Неделя инноваций и производительности In’hub — инициатива промышленных компаний для создания профессиональной дискуссионной площадки. В 2024 году в мероприятии приняли участие 80 российских промышленных предприятий, которые представили свои проекты. Мероприятие инициировано компанией «Норникель».
Путь к идеальному рабочему месту
В 2012 году «Автоваз» разработал оценку эргономики рабочих мест. Она включала в себя три категории сложности на постах с ручной работой (в компании их почти семь тысяч) — «зеленый», «желтый» и «красный», где последняя категория обозначает самые сложные условия труда.
Хотя доля «красных» рабочих мест составляла лишь 0,7% от всех постов с ручным трудом, в 2023 году компания на фоне увеличения производства столкнулась с ростом текучести кадров и абсентеизма — отсутствием на рабочем месте из-за болезни. «Согласно статистике, основными причинами увольнений являются ухудшение здоровья сотрудников и напряженность на рабочих местах», — отмечают в «Автовазе».
Чтобы изменить ситуацию, компания создала новую систему эргономики. Она включает в себя цифровую карту оценки рабочих мест и их новые критерии. При этом учитываются и физические, и когнитивные нагрузки. Также используется шкала Борга для оценки субъективного уровня физических нагрузок.
Кроме того, в новую систему включили теоретический и практический курсы обучения по эргономике и безопасности труда, применение инструментов и методов Каракури (разновидность Кайдзен, в которой для повышения эффективности процессов используются простые механизмы).
В 2023 году уровень абсентеизма снизился с 6,7 до 5,3%, текучесть кадров — с 9,2 до 8,6%. «Новая система повысила вовлеченность всех работников компании в процесс улучшения эргономики рабочих мест. Проект «Автоваза» может быть адаптирован и в других отраслях», — комментируют в компании.
Суперсплавы из чистого никеля
До 2022 года 67% экспорта никеля Кольской ГМК приходилось на Европу и лишь 8% — на Азию, в основном на Китай. К 2024-му соотношение изменилось: 31 и 29% соответственно. Но китайский рынок — очень конкурентный. В эту страну большую часть своего никеля поставляет Индонезия, а с 2021 года индонезийские компании нарастили производство никеля в 2,2 раза. Одновременно Китай снижает зависимость от импорта никеля и вводит собственные мощности.
Чтобы сохранить возможность сбыта, Кольская ГМК решила выйти на рынок суперсплавов. Для этого необходимо выпускать никель высокой чистоты — High Purity (99,99% содержания никеля) и Plating Grade (99,97%).
Запуск производства потребовал модернизации электролизных ванн, в которых получают концентрированный никелевый раствор. Раньше в нем было слишком много меди, которая попадала туда из медных элементов ванны.
Внутренние поверхности ванн решили покрыть никелем. На это ушло около 2,7 т ценного металла, который обошелся в сумму около ₽4 млн. Закупка и оснащение новых ванн стоили бы значительно дороже — ₽594 млн. То есть благодаря модернизации и никелированию оборудования Кольская ГМК сэкономила ₽590 млн.
В результате за первые три квартала 2024 года компания успешно выпустила 2194 т премиальной никелевой продукции. Ожидается, что в 2026-м показатель вырастет до 30 тыс. т.
Мастера дебюрократизации
Мастер — линейный руководитель, который занят выполнением производственного задания и безопасной организацией работ на своем участке. В «Евразе» больше тысячи мастеров. Помимо основных задач на них ложатся вспомогательные процессы, например заказ и приемка различных материалов и обучение персонала, а также большой объем бумажной работы.
В 2022 году мастеров пригласили на круглые столы с руководством компании. На встречах они обозначили неэффективные вспомогательные процессы, на которые тратится больше всего времени, и самые забюрократизированные, по их оценке, дирекции. «Результатом стал лонг-лист из 98 проблем и предложений, который взяли в работу», — говорит руководитель службы развития организационной эффективности в дирекции по развитию бизнес-системы «Евраза» Марк Стяжкин.
В рамках проекта «Мастер как драйвер дебюрократизации» удалось решить все проблемы из лонг-листа. Кроме того, компания разработала шесть IT-сервисов, чтобы упростить выполнение вспомогательных функций мастеров. Среди них — дашборды с ключевыми производственными показателями, тепловая карта рисков на производстве и сервис для оформления документов в электронном виде. В результате удовлетворенность работой среди мастеров выросла до 91%.
Также в компании создали сообщество «Совет мастеров». «Оно на системной основе вытаскивает проблемы мастеров, выносит их на уровень функциональных директоров для рассмотрения и поиска совместного решения. В итоге мы получили вовлеченных мастеров и привили принцип клиентоориентированости функциональным дирекциям: они ориентируется на мастеров при создании или изменении процессов», — резюмирует Марк Стяжкин.
Соль из никелевых обрезок
В 2023 году 8% никеля, выпущенного Кольской ГМК, относилось к низшим маркам Н3 и Н4. Уменьшить этот объем невозможно из-за особенностей технологического процесса, продавать — тоже, поскольку нет спроса, а переплавка этих марок слишком затратна. При этом на российском рынке есть устойчивый дефицит сульфата никеля объемом 1 тыс. т, который покрывается поставками из Китая и Австрии.
Компания решила перерабатывать никель Н3 и Н4 в сульфат. Для этого никелевую обрезь растворяют электрохимическими методами, затем выпаривают раствор и получают кристаллический сульфат никеля. С апреля 2024 года Кольская ГМК отгрузила 42 т сульфата никеля российскому потребителю — компании «Гальванит».
Затраты на реализацию проекта составили ₽52,2 млн. При этом потенциальный экономический эффект оценивается в ₽344 млн, поскольку ГМК снижает потери никеля, получает новый премиальный продукт в своей линейке и увеличивает прибыль.
Экосистема идей
В компании «Бизнес-система» более 30 производственных площадок. Каждая из них сформировала собственный подход к управлению идеями и инициативами. Такой поток сложно администрировать и анализировать.
Поэтому решили запустить цифровую экосистему сервисов, которая бы связала все предприятия в единое пространство. «К созданию цифровых сервисов «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» мы приступили в апреле 2023 года. Они стали основой цифровой экосистемы. В 2024 году в нее вошел еще один инструмент — «Экспертные сети», который объединяет специалистов из различных областей для помощи коллегам в решении сложных задач», — рассказывает руководитель направления операционных улучшений «Бизнес-системы» Роман Партин.
Все сервисы имеют единую систему аутентификации и связаны друг с другом. По словам Романа Партина, команда проекта формировала основной функционал в прямой связке с разработчиками, а пользователи на пилотных площадках тестировали и оперативно давали обратную связь. Финальные доработки проводили уже на основе опыта работы с приложением всех производственных площадок.
Сервисы цифровой экосистемы сейчас работают на всех предприятиях «Бизнес-системы», а пользователи постоянно участвуют в их улучшении.
Ценная органика из отходов
В процессе работы предприятий «Норникеля» образуются три категории отходов — профильные отходы основного производства (гипс, песок, грунт и золошлаки), пищевые отходы, а также бумага, картон и древесина.
Профильные отходы можно использовать, чтобы получить почвогрунты (их делают из гипса, песка, золошлаков и почвы с помощью химической обработки). Они, в свою очередь, могут быть полезны для рекультивации нарушенных земель. Так, «Норникелю» не хватает 60 тыс. куб. м плодородных грунтов для восстановления земель в районе НМЗ имени Колесникова.
Кроме того, ежегодно на кухнях и организациях общепита «Норникеля» образуется около 500 т пищевых отходов. Компания перерабатывает их в специальных компостирующих устройствах. В них применяется технология ускоренной биоферментации с участием аэробных бактерий. На выходе получают субстанцию, которую можно использовать в качестве удобрения, кормовой добавки или твердого топлива.
Наконец, бумагу, картон и древесину (более 6 тыс. т в год) компания измельчает дробильным оборудованием и получает древесную и целлюлозную мульчу. С помощью этого материала можно, например, перекрывать воду в скважинах. Также его используют в качестве сорбента для поглощения разных жидкостей.
Быстрая коммуникация внутри университета
Студенты Заполярного госуниверситета имени Федоровского столкнулись с проблемами: структурные подразделения вуза слишком долго отвечали на их запросы, а в процессе коммуникации информация терялась или искажалась. Студенты создали «СтудОфис» — организацию, призванную проанализировать и решить эти проблемы.
В организации составили диаграмму Исикавы (графический инструмент для исследования причинно-следственных связей внутри проблемной ситуации), собрали необходимые данные, описали текущую последовательность операций и время на их выполнение. После этого разработали решение — описание процесса to be, то есть каким он должен быть, чтобы коммуникация не затягивалась и при ней не терялась информация.
Все процессы разделили на три категории: A, B и C. Для первой категории потребовались организационные решения — смена порядка действий, состава процесса и исполнителей. Для улучшения второй категории использовали автоматизацию, инструменты 1C и изменения на сайте. Категория C оказалась нереформируемой.
В результате скорость процессов выросла на 102%, потери данных упали на 56%. Организация сэкономила ₽7 млн на возможном консалтинге со стороны внешних компаний. В планах — масштабирование решений и дальнейшая оптимизация взаимодействия.
👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.