекордный рост — на 9,1% больше внутренних перелетов, чем в ноябре 2019 года.
В целом международный туризм восстановился на 90%, посчитала Всемирная туристская организация в конце 2023 года. Учитывая подобные темпы, до полного восстановления остались считанные месяцы.
Неплатежеспособность даже в развитых странах
Финансовые проблемы после пандемии возникают в том числе и у жителей тех государств, в чьем благосостоянии еще недавно было сложно усомниться. Среди стран, которые в 2023 году показали относительно высокий уровень неплатежеспособности по сравнению с 2019-м — Великобритания и Швейцария, отмечают аналитики международной страховой компании Atradius.
В Великобритании рост неплатежеспособности случился из-за отмены государственной поддержки в виде кредитов с отсрочкой выплаты, а также слабого восстановления экономики после Брексита, совпавшего по времени с пандемией. В Швейцарии проблемы также связывают с прекращением господдержки — срочных беспроцентных займов — и связанным с этим банкротством фирм-зомби (этим термином называют компании, которые пережили пандемию благодаря помощи властей, но в обычное время объявили бы дефолт).
Странами с относительно низким уровнем неплатежеспособности по сравнению с 2019 годом являются Сингапур, Польша, Италия, США и Нидерланды. Но здесь меры поддержки в пандемию оказались эффективными и помогли нарастить ликвидность компаний. Деньги, которые бизнес получил от государства напрямую или сэкономил на выплатах, помогли сохранить платежеспособность даже после того, как финансовая госпомощь бизнесу закончилась.
В целом, по оценкам Всемирного банка, уровень бедности в мире по итогам 2023 года оказался сопоставим с 2019 годом. 691 млн человек (8,6% мирового населения) живут в крайней бедности (меньше, чем на $2,15 в день).
Восстановление экономики
Рецессия, вызванная пандемией COVID-19, оказалась самой глубокой с момента Второй мировой войны. Множество стран столкнулись с резким сокращением производства и потребления, что привело к падению ВВП, росту безработицы и финансовым трудностям для миллионов людей. Например, в США за два месяца без работы остались 30 млн человек, что в разы больше, чем в ипотечный кризис 2007 года, когда рабочие места потеряли 8,7 млн.
Однако, несмотря на глубину рецессии, она была одной из самых коротких в истории и заняла всего несколько месяцев. Экономические меры и стимулирующие программы способствовали восстановлению и стабилизации экономики. Например, в Великобритании государство дало кредитные гарантии бизнесу на £330 млрд и первые полгода налоги по таким кредитам можно было не платить. В Германии создали фонд помощи крупным предприятиям на €600 млрд, а более мелкие получили прямые субсидии размером до €15 тыс., на эти цели власти потратили €50 млрд.
Страны начали уделять больше внимания диверсификации экономики, цифровизации и поддержке внутреннего производства. По всему миру начали более серьезно относиться к дистанционной работе и образованию. Fobres Advisor отмечает, что по состоянию на 2023 год 12,7% штатных сотрудников работают из дома, а 28,2% — по гибридной модели. Кроме того, пандемия обострила проблемы защиты трудовых прав и социального обеспечения.
В России пандемия усугубила экономический спад, начавшийся за несколько лет до нее, отмечают аналитики ВШЭ. По итогам только одного 2020 года в стране прекратили деятельность 533 тыс. организаций, а появились — 225 тыс. Появление одного юрлица сопровождалось ликвидацией двух с лишним. Анализ Общероссийского классификатора видов экономической деятельности показал, что реже всего закрывались компании-поставщики интеллектуальных услуг (финансовых и образовательных), а также предприятия из базовых жизнеобеспечивающих отраслей, таких как сельское хозяйство, добыча природных ресурсов и энергетика. Хуже всего пришлось компаниям по подбору персонала, туристическим, строительным и транспортным фирмам, кафе и ресторанам.
По окончанию пандемии российская экономика столкнулась с новыми вызовами, связанными с рекордным количеством санкций и ограничений, что осложнило процесс ее восстановления.