Об эксперте: Оксана Фетисова, руководитель корпоративного университета МТС
Для бизнеса любая кризисная ситуация сопровождается сокращением бюджетов, изменением планов и психологическим напряжением в коллективе. Компетенций сотрудников и лидеров может оказаться недостаточно для выполнения задач в ситуации неопределенности. Появляется потребность в свежем видении, перефокусировке с учетом новых приоритетов, знаниях из смежных областей, становится очевидной ценность развития сотрудников. Поэтому несмотря на то, что в период турбулентности приостанавливаются отдельные сферы бизнеса, от внутреннего обучения компании отказываются в последнюю очередь. Корпоративные университеты подключаются к решению новых бизнес-задач, подстраиваясь под изменившийся запрос, и предлагают новые эффективные подходы к образованию.
Рескиллинг
Апскиллинг (повышение квалификации в рамках текущей специализации) в новой реальности сменяется рескиллингом (освоением новой профессии, переподготовкой). Например, из оператора call-центра — в продуктолога или разработчика. Это ответ компаний на глобальное изменение рынка труда: многие профессии, которые были важны вчера, скоро могут остаться в прошлом.
Не менее важен рескиллинг и для самих сотрудников. Так, по результатам исследования РАЭК, посвященного рынку EdTech, 44% студентов одной из образовательных платформ записывались на курсы именно с целью приобрести новые навыки и сменить профессию, и 70% преуспели в этом.
McKinsey в 2020 году опросили HR-топов крупнейших банков, чтобы понять, какие меры помогли им справиться с кризисом, вызванным пандемией. Выяснилось, что одной из таких инициатив стал рескиллинг — так, один из банков организовал цифровую корпоративную академию, чтобы обучить 3 000 кассиров новым навыкам.
Мы хорошо пониманием сложность пути становления технологической компетентности и предлагаем сотрудникам не учебу для галочки, а работу с осознанностью своего выбора. Например, наш курс «IT для не IT» не fun-видео, а полноценная методичка, он помогает слушателям понять свою готовность к изменению карьерного трека, выбрать подходящий маршрут и сделать первый серьезный шаг на этом пути. И, несмотря на технологическую сложность программы, почти 700 сотрудников компании полностью ее завершили, а более 2 тыс. — прошли отдельные темы курса.
Образование как продукт
«Сотрудник не мотивирован обучаться» — это некорректная позиция, ведь бизнес никогда не говорит про клиента: «Он не мотивирован покупать продукт». Бизнес думает о том, как это изменить. Коллеги, которые делают коммерческие продукты, вдохновляют на то, чтобы видеть в сотрудниках клиентов. Такой фокус помогает задавать себе вопросы, главный из которых — как побудить людей учиться?
Серьезный подход к педагогическому дизайну помогает из разрозненных обучающих блоков в разных форматах собрать среду, в которой человеку легко ориентироваться, в которой понятно, куда пойти, чтобы получить нужное знание, в которой есть выбор. В отчете Deloitte «Международное исследование тенденций в управлении персоналом — 2021» утверждается, что для выживания компаниям приходится принуждать сотрудников к обучению исходя из установки, что организации виднее, что именно необходимо сотрудникам. А для процветания нужно предоставлять им свободу выбора или наджинг — от английского nudging (подталкивание). Согласно данной концепции, мягкое подталкивание к действию не менее эффективно, чем силовое принуждение или прямая рекомендация.
Многие компании из рейтинга Fortune 500, например Facebook или Amazon, отошли от системы внутренней иерархии и заменили ее горизонтальным менеджментом. У сотрудников практически отсутствуют официальные рычаги влияния на коллег. Они двигают проекты без официальных полномочий, только с помощью умения договариваться, то есть soft skills. Это является жизненно необходимым качеством.
Человек идет учиться, потому что для него это имеет ценность. МТС уделяет отдельное внимание популяризации самостоятельного обучения и не только говорит о его важности и трендах lifelong learning, но и дает инструменты, чтобы научить учиться. Они интегрированы и в мероприятия по адаптации, и в массовые программы развития soft skills.
Интерес к теме лидерства
Развитие руководителей снова в моде, но с новым акцентом. Теперь внимание смещается с погони за результатом на заботу о команде. Умение грамотно взаимодействовать с эмоциями людей в разных рабочих ситуациях — обязательное качество хорошего лидера, поскольку от него напрямую зависит психологический климат в команде и ее устойчивость. В ситуации неопределенности, которая не покидает нас с начала пандемии, на менеджеров ложится особая нагрузка: они могут сталкиваться с апатией и потерей мотивации сотрудников, снижением продуктивности команды, собственными переживаниями.
Для работы с эмоциональным состоянием руководителей мы провели серию вебинаров с нашим партнером — психологическим онлайн-сервисом. Темы выбирали исходя из актуальных проблем:
● как обходиться с эмоциями сотрудников
● как адаптировать к изменениям себя и команду
● страх делегирования как проблема собственной ценности
● счастливый сотрудник: как он выглядит
Такие встречи дают возможность обнаружить, что в своих переживаниях ты не одинок. Даже этого бывает достаточно, чтобы появились силы и навыки для выстраивания диалога с командой.
Well-being команды
Не только руководители нуждаются в психологической поддержке. Существует мнение, что во время пандемии среди работников крупных компаний психотерапия заняла второе место в соцпакете после ДМС. Она перестала восприниматься как стигматизирующее явление, теперь общение с психологом — способ восстановления внутреннего баланса, как спорт или прогулка в парке.
Well-being — это комплексный подход, который охватывает четыре измерения благополучия сотрудников — физическое, финансовое, эмоциональное и социальное. По словам старшего директора по персоналу Cisco Джанпаоло Бароцци, пандемия вывела психическое здоровье и благополучие на передний план, и поэтому представители топ-менеджмента компании Cisco предпринимают целенаправленные действия по дестигматизации психического здоровья.
С точки зрения бизнеса это разумная мера для сохранения команд в здоровом и эффективном состоянии. Кроме того, психотерапия лучше многих классических инструментов обучения помогает развивать soft-skills, без которых сегодня невозможно построить карьеру в цифровой компании. Роль корпоративного университета в данном случае — доносить до сотрудников, что потребность в поддержке — это нормально, и давать возможность получить эту поддержку.
Изионизм
В последние несколько лет было заметным смещение в сторону выбора креативных форматов обучения: использование геймификационных механик, интерактивного видео, сложной анимации и так далее. Это привело к необоснованному увеличению стоимости производства, а излишняя громоздкость курсов, по нашим наблюдениям, начала утомлять обучающихся.
Сегодня мы фиксируем тренд на упрощение контента, или изионизм (от англ. easy — «простой»). Скорость доставки знаний оказалась важнее изысканности формата обучения в любом HR-процессе, от адаптации новичков до перераспределения задач внутри команды. Поэтому наши обязательные курсы «подсушились». Это тот самый случай, когда нужно честно сказать, что человек должен пройти обучение, а центру экспертизы убедитмься в усвоении им главных мыслей: да, я все понял. Здесь важно использовать максимально лаконичные средства и форматы, чтобы не перегружать людей. Для значительной части задач корпоративного обучения не нужно снимать фильм или тратить время на изощренную графику. Сотрудники будут благодарны: «Здорово, что курс такой простой. Быстро все прошел, получил зачет и не испытал раздражения».
Качество и дизайн контента
Кажется, что этот тренд противоречит предыдущему, но только на первый взгляд. Привлекательная картинка — это гигиенический минимум, учитывая сегодняшнюю насмотренность людей. За последние годы в онлайн-образовании появилось множество блестящих продуктов, с которыми вас невольно будут сравнивать. Кроме того, образовательный контент конкурирует за внимание человека с блогерами и захватывающими сериалами. Поэтому под капотом ваших курсов должна быть продакшн-студия полного цикла, профессиональный свет и звук, стилистические гайды, рекомендации для спикеров и постоянный трендвотчинг.