«Полюс» — крупнейшая золотодобывающая компания в России. Занимает первое место в мире по запасам золота и четвертое — по объему добычи. Основные предприятия компании расположены в Красноярском крае, Иркутской и Магаданской областях, Якутии. Они включают в себя пять действующих карьеров и проекты в стадии развития. В компании работают 20 тыс. сотрудников. Еще 5 тыс. человек — сотрудники подрядчиков, которые заняты на объектах «Полюса».
Задачи
- Повысить уровень понимания рисков, существующих на производственных площадках, для новых сотрудников.
- Привести к единым стандартам подходы к вводному инструктажу в разных бизнес-единицах и компаниях-подрядчиках, которые работают на объектах «Полюса».
- Сделать вводный инструктаж по безопасности наглядным, интересным и удобным для восприятия.
- Сократить время на подготовку материалов ответственными за проведение инструктажей сотрудниками, быстро обновлять материалы при необходимости.
- Включить в инструктаж имиджевый и обучающий компоненты, рассказать не только о требованиях безопасности, но и о самой компании.
Предпосылки и мотивация
В горно-металлургическом комплексе традиционно есть риски, связанные со спецификой производства. Это сложные объекты — геологоразведка, карьеры, горные переделы, золотоизвлекательные фабрики. На объектах задействовано много тяжелой техники, а также сложное оборудование, поэтому безопасность становится одной из ключевых задач для компаний отрасли.
«У нас достаточно высокие оценки по шкале Брэдли (отражает уровень культуры безопасности и эффективность системы охраны труда. — РБК Тренды). Но в компании 12 бизнес-единиц, и у всех был разный подход к тому, как знакомить сотрудников с жизненно важными правилами и стандартами работы на производстве», — объясняет Ольга Кузакова, старший эксперт по коммуникации в области охраны труда и промышленной безопасности «Полюса».
Единого стандарта относительно того, как именно необходимо проводить вводный инструктаж по безопасности, не было. Каждая бизнес-единица могла делать это по-своему: отличались формат, содержание и продолжительность. А подача материала зависела от коммуникационных навыков сотрудника, проводящего инструктаж.
У компаний-подрядчиков тоже отсутствовали единые подходы. При этом почти четверть работников, задействованных на объектах «Полюса», — сотрудники подрядных организаций, которые также должны проходить вводный инструктаж.
Сами по себе визуальные материалы для инструктажа сильно отличались, потому что сотрудники дирекций по охране труда делали их самостоятельно: без помощи профессиональных дизайнеров и райтеров. Часть информации они рассказывали устно.
У таких форматов проведения вводных инструктажей несколько недостатков.
- Информация плохо усваивается. Работникам трудно воспринимать длинный устный рассказ.
- Такие инструктажи отнимают много времени — как у ответственных за охрану труда, так и у новых сотрудников. Продолжительность каждого инструктажа могла доходить до четырех часов. При этом он соответствовал требованиям законодательства, но не обеспечивал понимания рисков и того, что с ними делать.
- Материалы не всегда успевают вовремя обновлять, если меняется нормативная база в области охраны труда или появляются новые проекты.
Решение
Проанализировав процесс проведения вводных инструктажей, в «Полюсе» решили комплексно подойти к обучению и информированию в сфере безопасности и создать модульные материалы для всех бизнес-единиц.
Благодаря модульному принципу можно собирать инструктаж как конструктор под каждую аудиторию. Например, для работников производственных площадок, сервисных бизнес-единиц или офиса, посетителей, компаний-подрядчиков. При необходимости есть возможность точечно дорабатывать материал.
Для инструктажа выбрали анимационный формат. Он позволяет показать, как работа должна строиться в идеале. И одновременно сделать материал максимально понятным: добавлять титры, моделировать любые ситуации, обращать внимание зрителей на особо важные моменты. «Мы все привыкли к видеоинструктажу в самолетах, хотя раньше его проводили бортпроводники. Теперь эти инструктажи превратились из монотонного повествования в захватывающие видео», — комментирует Ольга Кузакова.
Вводный модульный инструктаж охватывает три основные темы:
- охрана труда,
- пожарная безопасность,
- гражданская оборона и чрезвычайные ситуации.
Реализация
Процесс подготовки
Работать над созданием инструктажа начали в 2022 году. Для этого в компании сформировали большую проектную группу. В нее пригласили экспертов по охране труда и промышленной безопасности из Магадана, Красноярска, Алдана (Якутия), Бодайбо (Иркутская область), методологов из управляющей компании, которые занимаются разработкой внутренних стандартов и документов. Например, по пожарной безопасности, оценке рисков, расследованию происшествий, безопасности дорожного движения.
Подрядчика, который взял бы на себя аудиовизуальную часть, выбирали на тендере. По словам Ольги Кузаковой, найти исполнителей, соответствующих поставленной задаче, оказалось непросто. На рынке очень мало компаний с опытом работы в области культуры безопасности.
«Есть консалтинговые компании, но они больше фокусируются на анализе бизнес-процессов. Есть государственные институты, которые готовят такие ролики, но у них не совсем современный дизайн», — рассказывает эксперт.
«Полюс» выбрал одну из московских студий видеопродакшена с небольшим опытом в теме охраны труда и промышленной безопасности, но с хорошим портфолио, креативным подходом к сложным проектам и штатом квалифицированных райтеров. Исполнители быстро погрузились в тему, изучили законодательство и корпоративные стандарты «Полюса» и приступили к подготовке сценария.
Текст и анимация прошли разносторонние согласования: все готовые материалы осматривали сразу несколько специалистов и экспертов рабочей группы.
Модульный подход
В итоге получился инструктаж из 24 подмодулей, общий хронометраж — около двух часов. Материалы рассказывают о правилах поведения и стандартах безопасности, случаях на производстве, типичных рисках для отрасли, традициях компании.
Инструктаж подходит для всех площадок: производственных, сервисных, офисных. Для разных бизнес-единиц в плейлисты включают разный набор тематических роликов. Всего сформировали 11 плейлистов. Для работников-иностранцев фильм перевели на их родные языки.
Визуальный ряд максимально приближен к реальной картинке на объектах «Полюса». «Все выглядит очень похоже на наши площадки, насколько это позволяет формат 2D-анимации. Это всегда очень приятно для сотрудников — узнавать на экране знакомую обстановку. Вот нарисовано общежитие, в котором мы живем. И вот на экране едет самосвал — у нас в карьере ездит такой же. Все это помогает вызвать у работника эмоциональный отклик на материалы по рискам, правилам, требуемым действиям в случае ЧС», — рассказывает Кузакова.
Помимо обязательной информации в ролики включили обучающий и имиджевый компоненты. «Поэтому материалы выполняют роль не просто инструктажа, но еще и имиджевого welcome-фильма для новых сотрудников», — добавляет эксперт.
Демонстрация
В марте 2023 года материалы протестировали на одной из площадок компании, еще через месяц запустили в остальных бизнес-единицах.
Часть материалов из инструктажа, например ролики по оказанию первой помощи, демонстрируют в корпоративных автобусах и столовых. Сотрудникам производств показывают подмодули о правильном использовании средств индивидуальной защиты, стандартах работы на опасных производственных объектах.
«Таким образом единый визуальный образ правил безопасности сопровождает сотрудника на протяжении его работы на предприятии и напоминает о важных правилах. В том числе тех, которые нужны не только в рабочее время», — говорит Ольга Кузакова.
Кроме того, можно использовать материалы по актуальной повестке. К примеру, во время пожароопасных периодов демонстрируют ролики о правилах пожарной безопасности.
Результаты
К маю 2024 года инструктаж в новом формате прошли около 5 тыс. работников «Полюса» и подрядных организаций. Время каждого инструктажа сократилось более чем вдвое. Так, в Красноярской бизнес-единице (крупнейшее предприятие «Полюса») инструктаж занимал 4 часа 20 минут, теперь на него уходит 1,5 часа.
Новый подход позволяет довести до сотрудников компании и подрядных организаций все необходимые законодательные и корпоративные требования. И одновременно — высвободить более 32 тыс. человеко-часов (более 2,7 тыс. человеко-дней) в год без потери качества вводного инструктажа. Это время работники используют для решения производственных задач и обеспечения безопасности на своих рабочих местах, подчеркивает Ольга Кузакова.
Планы и перспективы
В перспективе 5 лет с помощью созданных материалов инструктаж пройдут около 50 тысяч человек: новые сотрудники, сервисные команды, которые работают на разных площадках, представители подрядных и субподрядных организаций.
Ролики для инструктажа будут дорабатывать при необходимости. Например, по мере развития проекта «Сухой Лог». Сейчас там активно идет стройка, но скоро должны начаться пусконаладочные работы. Подключится много новых подрядчиков в сфере инжиниринга, и для них потребуется новая информация в инструктаже.
«Когда начнет развиваться добывающее предприятие, там появятся сотрудники для обслуживания участков, будут меняться контуры проекта, меняться сам поселок. И мы включим в инструктаж актуальные материалы о том, что это за объект, как по нему передвигаться, какие правила там нужно соблюдать», — объясняет Ольга Кузакова.
Кроме того, недавно в компании возникла новая бизнес-единица — «Полюс Гео», которая занимается геологоразведкой. Для геологов, которые в ней работают, тоже сделают специальный инструктаж в анимационном формате с учетом специфики работ.
В будущем материалы разместят на портале и в личном кабинете сотрудника, чтобы они всегда были под рукой. Важные обновления будут транслировать по внутренним каналам коммуникации. Когда появятся новые информационные площадки или технические решения, их также планируют использовать для демонстрации материалов.
«Полюс» также инициировала специальную номинацию по промбезопасности в рамках международной премии по корпоративным коммуникациям InterComm. Номинация получила название «Работа без опасности» и будет впервые вручаться в 2024 году. Участвовать в ней могут коммуникационные проекты российских компаний, посвященные охране труда и промышленной безопасности.