Проект «Со-знание перемен» — результат сотрудничества двух исследовательских компаний: «Радость понимания» и TIBURON Research. В качественной части исследования было проведено 15 глубинных онлайн-интервью с жителями городов России с населением от 100 тыс. человек. Возраст респондентов — 25-60 лет, период проведения — 20-22 мая. На основании полученных данных была составлена анкета для количественного исследования. В нем приняли участие 400 человек. Это работающее население городов-миллионников. Период заполнения анкеты — 26-27 мая.
Открытие года: «удаленка»
«Удаленка» может стать словом 2020 года в России (наряду с «самоизоляцией»). За феноменально короткий срок из малопонятного термина она превратилась в реальность и для значительной части занятых на рынке труда россиян стала единственной возможностью продолжать работу.
До реального столкновения с «удаленкой» люди имели в основном смутные и стереотипные представления о этом формате занятости. Многие даже не задумывались возможности такой работы: удаленный режим казался невозможным при их роде деятельности. Весной 2020 года около трети всего работающего населения России, а это десятки миллионов человек, получили первый опыт работы на «удаленке».
В процессе адаптации к режиму людям открылась совершенно новая реальность, которая оказалась намного более глубокой и противоречивой, чем казалось им ранее.
Наступила эпоха самоорганизации
Люди выпали из отлаженной офисной системы, которая структурировала их рабочий день. В новых условиях стало сложнее выстраивать баланс между работой и отдыхом и поддерживать эффективность — теперь многое зависит от дисциплинированности человека, его способности к самоорганизации.
«Это свобода, но за которую есть цена — самодисциплина».
Для тех, чья самоорганизация и так была на высоком уровне, удаленная работа стала источником дополнительного времени и новых возможностей, а именно:
- смещать рабочие задачи на удобное время дня и вырабатывать собственный режим;
- уделять больше внимания домашним и личным делам: высыпаться, готовить завтраки, убираться в квартире, читать, играть с детьми и т.д.
Но для многих переход на удаленную работу стал причиной «обострения» прокрастинации и снижения продуктивности.
Далеко не всем удается грамотно распоряжаться своим временем, особенно сейчас, когда перестали действовать привычные механизмы, регулирующие работу и отдых.
1. Упростились или вовсе исчезли привычные утренние ритуалы.
Они помогали настроиться на работу, «включиться» (сборы, дорога до офиса). Начать работу стало гораздо проще, а вот перейти в «рабочий» режим оказалось в разы сложнее.
«Раньше встал, собрался, побежал в метро — там сразу взбодрился, вариантов нет. В офис уже приходил «на взводе», но проснувшийся и готовый к работе»
2. Перерывы в течение дня также претерпели изменения.
Дома они стали проходить и восприниматься иначе.
- Перерывов стало меньше — в потоке задач многие просто забывают отвлечься от монитора.
- Исчезли привычные рабочие перерывы: на обед, на кофе с коллегами. Больше нет необходимости покидать рабочее место ради перекура или приема пищи.
«Дома вообще почти не хожу и не делаю перерывы. Раньше хоть коллеги звали с собой на обед или покурить выходил на улицу. А теперь курю iQOS, не вставая с места».
- В офисе люди даже в перерывах оставались внутри рабочей среды. Дома же свободное время в течение дня часто уделяют бытовым заботам или личным делам, и вместо временной «перезагрузки» нередко происходит полное переключение на другие дела, после чего бывает непросто вернуться к работе.
3. Наконец, отсутствие формального окончания рабочего дня и связанных с ним ритуалов (выключение компьютера, прощание с коллегами, выход из офиса) приводит к тому, что переключиться с рабочего режима бывает так же сложно, как и войти в него по утрам.
Рабочий день нередко затягивается, многие могут в течение вечера неоднократно возвращаться к рабочим вопросам.
«В офисе встал в 6 часов из-за стола, вышел на улицу и все. Все дела ждут до завтра. А сейчас непонятно, я стал часто сидеть по вечерам, пытаться доделать рабочие дела »
Дом оказался не подготовлен к столкновению двух миров
Люди выпали из привычной среды и обнаружили, что домашнее пространство, в отличие от офисного, не настроено на работу ни функционально, ни эмоционально, никак. Выстраивать процессы и соответствующую атмосферу теперь приходится самостоятельно.
В базовом восприятии дом — это оплот надежности, спокойствия и уюта. Место, где можно спрятаться от забот и тревог внешнего мира, в том числе и от работы. Но в новой реальности эти миры вынуждены сосуществовать в одном пространстве.
Представители «домашнего мира» (родственники, домашние животные) могут внезапно вторгаться в «рабочий мир», где их появление неожиданно, непривычно и совершенно выбивает из колеи.
Домашнее пространство оказалось не готово к вторжению «рабочего мира».
У многих сотрудников попросту не оказалось удобной зоны для работы, и людям приходится идти на ухищрения, используя любые горизонтальные поверхности: кухонный стол, журнальный столик, туалетный столик. Подобные стихийные рабочие места не предназначены для длительного использования: неудобный стул, маленькая рабочая поверхность, плохое освещение, — все это вызывает физический дискомфорт.
«Дома у меня нет ни стола, ни лампы удобной, я никогда не думала, что мне придется работать из дома. Сейчас работаю в спальне, у меня там есть маленький столик, где стоит косметика...»
Иногда отсутствует необходимая техника: принтер, сканер, стационарный телефон.
«Офисное пространство настроено на работу, а дома постоянно какие-то сложности возникают. Например, мне как работнику банка приходится периодически звонить клиентам, но теперь я вынужден это делать с мобильного телефона и тратить время на объяснения и уверения, что я не мошенник»
Мало кто за время удаленного режима работы специально покупал что-то для обустройства рабочего места — нет либо желания вкладываться в покупку (так как все воспринимается как временная мера), либо возможности (хотелось бы купить офисный стул, но в квартире для него нет места).
Также дискомфорт вызывает отсутствие уединенного пространства, особенно в небольших квартирах. Потребность в тишине и уединении становится гораздо выше, чем в офисе — соприкосновение с «домашним миром» и его обитателями отвлекает от рабочего процесса гораздо сильнее, чем соприкосновение с коллегами, представляющими «рабочий мир».
Происходит конфликт ролей, в котором роль «работника» часто терпит поражение.
Соседи по комнате и близкие теперь видят человека не только в привычной домашней роли, но и в новой роли — работника, и им часто непросто принять ее и подстроиться.
«Сложно объяснить ребенку, что хотя мама дома, она занята и не может с ним играть и смотреть мультики. Сначала он еще нормально реагировал, но чем дольше я остаюсь дома, тем больше внимания он требует»
Физическое присутствие близкого человека дома приводит к тому, что привычная домашняя роль воспринимается все же как основная и постепенно начинает вытеснять в сознании домочадцев роль работника.
Нехватка живого контакта
Сотруднику на «удаленке» не хватает простоты коммуникации в рабочих вопросах.
- Некоторые из них привычнее и быстрее решать в личной беседе, когда есть возможность дополнительно показать что-то на экране или в распечатанном документе. Многие пока не адаптировались к ежедневному общению в формате письменных сообщений или созвонов как основному способу рабочей коммуникации.
- Припопытке обратиться к коллеге виртуально нередко возникают сомнения: свободен ли он, сможет ли именно сейчас уделить свое время.
«Раньше, когда все рядом сидели, можно было просто повернуться и что-то спросить, теперь поди разбери — свободен ли человек, какое у него настроение, готов ли он общаться...»
- В ряде сфер отсутствие живого взаимодействия с клиентами или аудиторией повлияло на обязанности людей: круг их сузился, а характер изменился.
«Я работаю в библиотеке в университете, ни о какой удаленной работе ранее даже речи не было. У нас же книжный фонд, читатели, мероприятия образовательные… Теперь конечно работа сильно изменилась: стали проводить мероприятия онлайн, записывать подкасты для читателей»
- Усложняется работа, которая непосредственно зависит от прямого контакта с клиентами: по видеосвязи или по телефону сложнее установить эмоциональный контакт и наладить доверительные отношения.
Ощущается нехватка живого отклика и эмоциональной поддержки со стороны коллег.
Общение в офисе является привычной частью рабочей рутины, которая разнообразит будни, оживляет их. Более того, для одиноких людей коллектив нередко составляет значительную часть круга общения и служит ключевым источником эмоциональной поддержки. Присутствие в офисе позволяет делиться сомнениями и переживаниями, выплескивать эмоции, связанные с рабочими моментами, и получать живую поддержку и отклик.
«Бывало, что клиент нагрубит по телефону, положишь трубку и в красочных выражениях опишешь все, что ты думаешь по этому поводу. Все посмеются, поддержат, тебе легче»
Но существование вне офисного пространства предоставляет взамен ценную возможность регулировать поток входящей информации.
Снижается количество отвлекающих факторов — не приходится поддерживать «пустые» разговоры, поступает меньше просьб и вопросов со стороны коллег, появляется возможность отвечать на них в более комфортном режиме. Устраняется часть раздражителей — например, не надо ежедневно контактировать с неприятными людьми (если таковые были в коллективе). Формальности фильтруются, отсюда освобождается часть времени, которую раньше занимали многочисленные встречи, не требующие вашего активного участия (теперь на заменивших их видеоконференциях можно параллельно заниматься другими задачами, отключив видео и микрофон).
Усиление контроля со стороны работодателей
При переходе на удаленный режим многие компании не смогли организовать адекватную систему доступа к отдельным программам и данным, что усложнило рабочие процессы и увеличило объем времени на выполнение ранее простых задач.
Усиление контроля за деятельностью сотрудников привело к появлению новых и порой весьма причудливых механизмов: от дополнительной отчетной документации и увеличения количества встреч до необходимости постоянно находиться в режиме «онлайн» и подсчета количества кликов мышкой.
«У нас теперь планерки не один раз в неделю как было, а три. Нас по 10-12 человек собирается в конференции и каждый по пять минут отчитывается, над чем он работает, что сделал. Мне это часто вообще знать не надо, а каждый раз час вылетает впустую»
Все это приводит к повышению уровня стресса и усталости людей от работы.
«Удаленка» как импульс к развитию бизнеса
Тем не менее, удаленная работа смогла запустить в движение новые механизмы, «расшатать» привычные устои организаций:
- во многих компаниях удаленный режим стал триггером к долгожданным изменениям, которые ранее откладывались, к модернизации рабочих процессов: например, введению цифровой подписи;
- некоторые собственники или руководители стали более вовлечены в рабочие процессы, так как возросло их беспокойство за бизнес и свое рабочее место;
- страх потерять работу способствовал включению «режима самосохранения» не только у руководителей, но и у сотрудников (особенно, если часть их обязанностей на удаленном режиме упразднилась), что привело к повышению рабочего рвения и самостоятельному совершенствованию рабочих процессов.
Чем все кончится
Согласно количественным данным, несмотря на трудности, люди в целом довольны полученным опытом, только 16% опрошенных разочаровались в удаленной работе:
Для многих этот период стал не просто опытом, а вполне реальной целью в дальнейшем развитии. Только половина из опрошенных на втором, количественном этапе нашего исследования хотят вернуться к привычному рабочему режиму.
Массовый переход на удаленную работу, случившийся с нами в этом году, можно назвать противоречивым, но все же полезным опытом, как для каждого человека в отдельности, так и для бизнеса в целом. Остается лишь наблюдать, что из этого выйдет: кто-то предпочтет вернуться к привычной офисной жизни, а кто-то будет отстаивать свое право на «удаленку».
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.