Социализация — главный секрет производительности удаленной работы

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Управляющий директор и партнер BCG, глава экспертной практики по развитию персонала и кадровому управлению в России и СНГ Екатерина Тимофеева — о производительности сотрудников, работающих удаленно

Из-за пандемии COVID-19 мы все оказались частью глобального эксперимента по организации труда — в короткий срок компании и учреждения по всему миру были вынуждены перевести большую долю персонала (порядка 40%) на удаленный режим или частичную занятость. Эти меры были приняты широко и быстро не по желанию, но они уже трансформировали само представление о рабочем месте будущего и для работодателя, и для работника.

Дистанционная работа изменила все не только для тех, кто начал работать по этой схеме, но и для тех, кто остался в офисе. Теперь часть их опыта — ужесточенные гигиенические стандарты, социальная дистанция и необходимость виртуального сотрудничества, а на смену уже привычным «кофе и печенькам в офисе» пришли порционные снеки.

С учетом скорости и масштаба вызванных пандемией изменений, а также того факта, что у работодателей не было времени подготовить персонал к переходу на удаленную работу, логично было бы ожидать падения производительности. Но недавний опрос BCG 12 тыс. сотрудников из США, Индии и Германии показал, что коллапса не произошло.

Многие работники считают, что их производительность не только не пострадала, но даже повысилась

Примерно 75% работников сказали, что в первые несколько месяцев пандемии они смогли поддерживать или повысить производительность при выполнении индивидуальных задач (например, анализ данных, создание презентаций и административная работа). В отношении коллективных задач (включая обмен информацией с коллегами, работу в командах и взаимодействие с клиентами) этот показатель ниже, но все равно составляет больше половины — 51%. Причем эти результаты наблюдаются в различных регионах, среди дистанционных работников и тех, кто остался в офисе, — что говорит об универсальных закономерностях, сформировавшихся под влиянием пандемии.

Фото:Unsplash, Mélissa Jeanty / Unsplash
Социальная экономика Жизнь после карантина: как коронавирус изменил наше поведение и привычки

На восприятие работниками собственной производительности при выполнении совместных задач (именно они вызывали наибольшую сложность в новых условиях), независимо от того, работают они в офисе или удаленно, сильно влияют четыре фактора:

  1. социальные связи;
  2. психологическое состояние;
  3. физическое состояние;
  4. доступность необходимых рабочих инструментов.

79% респондентов, указавших, что по всем четырем факторам состояние удовлетворительное или улучшается, заявили, что смогли удержать или повысить уровень производительности при выполнении коллективных задач. Напротив, из участников опроса, заявлявших о неудовлетворительном или ухудшающемся положении как минимум по трем факторам, лишь 16% заявили, что смогли удержать или повысить уровень производительности. Это огромная разница.

Раньше социализация на работе была непринужденной. Теперь ее нужно специально и осмысленно развивать

Компании и раньше так или иначе уделяли внимание социальным связям на работе, заботе о психологическом и физическом состоянии сотрудников и доступности рабочих инструментов. Но в новой реальности при многократно возросшем их значении эти форматы придется пересмотреть.

Фото:Pexels
Экономика образования Не надо суетиться: как найти баланс между работой и жизнью

Вместо непринужденного характера возникновения социальных связей в процессе совместной работы или неформального общения в условиях ограниченного физического контакта компаниям придется устанавливать их намеренно, ведь именно социальное взаимодействие позволяет нам быть продуктивными в коллективе. В нашем опросе сотрудники, которые заявляли об удовлетворенности социальным взаимодействием со своими коллегами, в два-три раза чаще оставались на прежнем уровне производительности либо повышали его в рамках коллективных задач. Воссоздать нужную атмосферу помогают различные инструменты — от виртуальных кофе-брейков до совместного участия в видеоиграх — и креативный подход.

На производительность влияет психологическое и физическое состояние сотрудников. С ними тоже нужно работать по-новому

Есть и корреляция между психологическим благополучием и производительностью: те, кто заявлял о более высоком уровне психологического благополучия во время пандемии, чем до нее, почти вдвое чаще говорили, что им удалось поддержать или повысить производительность при выполнении коллективных задач. Влияние ментального самочувствия на работу все очевиднее, но именно пандемия — и созданные ею стресс и беспокойство — показала, насколько важно для работодателей признавать эту связь. Наиболее часто встречающееся решение этой проблемы – программы поддержки сотрудников в форме службы конфиденциальных консультаций.

Физическое состояние влияет на работу очевидным образом и выражается в больничных листах и отгулах. Для того, чтобы поддерживать благополучие сотрудников в этой области, традиционно использовались ДМС со стоматологией от компании и корпоративное членство в спортклубе, а в отдельных случаях — врач и спортзал в офисе. Сейчас основной задачей станет поиск альтернативы тем опциям, которые делали упор на офисных сотрудников, и расширение возможностей для работающих удаленно. В особенности с учетом того, что следствием дистанционной работы нередко становится сидячий образ жизни.

Фото:Станислав Красильников / ТАСС
Экономика образования Андрей Себрант — об удаленной работе как части новой жизни

Традиционный «хороший офис» уже не так важен. Теперь сотрудников привлекает гибкость

Удовлетворенность имеющимися рабочими инструментами тоже является мощным фактором производительности: работники, довольные своим инструментарием, примерно вдвое чаще заявляли о хорошей продуктивности. В инструменты для организации виртуального рабочего места некоторые компании инвестировали еще до пандемии, но сейчас темпы разработки этих технологий ускорились. Инициативы варьируются от помощи в создании комфортных рабочих мест дома и предоставления средств на закупку необходимого до поставки технологий и офисного оборудования на дом, а также оплаты широкополосного доступа в интернет.

Изменения, вызванные COVID-19, уже трансформировали ожидания сотрудников в отношении будущей организации труда: они все сильнее проявляют интерес к гибким схемам, а руководители демонстрируют все большую открытость в отношении таких возможностей. В рамках нашего исследования 60% работников заявили, что хотят сохранить тот или иной уровень гибкости в том, как организована их работа с точки зрения как места, так и времени. Более того, в рамках опроса работодателей выяснилось: компании ожидают, что примерно 40% их сотрудников в дальнейшем будут работать по удаленным схемам. При этом особое внимание как компаний, так и персонала привлекает к себе гибридная форма организации труда — когда часть времени сотрудник может проводить в офисе, а часть — работать удаленно.

Экономика образования Дайджест образования № 3: будущее без офисов и эффективность удаленки

Традиционное представление о хорошем офисе — с кухней, пространствами для отдыха, спортивным залом и дежурным врачом — не изменилось, однако он уже не так значим для сотрудников. Теперь от организаций в большей степени требуются гибкость и индивидуальный подход, а не привычные стандарты качества. Готовность компании прислушиваться к пожеланиям сотрудников и реагировать на них в будущем будет напрямую влиять на достижение успеха в бизнесе, и в частности на способность привлекать и удерживать таланты. Более того, ориентация на благополучие и социальное взаимодействие при организации работы будет служить еще одной важной цели: помощи сотрудникам в восстановлении после периода пандемии и локдауна, который для многих был травматичным. И это благо не только для бизнеса — это благо для людей.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 21.09.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть