Об эксперте: Станислав Тывес, заместитель председателя правления и руководитель розничного бизнеса «Уралсиба». Ранее работал в Райффайзенбанке.
Из банков «под подушку» и обратно
— Как клиенты банков реагировали на события прошлого года? Менялись ли объемы использования банковских продуктов?
— На рынке кредитования мы наблюдали шок в конце февраля 2022-го, которому сопутствовал рост ключевой ставки (ЦБ поднял ее более чем вдвое — с 9,5 до 20%. — «РБК Тренды»). Ставки по кредитам наличными выросли с 20 до 40% годовых. Сложно сказать, почему люди не брали кредиты — из-за начала СВО или из-за того, что процентные ставки увеличились в два раза.
В марте был резкий рост транзакций: люди побежали к банкоматам, чтобы снять наличные. Положили деньги «под подушку», но потом паника прошла и на фоне высоких процентных ставок по депозитам клиенты все вернули назад.
Осенью после начала частичной мобилизации мы заметили некоторое падение по карточным операциям. В декабре рост возобновился. Можно предположить, что люди были за границей, потом многие стали возвращаться, хотя детальных исследований в этом направлении мы не проводили. К концу года также был неплохой рост в объемах кредитования. Да и в целом итоги года по банку вполне позитивные — прибыль увеличилась в 1,7 раза по сравнению с 2021 годом, выросли активы и капитал.
— Портрет банковских клиентов как-то изменился в последнее время?
— В целом по рынку в прошлом году росла доля клиентов с большим количеством кредитов. Это неприятная статистика. На начало 2022 года 5% клиентов имели пять и более активных кредитов или микрозаймов, к концу года таких было уже 7%. Люди продолжали закредитовываться.
При этом перестала расти доля клиентов с займами в МФО. Доля клиентов, имеющих только банковский кредит, на конец четвертого квартала 2022 года составила 83%. Раньше она все время падала, люди все больше кредитов брали в МФО. Но в 2022 году тренд остановился, увеличение доли МФО на рынке прекратилось.
Если говорить про «Уралсиб», то у нас серьезно увеличилась доля клиентов в Московском регионе и Санкт-Петербурге. Это вызвано в том числе сделкой с Ситибанком, у которого большая часть клиентов была сконцентрирована в двух столицах.
Мы также сделали ребрендинг, поменяли позиционирование с целью привлечь более молодую часть аудитории, и нам это удалось. Средний возраст клиента снизился.
— Что сейчас происходит на рынке? Люди не боятся занимать деньги в текущих экономических условиях?
— Мы не наблюдаем падения спроса на кредитные продукты или страха людей перед кредитами. Самые свежие цифры, которые мы видели от Frank Research в марте 2023 года: ежемесячная выдача кредитов наличными — третья по объемам за всю историю рынка в РФ. Это предварительный отчет. Не думаю, что можно полностью на него полагаться. Но у нас по марту были неплохие объемы.
Лимиты ЦБ и POS-кредитование
— Какие главные тренды и факторы определяют развитие рынка кредитования?
— Рынок приспосабливается к новым регуляторным изменениям. С января заработали макропруденциальные лимиты для беззалоговых кредитов. По новым правилам доля кредитов наличными на срок более пяти лет не может превышать 10% от их общего объема. Для понимания: до 1 января 40% кредитов наличными «Уралсиб» выдавал на более длительные сроки.
Мы старались подстроиться под нужды клиентов, уменьшить платеж и увеличить горизонт выплат. Теперь этого делать нельзя. Мы не отказываем клиентам, просто выдаем деньги на более короткие сроки и зачастую в меньшем объеме. Ограничения по кредитам для клиентов с высокой долговой нагрузкой, рассчитанной по методологии Центробанка, тоже накладывают свой отпечаток.
Сейчас банк вынужден снижать средний чек, что заставляет нас увеличивать количество выдаваемых кредитов для сохранения уровня доходов. Поэтому мы активно смотрим на выход в POS-кредитование. Сам по себе это не самый прибыльный для банков сегмент. Но мы видим здесь серьезный источник расширения клиентской базы.
— Сколько клиентов вы планируете привлечь таким образом?
— Мы целимся в объемы 45–50 тыс. клиентов в месяц. Они нужны нам для последующей продажи основных банковских продуктов — кредитных карт, кредитов наличными и дебетовых карт.
Привлекая таких клиентов, мы будем пытаться уже на следующий день после выдачи POS-кредита предлагать им свои продукты. Мы не первые на рынке, кто так делал. Хотим повторить те стратегии, которые некоторые из наших конкурентов довольно долго применяли.
— Насколько высока сейчас конкуренция на рынке POS-кредитования?
— Там меньше банков, чем в автокредитовании или ипотеке. Но они довольно хорошо этот рынок знают, давно на нем работают и понимают его лучше, чем мы. Основные игроки всем известны — это МТС-банк, ОТП, «Хоум Кредит», «Ренессанс Кредит».
Из-за ограничений, которые Центробанк ввел для обычных кредитов наличными, на рынок POS-кредитования могут пойти многие. Недавно туда вышел Локо-банк. Альфа-банк тоже возвращается на этот рынок. «Тинькофф» становится все более активным игроком. То есть конкуренция будет усиливаться.
Искусственный интеллект и быстрые решения
— Какие цифровые технологии банки используют при выдаче POS-кредитов?
— Инструменты во всех сегментах кредитования более или менее схожи. Для оценки заемщиков мы используем данные кредитных бюро и наши модели искусственного интеллекта, машинного обучения.
С согласия клиента также запрашиваем данные телекоммуникационных операторов: как люди пользуются мобильным телефоном, как они оплачивают сотовую связь, какая у них модель смартфона. Все это помогает понять, насколько рискованно давать клиенту деньги и по какой ставке это делать.
Но наши технологии заточены под определение уровня риска по классическим продуктам — это кредитные карты, кредиты наличными, ипотека. Все-таки сегмент товарных кредитов несколько иной. Если мы пойдем туда с прежними моделями, можно не совсем правильно оценить риск. Поэтому будем использовать различные внешние скоринги и дополнительные сервисы, которые предоставляют бюро кредитных историй и телеком-операторы.
— Есть ли какие-то технологические особенности и сложности при работе в этом сегменте?
— Проблема POS-кредитования в том, что заявка, которая принимается в розничной сети, уходит одновременно в несколько кредитных организаций, в том числе МФО. И помимо того, что нужно точно все оценить, сделать это надо максимально быстро. Если ты будешь оценивать клиента, условно, больше минуты, никто ждать твоего ответа не будет. Тебя просто обгонят конкуренты. То есть важно не только качество источников и моделей, но и скорость работы инфраструктуры, модуля принятия рисковых решений.
— Вы сможете конкурировать на таком быстром рынке?
— Мы уже работаем на очень конкурентных рынках, в том числе автокредитования. Оно похоже на сегмент POS-кредитов в том смысле, что заявка из дилерского центра тоже уходит в разные банки и нужно быть быстрым и технологичным. С точки зрения инструментария мы абсолютно готовы.
Полтора года назад мы также начали серьезную экспансию на рынок кредитных карт через цифровые каналы. До этого выдавали кредитки, по сути, только действующим клиентам. Но затем вышли на лидогенераторы, маркетплейсы, профильные онлайн-платформы, где очень велика конкуренция за клиентов.
По результатам 2022 года у нас был самый быстрый в процентном соотношении темп роста портфеля кредитных карт на рынке. 60% карт мы выдали новым клиентам, о которых ничего не знали до того, как они подали заявку. И с оценкой риска не ошиблись.
Учитывая, что банк смог выйти с нуля в сегмент, где раньше «Уралсиба» не было, то и с POS-кредитами он сможет это повторить. Естественно, будем усиливать команду, привлекать продуктовиков и рисковиков, которые знают этот сегмент.
Интернет против телевизора
— Как вы оцениваете эффективность цифровых каналов для рекламы кредитных продуктов?
— Мы очень довольны тем, как получается работать в цифровом сегменте, с рекламой в интернете. Все можно посчитать, отследить путь каждого клиента — откуда он пришел, как отработала воронка, на что потрачен каждый рубль.
Бывают случаи мошенничества, когда клиенты заведомо вступают в сговоры с блогерами или какими-то небольшими площадками. Человек выполняет целевое действие, чтобы получить маркетинговые деньги, а потом перестает пользоваться продуктом. Но все это отслеживается, подобные контрагенты быстро отключаются.
— А что насчет телевизионных кампаний? Они не потеряли актуальность?
— С телевизором другая ситуация. Когда мы запускали телевизионные кампании три-пять лет назад, то видели несколько более активный рост количества заявок на открытие расчетного счета. Последние пару лет объемы увеличиваются не так значимо.
Но и совсем уйти из телевизора мы не готовы, все-таки свои плоды эти кампании приносят, да и о знании бренда не стоит забывать. Хотя, конечно, в ТВ-кампаниях, так же как и в наружной рекламе, спонсорстве, отследить эффективность потраченных средств гораздо сложнее, чем в диджитале.
Кеш на стартап и кредитки по-новому
— На оплату каких товаров россияне чаще всего оформляют кредиты?
— Нас пока нет в POS-кредитовании, поэтому не могу привести цифры по этому сегменту.
Если говорить про кредиты наличными, то при выдаче клиент заполняет анкету. Там есть пункт о том, на что человек берет деньги. Но кредит нецелевой, и он может тратиться совсем не на то, что написано в анкете.
Зачастую на кредит наличными люди покупают подержанный автомобиль, делают ремонт, оплачивают обучение для себя или детей, отпуск. Это основные траты.
Также есть траты, связанные с загородной недвижимостью. Банки тяжело одобряют ипотечные кредиты на покупку коттеджей, дачных участков. Чаще для этого используется беззалоговое кредитование.
Для собственников бизнеса, особенно новых клиентов, кредитование тоже доступно не всегда. Банки неохотно кредитуют малый бизнес, который не имеет достаточной кредитной истории или солидной транзакционной активности. Поэтому многие пытаются получить кредит наличными как физическое лицо и использовать деньги на бизнес-цели, запуск стартапа.
Если ты хочешь купить электронику в Китае и продать ее на известных маркетплейсах, банк не будет разбираться, на что тебе нужен условный миллион рублей. Банк просто посмотрит, что у тебя хорошая кредитная история, на что ты регулярно тратишь деньги по карте, и выдаст заем.
— Могут ли банки предложить потребителям какие-то новые кредитные продукты в ближайшем будущем?
— Мы размышляем над введением нового продукта в кредитных картах. В нем нет процентных платежей. Просто за каждый день в овердрафте взимается определенная сумма. Очень простой продукт: взял 10 тыс. руб. в долг, каждый день платишь за это 30–50 руб. Закроешь завтра — больше не надо ничего платить. Не нужно читать выписку, отслеживать беспроцентный период для погашения. Банки уже начинают предлагать такой продукт, и мы тоже рассматриваем возможный выход в этот сегмент.
Мы также давно смотрим на лизинг для физических лиц в автотранспорте и недвижимости. Но пока классическая ипотека и автокредиты нормально работают. Люди не интересуются альтернативами, а банки не особо пытаются их развивать.
Вообще розничное кредитование старо как мир. Не думаю, что в ближайшие годы кто-то придумает что-то совершенно новое.
Туман в автокредитах и главные риски
— Какой динамики вы ожидаете в разных сегментах кредитования в 2023 году?
— Рынок кредитных карт будет продолжать расти примерно теми же темпами, что мы видели в последние годы. То есть 15–20%. Сегмент кредитов наличными должен прибавить 10–15%.
В ипотеке все зависит от того, будет ли государство продолжать свои льготные программы. Если все останется, как сейчас, сохранится семейная ипотека, то тут тоже можно ожидать такого же прироста.
Самый непонятный сегмент — это автокредиты. Тут ситуация напрямую зависит от того, что происходит на рынке новых автомобилей. Будут ли вообще новые машины и из каких стран? Кто, помимо китайцев, останется на российском рынке? Тут много тумана. Так что рост в автокредитах может составить и 1%, а может и 30–40%.
В целом люди продолжают жить, жениться, разводиться, покупать себе машины, делать ремонт, учиться. На все это им нужны деньги. И если не будет серьезных шоков, подобных тем, которые мы видели в феврале прошлого года, то рынок, за исключением автокредитов, прирастет в среднем на 10–15%.
— Какие главные риски вы видите на ближайший год?
— Все зависит от состояния реальных доходов населения. Если они продолжат стагнировать или сокращаться, то люди все больше и больше будут закредитовываться. Это коснется наиболее бедных слоев населения.
С одной стороны, это определенная угроза. С другой — российские банки довольно хорошо считают риски. Судя по всему, они умеют управлять рисками лучше, чем те же американские банки в Кремниевой долине. Кроме того, ЦБ уже ввел дополнительные ограничения на кредиты наличными.
В случае снижения доходов банки будут реагировать ужесточением кредитной политики, объемы сократятся. Но кредитные организации будут удерживать риски, чтобы все депозиты клиентов остались в сохранности. Значимых проблем мы здесь не ожидаем. Участники нашего рынка уже научились быстро реагировать на изменения ситуации.