Об эксперте: Рената Гизатуллина — основатель и куратор программ LLLab. Lifelong Learning Lab — это школа и коммьюнити для специалистов в образовании, исследующая новые методики в обучении. Школа фокусируется на том, чтобы сделать обучение качественнее и эффективнее и для отдельных людей, и для компаний.
Почему формы обучения важны
Раньше люди получали одно образование и осваивали одну профессию на всю жизнь. Но мир и рынок труда стали сложнее: после получения классического образования люди все чаще меняют профессию и квалификацию, либо же развивают новые навыки на том же карьерном пути. Приходится учиться в течение всей жизни — этот процесс называют lifelong learning.
При таком подходе учащийся становится продюсером своего образования: ставит цели, определяет нужный результат, выбирает формы, форматы и программы. Например, решает: пойти на тренинг по коммуникации или попросить старшего коллегу рассказать, как общаться с клиентами. От того, какую форму обучения выберет учащийся, зависят его результаты.
Глобально все обучение бывает:
- формальным — изучение теории;
- социальным — обучение через взаимодействие с другими людьми;
- практико-ориентированным — через действие или решение новых задач.
Новые и самые интересные формы обучения комбинируют их или больше основаны на практике и взаимодействии. Именно о них мы и поговорим.
Материал подготовлен для спецпроекта «Гид по MBA»
Обучение в сообществе
Обучение в сообществе — это когда мы учимся в профессиональных группах или клубах по интересам вместе с другими людьми. Именно в сообществах собираются люди с горящими глазами и желанием разговаривать о любимом деле. Там обмениваются книгами, кейсами, статьями, помогают и поддерживают друг друга. Например, в сообществах LLLab и «Списать не получится» объединяются все, кто связан с образованием.
Но если сообщество не сосредоточено на обучении, то на увлекательных разговорах все может и закончится.
Чтобы учиться в сообществе, можно организовать встречи с фасилитатором. Это человек, который управляет дискуссией и помогает участникам группы достичь своих целей. Или изначально поставить цель встречи и запланировать обучение. Для этого можно использовать экспериментальную анкету для сообществ LLLab pro.
Вот несколько вариантов обучения в сообществе.
- Мастермайнд группы. Это групповые встречи близких по духу людей, которые регулярно поддерживают друг друга и помогают с личными и профессиональными проблемами.
Обычно в такой группе от трех до пяти человек — так всем будет комфортно активно работать. Участники группы договариваются о периодичности встреч — от одного до четырех раз в месяц. На каждой встрече выбирают тему и по очереди включаются в ее обсуждение. Например, сложный кейс на работе у одного из участников или общий вопрос для всех. Встреча заканчивается четким планом действий, который составляют на основе обсуждений.
- Нетворкинг на конференциях или митапах. Нетворкинг — умение заводить полезные знакомства.
Хорошая возможность найти новые контакты — общаться с людьми на больших встречах и в профессиональных сообществах.
- Выездные кампусы и летние школы. Такие мероприятия дают не только краткосрочное взаимодействие, но и совместный опыт.
Это можно сравнить с детским лагерем, откуда все возвращались повзрослевшими, с новыми друзьями и новым опытом. Это работает и в кампусах для взрослых — они помогают создать прочные связи между людьми.
Коуч и модератор мастермайнд групп Random Coffee Наталья Ядренцева — об обучении в сообществе:
«По нашему опыту, мастермайнды хорошо работают в сообществах, где участники сталкиваются с вызовами, с которыми сложно справиться в одиночку. Например, масштабирование бизнеса или запуск своего проекта.
В группе все внимание сосредоточено на помощи друг другу. Встречи посвящены историям каждого, успехам на пути к своим целям и возникающим сложностям. Группа помогает с креативными идеями и принятием решений. Это гарантирует продуктивное пространство, где каждый получает обратную связь от людей с похожим опытом.
Участие в мастермайнде учит:
- слышать и слушать других;
- доверять окружающим и процессу;
- разбивать большие задачи на маленькие шаги;
- брать ответственность за реализацию поставленных целей;
- помогать другим;
- развивает креативное мышление и способность видеть ситуацию с разных сторон.
Но самое главное — в групповом процессе каждый видит, что он ценен и важен группе, без него она будет не такой.
Чтобы организовать мастермайнд, посмотрите на свое сообщество свежим взглядом, и ответьте на вопрос: «Где взаимодействие проседает, какие новые связи должны образоваться, чтобы мы стали сильнее?»
Иммерсивное обучение
Иммерсивное обучение — это обучение через полное погружение в среду, в которой студенту предстоит работать и жить. Примером может служить университет Minerva, чьи студенты с одногруппниками едут в другую страну и выполняют местные проекты в течение полугода.
«Конечно, если строить онлайн-обучение по принципу «смотрим видео и пишем в тетрадку» — ничего не будет работать. Главное — построить учебную программу так, чтобы студенты были мотивированы на учебу: не записывать за преподавателем, а узнавать новое каждый день», — Бен Нельсон, основатель и руководитель интердисциплинарной программы Minerva.
Преимущество иммерсивного обучения — в интерактивности и активной позиции учащегося. Из наблюдателя студент становится действующим лицом образовательного процесса, получает моментальную обратную связь и индивидуальный обучающий опыт.
Потенциал иммерсивного обучения — в VR технологиях, особенно для нестандартных ситуаций, которые сложно и дорого воссоздать. Например, авиакомпании используют VR тренажеры, чтобы научить экипаж действовать в чрезвычайных ситуациях или изучить особенности конструкций разных типов самолетов. А в школах — чтобы «перемещаться» по разным странам.
Иммерсивное обучение часто используют в корпоративных образовательных программах.
О том, как это работает в «Ростелекоме», рассказала директор по развитию персонала Екатерина Барабанова:
«Не все могут организовать учебный опыт через проживание в технологических столицах мира, как в Minerva, но элементы иммерсивного обучения можно внедрить в каждую образовательную программу.
Например, в обучении SMM-менеджеров, занимающихся продвижением компании в соцсетях, иммерсивной будет среда социальных сетей. Когда мы обучали сммщиков, то выбирали настоящие жалобы клиентов и курьезные ответы техподдержки, а преподавателей просили так реагировать на контент в соцсетях, как обычно реагируют пользователи.
Весь курс проходил в соцсети, а задания повторяли типичные ситуации из практики специалистов. Учащиеся делали посты в соцсетях и отвечали на комментарии в закрытой группе курса.
При этом среда должна быть достаточно безопасной, чтобы учащийся не боялся пробовать новое. Например, на тренинги для команды по продажам в роли клиентов часто приходят экс топ-менеджеры компаний-заказчиков. Они могут воссоздать опыт общения и продажи проекта реальному клиенту».
Обучение на рабочем месте
Представьте, что у вас появилась новая задача в рабочем процессе, которую вы пока не знаете, как выполнить. Например, необходимо в первый раз составить бюджет отдела на год. Скорее всего, в такой ситуации вы посмотрите, как это делают коллеги, попросите несколько советов и сделаете сами, а потом попросите обратную связь у руководителя. Это и есть обучение на рабочем месте — workplace learning.
Обучение на рабочем месте отличается бесшовностью — сложно разделить личную жизнь, рабочие задачи и саморазвитие. При этом здесь остается целеполагание и рефлексия — измерение прогресса обучения.
Методики обучения на рабочем месте можно изучить на сайте Центра обучения на рабочем месте в Сингапуре. Вот некоторые из них:
- Бадди-система — старший товарищ сопровождает новичка, пока тот адаптируется в компании. Он помогает погрузиться во внутрикорпоративные процессы и знакомит коллегу с коллективом.
- Наблюдение за коллегами — например, можно слушать совещания других руководителей, чтобы определить и перенять успешные стратегии.
- Направленная рефлексия — вопросы к себе и собственному развитию.
Менторинг и коучинг
Менторинг — это наименее формальный вид наставничества, когда опытный человек передает свои знания, опыт и навыки менее опытному. Менторинг основан на партнерской позиции и добровольной работе. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.
Вот основные составляющие отношений между ментором, опытным наставником и его подопечным — менти:
- добровольный стиль работы;
- ментор старается выслушать и вникнуть в суть запроса или помочь сформулировать запрос менти;
- ментор поощряет самостоятельность;
- у ментора не всегда есть готовые ответы на все вопросы;
- менти принимает ответственность за собственное развитие и на равных управляет процессом.
Этапы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Вот три основных:
- Установочная встреча — ментор и подопечный определяют цели развития, согласуют план активностей, определяют принципы работы.
- Развивающие активности — проходят встречи один-четыре раза в месяц, на которых разбирается запрос менти, его кейс или вопрос. На этом этапе ментор делится своим опытом, дает обратную связь, направляет и поддерживает, а менти составляет план дальнейших действий.
- Подведение итогов — финальная встреча, на которой ментор и менти обсуждают прогресс в обучении и дают друг другу обратную связь.
Коучинг похож на менторинг, но у коуча больше навыков в ведении подопечного вопросами. Он может не быть специалистом в области запроса, например, помогать менеджеру развиваться как руководителю без опыта в управлении. При этом коучи умеют задавать вопросы и управлять процессом — это помогает клиенту самому найти ответы и ресурсы, чтобы решить свои проблемы.
Запомнить
- Раньше люди получали одно образование, осваивали одну профессию на всю жизнь. А теперь приходится учиться постоянно — мы живем в мире lifelong learning.
- От того, какую форму обучения выберет учащийся, зависят его результаты.
- Обучение в сообществе — когда мы учимся в профессиональных или группах по интересам вместе с другими людьми.
- Чтобы учиться в сообществе, можно организовать встречи с фасилитатором или заранее поставить цели и договориться об обучении. Можно учиться в мастермайнд-группе, участвовать в нетворкинг-сессиях и выездных кампусах.
- Иммерсивное обучение — это обучение через полное погружение в среду, в которой студенту предстоит работать и жить.
- Обучение на рабочем месте отличается бесшовностью — сложно разделить личную жизнь, рабочие задачи и саморазвитие.
- В менторинге опытный человек передает свои знания и навыки менее опытному. А в коучинге у ведущего больше навыков в работе с вопросами и управлении процессом, но может не быть компетенций в области запроса подопечного.