Что такое воненизм и как тренды доводят до проблем с пищевым поведением

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Культ здорового образа жизни или фиксация на иллюзии? Как инфлюенсеры с идеальными телами влияют на наше восприятие тела и пищевое поведение, разбираемся с экспертом

Об авторе: Юлия Сидорова, детский врач-эндокринолог, основательница школы семейного здоровья Seeds.

Алгоритмы + виральность = тренд

Алгоритмы социальных сетей способствуют быстрому распространению контента. Если он уникален, актуален и вызывает эмоции, его в считаные часы могут увидеть миллионы пользователей. Это называют виральностью. Этим свойством активно стал пользоваться инфлюенс-маркетинг. Популяризация определенного образа тела или стиля питания может начаться с одного вирусного видео и быстро стать глобальным трендом. Тренды массовой культуры благодаря соцсетям влияют на общество не только с точки зрения экономики, определяя, что, когда, в каком объеме будут покупать люди. Социальные сети буквально формируют нас в культурном и психологическом аспектах. Чем больше люди «живут» в соцсетях, тем сильнее подвержены их влиянию. А значит, наиболее восприимчивы к внешним оценкам, стрессу, тревожности, причина которых кроется в нереалистичных ожиданиях от себя и окружающего мира.

Социальная экономика 77,8% россиян относятся хуже к своему телу после просмотра соцсетей

Опасные тренды цикличны

Еще до возникновения соцсетей как явления в массовой культуре появилась мода на образ болезненно худой девушки с бледной кожей, темными кругами под глазами. Истощенные модели (яркая представительница той эпохи — это, например, Кейт Мосс) смотрели на нас с подиумов и обложек глянца. Этот период, названный «героиновым шиком», пришелся на начало 1990-х и возник как реакция на гламурные 1980-е с яркими цветами и блестками. В начале нулевых завтракать кофе с сигаретой и ужинать бутылкой вина перестало быть модной нормой. Романтизировать нездоровые отношения с телом и вредными привычками продолжили подростки, становившиеся приверженцами таких субкультур, как эмо, готы и т.д.

Массовые «эксперименты» над своим телом под влиянием модных трендов получили новый виток с набором популярности соцсетей, где ключевую роль играет визуал, — Tumblr, Instagram (принадлежит компании Meta, признана в России экстремистской и запрещена) и других. Отсюда и берет отсчет новейшая история отношений людей со своим телом, в которых появляются третьи лица — инфлюенсеры, или лидеры мнений.

В середине 2010-х в Китае зародился A4 Challenge. Суть тренда заключается в том, чтобы спрятать талию за листом бумаги формата А4 (его ширина — всего 21 см). Этот вызов быстро стал популярным в социальной сети Weibo, затем распространился на западные платформы. Девушки, придерживающиеся экстремальных диет и изнурительных физических нагрузок, демонстрировали «идеальную» талию, шириной не превышающую лист формата A4.

В 2014 году как шутка появляется тренд Bikini Bridge: девушки выкладывали фото, на которых бикини натягиваются над тазовыми костями так, что между животом и нижней частью купальника образуется «мостик». Казалось бы, безобидный челлендж, но он тоже несет в себе пропаганду труднодостижимых и даже нездоровых стандартов красоты.

Российские паблики не остались в стороне от глобального тренда на худобу. В тематических группах во «ВКонтакте» распространялись фотографии девушек, достигших экстремально низкого веса, там делились несовместимыми со здоровьем диетами. У подписчиков был свой, свойственный закрытым сообществам язык: «питька» — это питьевая диета, «ана» — анорексия, «отвес» — потеря веса. Аудитория таких групп — девушки 12–19 лет, желающие быть принятыми, признанными и популярными, что делает их особенно уязвимыми для подобных нездоровых идей. Подростки, не получившие вовремя поддержку в лице родителей, друзей, приобретают расстройство пищевого поведения и травмирующий опыт голодовок, перееданий, приема препаратов, вызывающих рвоту и диарею, без показаний.

Сообщества «живут» и по сей день. «Ищу напарницу на голод», — часто можно встретить подобные сообщения. В комментариях, правда, теперь немало критики и рекомендаций «не сходить с ума» и «нормально есть».

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Что такое субкультуры и как они влияют на общество

Даже «ангелы» на какое-то время сдались

В 2020-х тренд на физическое и ментальное здоровье планомерно заместил анорексичные идеалы красоты. Стало модно быть «девушкой в теле»: сильной, подтянутой, независимой от чужого мнения, неидеальной. Так мир охватило явление под названием «бодипозитив» — принятие собственного тела со всеми несовершенствами. В гипертрофированном виде последователи этой идеи пропагандируют принятие любого веса, включая высокие стадии ожирения.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Все тела красивые: что такое бодипозитив

На волне бодипозитива даже бренд белья Victoria's Secret, известный своими экстрастройными «ангелами», то есть амбассадорами марки, экспериментировал с моделями plus size. Но из-за спада продаж вернулся к обычным моделям размера XXS. Процессы жизни общества цикличны. Худоба, эстетика «героинового шика» вновь набирает популярность в соцсетях, но уже под другим «соусом».

Фото:Wikimedia Commons
Социальная экономика «Героиновый шик» возвращается: что это и чем вреден этот тренд

Чем опасна фиксация на иллюзии

Популярные инфлюенсеры сегодня часто транслируют осознанность, заботу о себе. Тренд Clean Girl — на ухоженный вид без лишних деталей — начал набирать популярность в TikTok и Instagram в начале 2020-х. С одной стороны, в минимализме и аккуратности нет ничего плохого. С другой — поддержание «естественной» красоты требует немало времени и денег. Идеальная «натуральность» может быть столь же нереалистичной, как и другие стандарты красоты.

Многие тренды современной массовой культуры создаются южно-корейскими медиа. Эта страна и ее жители известны своим культом внешности. Для достижения высокого социального положения крайне важно выглядеть хорошо, производить впечатление брендовыми вещами, холеным лицом, стройным телом. По этой причине Корея — один из лидеров по количеству пластических операций и объему производства косметики. В том числе для продвижения этих товаров и услуг взращена целая плеяда айдолов — молодых, преимущественно подросткового возраста, мегапопулярных артистов. Их аудитория — такие же подростки и молодые люди, чья покупательная способность растет.

Одна из таких современных айдолов — певица, инфлюенсер Чан Вон Ён. Ее популярность породила целую идеологию — воненизм — стиль жизни, пропагандирующий минимализм, самодостаточность и ЗОЖ. Вон Ён продвигает майндфулнесс-практики (метод тренировки внимания, навыков осознанности, управления стрессом и формирования жизнестойкости, часто его называют фитнесом для ума), физическую активность и чистое питание. Однако ее последователи поставили во главу угла следование идеалу и создание соответствующего образа в соцсетях. Подъемы в 5 утра, медитации, дневники самопрограммирования, маленькие порции эстетичных завтраков, тренировки — это «картинка». Реальность по ту сторону контента часто оказывается совсем не идеальной. В сериале «Эйфория» показан типаж такой девушки, живущей «идеальную» жизнь. Ранние подъемы и многочасовая маниакальная бьюти-рутина Кэсси Говард, которую сыграла Сидни Суини, — отнюдь не для собственного удовольствия, а чтобы произвести впечатление на парня. Фиксация на образе, а не на собственном состоянии, порождает тревогу, тревога — нездоровые отношения с едой и собой, и так по кругу.

Известно, что агентства, с которыми айдолы подписывают контракты, предъявляют весьма жесткие требования к внешности. Нетизены (пользователи интернета) знают, что рацион их кумиров может состоять из одного огурца в день. Фанаты айдолов по всему миру иногда стараются копировать образ любимых знаменитостей, доводя себя до истощения и тратя огромное количество времени и денег в попытке втиснуться в нереалистичные рамки внешнего вида. Получается, современные медиатренды совсем не так безобидны.

Фото:Pexels
Социальная экономика Не родись красивой: как внешний вид влияет на карьеру женщин

Как с этим жить

Да, среди молодых пользователей соцсетей чуть менее распространен буллинг за внешность, они — за «нетоксичность». Блогеры призывают к изменениям собственного тела и мышления «для себя», а не из-за давления общества. Но на людей с нестабильной самооценкой, подверженных внешним факторам, — а это бóльшая часть подростков — образы «идеальных» людей из соцсетей оказывают все то же пагубное влияние. Копирование жизни и рациона блогеров может приводить к РПП. А что дальше, мы уже знаем: булимия, анорексия, проблемы с гормональным здоровьем.

Экспериментируя с внешностью и привычками, подростки и молодые люди, как правило, ищут поддержки от ближайшего окружения. Важнейшую роль в формировании здоровых привычек и осознания собственной ценности играет семья. Регулярное общение, совместные занятия и поддержка со стороны близких помогают сформировать устойчивую самооценку и уменьшить зависимость от внешних факторов. Исследования также подтверждают влияние родителей на пищевое поведение детей. Сформированные с детства привычки питания, отношение к еде не как к утешению или замещению других удовольствий позволят не стать жертвой трендов масскультуры, которые были, есть и будут, покуда существует наше общество.

Обновлено 02.07.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть