А в чем тренд?
Популярность TikTok привела к росту количества исследований о том, как эта социальная медиаплатформа влияет на мозг человека. Некоторые работы показывают, что соцсеть может влиять на продолжительность внимания молодых людей. На платформе размещается бесконечный поток видеороликов, каждый из которых можно посмотреть всего за 15 секунд. Зрителям таких коротких видео в TikTok или Instagram Reels (Instagram принадлежит Meta, компания признана экстремистской и запрещена в России) впоследствии сложнее участвовать в деятельности, которая не несет мгновенного удовлетворения. Такой эффект исследователи назвали «мозгом TikTok».
Что такое дофамин и как он связан с просмотром роликов
Чтобы понять, почему короткие видео способны вызывать зависимость, необходимо вспомнить, как работает наша дофаминовая система. Дофамин — это химическое вещество, которое вырабатывает мозг, когда мы предвкушаем удовольствие, ожидаем вознаграждения или делаем что-то приятное. Выброс дофамина и, как следствие, чувство радости мы получаем и за достижение цели, и за мысли о победе.
Джон Хаттон, врач-педиатр и директор Центра чтения и развития грамотности при детской больнице Цинциннати в США, отмечает: «Погоня за реакцией в системе вознаграждения в мозге заставляет нас бесконечно пролистывать видео на TikTok. Эта платформа представляет собой дофаминовую машину». Прилив дофамина усиливает тягу к чему-то приятному — например, к любимому блюду, опасному наркотику или к забавному видео на TikTok.
Как мозг «подсаживается» на короткие видео
Дофамин от просмотра видео вызывает чувство удовольствия и побуждает продолжать их листать. Нейропсихолог доктор Санам Хафиз объясняет: «Когда вы прокручиваете страницу и натыкаетесь на то, что вызывает у вас смех, ваш мозг получает ударную дозу дофамина. Когда вы видите что-то, что вам не нравится, вы можете быстро переключиться на то, что вызывает больше дофамина». Повторяя этот цикл, можно со временем приучить мозг желать быстрого вознаграждения от более короткого контента.
Формирование зависимости
Исследования того, как именно TikTok влияет на мозг, находятся на ранних стадиях, однако интерес ученых к этому аспекту растет. Результаты анализа китайских и американских исследователей свидетельствуют о том, что видео в TikTok и YouTube Shorts вовлекают пользователей в «короткие всплески острых ощущений». Это может привести к развитию аддиктивного поведения.
Опасность из-за недостатка внимания
Когда дети и подростки занимаются деятельностью, требующей длительной сосредоточенности, например чтением, они используют «направленное внимание». Эта функция формируется в префронтальной коре головного мозга, которая отвечает за принятие решений и контроль импульсов.
Майкл Манос, клинический директор Центра внимания и обучения при детской клинике Кливленда, отмечает: «Направленное внимание — это способность подавлять отвлекающие факторы, поддерживать сосредоточенность и соответствующим образом ее переключать. Это требует навыков более высокого порядка, таких как планирование и определение приоритетов». Молодые люди испытывают трудности с использованием направленного внимания, так как префронтальная кора полностью формируется только к 25 годам. Постоянно меняющаяся лента TikTok не требует такого уровня устойчивого внимания.
Как компании пытаются решать проблему
Некоторые IТ-компании пытаются внедрить функции, которые ограничивают потенциальное злоупотребление приложениями. Например, для пользователей TikTok в возрасте от 13 до 15 лет отключены push-уведомления после 21:00. Кроме того, платформа периодически создает видео, которые напоминают о необходимости приостановить прокрутку, выйти на улицу или перекусить.
На YouTube Shorts также есть функции, ограничивающие просмотр для лиц моложе 18 лет. Например, автовоспроизведение отключено для детей и подростков. Также для них по умолчанию включены напоминания о необходимости сделать перерыв или лечь спать.