Как VR внедряется в повседневность
Считается, что виртуальная реальность впервые была реализована в 1977 году в компьютерной программе «Кинокарта Аспена», которую создали в Массачусетском технологическом институте. Это был симулятор прогулки по городу Аспен в штате Колорадо, полностью созданный с помощью компьютерной графики на основе фотографий. Несколько лет спустя для виртуальной реальности нашлось практическое применение.
Первый компьютерный тренажер-симулятор появился в 1981 году, когда американское Министерство обороны заказало разработчику компьютерных игр Atari придумать 3D-симулятор для солдат. Некоторые программисты в Atari отказались работать над проектом из-за его связи с армией, но затем все же согласились в обмен на обещание больше никогда не работать с военными. В результате симулятор создали на основе видеоигры Battlezone, и выглядел он незамысловато: на сером фоне появлялись нарисованные белыми линиями вертолеты и танки стран Варшавского договора. Артиллеристы упражнялись в стрельбе и зарабатывали очки, которые отнимались, если они попадут в дружественную военную машину.
В 1999 году появился международный консорциум для изучения возможностей использования решений виртуальной реальности. Но на тот момент внедрение VR было слишком сложным и дорогим, чтобы она могла использоваться повсеместно, да и сама технология тогда была далека от идеала. В последние несколько лет VR-разработками активно занимаются все bigtech-компании, Sony, Valve, Samsung. VR-очки для смартфона или ПК сейчас можно найти в любом ценовом сегменте. Во время пандемии спрос на технологии виртуальной реальности резко возрос, поскольку у компаний возникла необходимость продолжать свою работу онлайн. Многие стали проводить виртуальные совещания, организовывать мероприятия. Рынок будет расти и дальше: по данным Grand View Research, сейчас он оценивается почти в $22 млрд, а к 2028 достигнет уже $69.6 млрд. Это говорит о том, что иммерсивные технологии будут применяться в любой сфере жизни.
Сейчас VR ассоциируется, в первую очередь, с видеоиграми, но применяют ее во многих отраслях: здравоохранение, недвижимость, торговля, мероприятия, инженерия, армия, видео, образование. Причем образование не только школьное и университетское — в виртуальной реальности происходят тренировки и обучение специалистов из самых разных областей.
Как работают виртуальные тренажеры
Тренажер-симулятор виртуальной реальности представляет собой комплекс из двух частей: VR-шлема и интерактивного компонента — пространства, в рамках которого пользователь может перемещаться и совершать определенные действия. Например, поговорить с прохожим, разрешить сложную ситуацию или научиться обслуживать технику. Кроме того, в виртуальный тренажер может входить специальная платформа с креслом, пультом или другими необходимыми устройствами. Это нужно для тех тренажеров, где важны физические ощущения — например, симулятора полета на самолете.
VR-симулятор самолета предназначен для тех, кому интересно, как устроена работа пилота. Раньше потренироваться управлять самолетом можно было только в компьютерных играх, таких как «Microsoft Flight Simulator». Тренажер позволяет получить опыт, максимально приближенный к реальности — это фактически настоящая кабина, расположенная на подвижной платформе, которая отклоняется и имитирует ускорение. Пользователь должен полностью самостоятельно провести самолет от взлета до посадки в аэропорту. Настройки позволяют смоделировать разные ситуации — например, поломку одного двигателя. Кроме того, опыт управления виртуальным самолетом помогает победить аэрофобию: когда человек понимает, как устроен процесс посадки, у него возникает чувство контроля над ситуацией, и страх исчезает.
Освоить soft skills и выписать штраф: VR в обучении сотрудников
Один из тренажеров для обучения профессионалов разработали специалисты московской Госинспекции по недвижимости. Надевая VR-шлем, пользователь попадает в симуляцию, где воссозданы реальные условия, в которых работают инспекторы. Сотрудник может пройти по виртуальной улице Москвы и осмотреть объект: бизнес-центр, магазин или кафе. Для тренажера смоделированы ситуации, с которыми работник учится разбираться — он может обследовать здание, зафиксировать самострой и поговорить с собственником или арендатором, проконтролировать, как соблюдаются правила размещения сезонных кафе и многое другое. Персонажи, с которыми пользователь общается, прописаны как живые люди — например, на претензию они могут отреагировать неадекватно. Инспектор следует строго прописанному сценарию, но может выбирать свои действия из нескольких вариантов: оформить документы по правилам или получить взятку. Если пользователь поступает вне нормативно-законодательных актов, симулятор укажет на ошибку и объяснит, какая ответственность ждет за правонарушение. С этим проектом Госинспекция по недвижимости попала в финал конкурса успешных инновационных практик на платформе «Смартека».
Персональное обучение специалиста на физических тренажерах требует больших затрат денег и времени: на работу наставников, моделирование ситуаций в реальности, возможные издержки и поломки оборудования. В результате VR-тренажер оказывается более экономным вариантом — в нем можно повторять ошибки сколько угодно раз, при этом не рискуя получить наказание за неправомерные действия. Кроме того, не приходится каждый раз воссоздавать вероятные ситуации, как это было бы необходимо в реальности.
Еще один популярный вид симуляторов-тренажеров виртуальной реальности направлен на развитие навыка публичных выступлений. Такой, например, есть у РЖД. Пользователь попадает в зал с виртуальными слушателями, которые могут по-разному реагировать на его речь — внимательно слушать и согласно кивать или, наоборот, зевать от скуки. Одновременно программа анализирует чистоту и качество речи, наличие слов-паразитов и помогает преодолеть волнение перед публичными выступлениями.
Владение soft-skills необходимо и сотрудникам ЗАГСов: в основном браскосочетание проводят люди с юридическим образованием, которое не подразумевает обучение ведению мероприятий и быстрому реагированию на внештатные ситуации. VR-тренажер помогает избежать неприятностей во время свадебной церемонии — сотрудник учится, как вести себя в случае конфликта с родственниками или накладок с документами, разбирается, что делать, если вдруг заплакал ребенок.
Внедрение VR-тренажеров для обучения работников помогает компаниям повысить их компетентность, экономя время и деньги. Сотрудники с небольшим опытом быстрее адаптируются, развивают и закрепляют свои умения и навыки. Согласно исследованию Capgemini, 82% компаний, которые используют в тренингах VR и AR, получили ожидаемые или превосходящие результаты. Блэр Бойвани, директор по обучению компании Hilton, где VR используется для обучения взаимодействию с гостями, считает технологии виртуальной реальности будущим образования. Бовани утверждает: «виртуальная реальность — полностью погружающая среда, в которой обучающиеся могут без риска заниматься опасными видами деятельности или испытывать настоящее сочувствие друг к другу. Ничто не может сравниться с этим».