Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Фэтфобия на работе: как вес влияет на зарплату и уровень жизни

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Полных людей дискриминируют в 32 раза чаще худых коллег, а 19% работодателей все еще предпочитают стройных сотрудников. Разбираемся, что такое фэтфобия, как она проявляется и почему от нее стоит избавиться

Фэтфобия — это иррациональный страх, отвращение или дискриминация, проявляемые по отношению к полным людям. И хотя любая дискриминация запрещена законом, работодатели все еще обращают внимание на вес сотрудников. Так, по данным сайта Superjob, в 2019 году пятая часть (19%) российских компаний — а в опросе приняло участие 500 из них — охотнее бы взяла человека без лишнего веса. Кроме того, полные люди реже занимают высокие должности, получают меньшую заработную плату при прочих равных условиях и в целом гораздо чаще подвергаются дискриминации.

Как фэтфобия проявляется в рабочей среде

При приеме на работу

Дискриминация может начаться еще на этапе рассмотрения резюме. Согласно исследованию Университета Линнея, полных людей приглашают на собеседование в два раза реже, чем людей с нормальным весом: 11% против 26% среди мужчин и 13% против 30% среди женщин.

Анастасия Лобченко, HR-специалист OBLAKO Group:

«Запросы на сотрудников с определенными параметрами — не редкость среди работодателей. Почти всегда они касаются женщин, причем чаще всего тех, которые ищут работу администратора, секретаря, личного помощника или офис-менеджера. Бывают случаи, когда в вакансии прямо указывают на необходимость наличия фото в резюме, а некоторые работодатели и вовсе отказываются рассматривать резюме без фото».

Некоторые проявления фэтфобии едва заметны: довольно часто полные люди сталкиваются с еще одной формой дискриминации — межличностной. В рамках эксперимента, проводимого Американской психологической ассоциацией, несколько добровольцев пробовали устроиться на работу в розничные магазины. В половину из них (54%) участники исследования приходили в специальных костюмах, которые увеличивали размер их одежды с S до XXL. Кроме самих испытуемых, в магазинах присутствовали сторонние наблюдатели под видом покупателей.

Выяснилось, что испытуемые чаще сталкивались с межличностной дискриминацией, будучи в костюмах. Им в 1,5 раза реже улыбались и кивали сотрудники магазинов, диалоги между ними и соискателями были короче, а дистанция при общении — длиннее.

Во время обучения

Предвзятое отношение к полным людям встречается не только на этапе собеседования, но и во время самой работы и особенно ярко проявляется при обучении и оценке результатов. Наставники, которые заранее знают, что будут обучать человека с лишним весом, имеют заниженные ожидания относительно его успехов, а после обучения хуже оценивают результаты. Исследователи Государственного университета Боулинг Грин (США) связывают это с укоренившимися в обществе стереотипами, согласно которым полнота нередко ассоциируется с ленью, низкой мотивацией и отсутствием самодисциплины.

Наиболее часто люди ассоциируют полноту с непривлекательностью (44%), ленью (23%), отсутствием силы воли (16%), постоянным перееданием (14%), неразумностью (1%) и плохой гигиеной (1%).

При выплате зарплаты

Сотрудники, чей вес превышает норму, меньше зарабатывают и чаще подвергаются дискриминации на работе. При прочих равных мужчины с нормальным весом зарабатывают на 5% больше полных мужчин, а женщины — на 12%.

Фото:Unsplash
Фото: Unsplash

Кроме того, существует прямая корреляция между весом и уровнем дохода. По данным исследования, проведенного Университетом Флориды в 2010 году, больше всего зарабатывают женщины, чей вес на 10 кг ниже среднего показателя: их ежегодный доход в среднем на $3 981 больше, чем у коллег с нормальным весом. И напротив, если женщина весит на 10 кг больше среднего, ее ежегодная зарплата на $1 848 меньше. У мужчин картина несколько иная: на падение дохода влияет не только избыточный вес, но и чрезмерная худоба, причем очень худые мужчины зарабатывают почти на $1 000 меньше, чем их коллеги с лишним весом. По мере того как они набирают килограммы, растет и их зарплата, однако на стадии ожирения она снова начинает снижаться.

Люди с сильным ожирением сталкиваются с дискриминацией в 32 раза чаще, чем их коллеги с нормальным весом: 22,4% против 0,7%. Мужчин при этом дискриминируют гораздо меньше, чем женщин: 12,1% против 27,7%. Также полные женщины чаще занимаются низкооплачиваемым физическим трудом и реже занимают те должности, которые предусматривают взаимодействие с людьми.

Кому и как вредит фэтфобия

Сотрудникам

По данным Всемирной организации здравоохранения, 54% взрослых с избыточным весом подвергаются стигматизации со стороны коллег и начальства.

Виктория Скибина, психолог, психотерапевт:

«Стигма может проявляться посредством колких шуток или непрошенных советов о похудении. Менее явно — через псевдозаботу о здоровье (в виде тех же советов) и акцентирование внимания на фигуре».

Вопреки укоренившемуся мнению, стигма не помогает полным людям похудеть или принять себя, а только ухудшает ментальное и физическое здоровье. Виктория отмечает: «Пагубные последствия фэтфобии, такие как депрессивные состояния, тревожность, низкая самооценка, отрицательно сказываются на производительности и снижают мотивацию сотрудника».

Фото:Unsplash
Фото: Unsplash

В результате исследования Калифорнийского университета выяснилось, что у людей, которые подвергались дискриминации из-за веса, риск смерти повышается на 60%, независимо от индекса массы тела. Такая взаимосвязь объясняется прямыми и косвенными эффектами хронического социального стресса.

Работодателю

Пострадать от предвзятого отношения может и сама компания-работодатель. Так, в 2018 году из-за громкого скандала имидж бренда Victoria’s Secret сильно упал. Компанию обвинили в нереалистичной репрезентации женщин, а также в фэтфобии и трансфобии. В результате продажи компании L Brands, которой принадлежит Victoria’s Secret, упали на 41%, а сам бренд все еще проигрывает более прогрессивным конкурентам.

В пользу разнообразия говорят и результаты исследования, проводимого McKinsey в 2015 году. В ходе него проанализировали прибыль и состав руководства 366 крупных компаний на территории Канады, США, Латинской Америки и Великобритании. В результате обнаружилось, что у компаний с более разнообразным составом руководства шансы получить высокую прибыль увеличиваются на 35%.

Все становится лучше

Вернемся к исследованию Superjob: в 2019 году работодатели стали лояльнее относиться к внешности сотрудников по сравнению с 2012 годом. Ранее 37% работодателей, то есть почти в два раза больше, предпочли бы сотрудника без лишнего веса.

Пандемия также сыграла свою роль. Теперь, когда удаленно работает каждый десятый сотрудник, к внешности стали относиться менее критично.

Анастасия Лобченко, HR-специалист OBLAKO Group:

«Тенденция из года в год положительная, особенно сейчас, когда цифровые технологии используются в каждой компании и практически везде практикуется удаленная работа в том или ином виде. Стереотипы отходят на второй план, и уже не так важно, кто сидит по ту сторону монитора. Важно, насколько быстро и качественно он делает свою работу. В особенности это касается ИТ-компаний».

Меняется и отношение общества: критикуется стигматизирующая реклама, растет рынок одежды большого размера, все больше компаний запускает линейки plus-size. Несмотря на это, опрос ВЦИОМа, проводившийся в июле 2021 года, показал, что 59% россиян никогда не слышали про бодипозитив. Однако после объяснения термина 61% опрошенных соглашается с тем, что бодипозитив избавляет людей от комплексов по поводу внешности.

Обновлено 23.08.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть