Содержание:
Что такое нетворкинг
Нетворкинг — это создание и развитие сети полезных знакомств. Это инвестиция в будущее: вы просто заводите знакомства, которые пригодятся в карьере или бизнесе. Чем больше у вас таких знакомых, тем больше возможностей.
Например, на дизайн-конференции вы познакомились с менеджером крупного бренда. Обсудили выступления спикеров, индустрию и общие проблемы, обменялись контактами. Через несколько недель этот менеджер предлагает вам поработать над новым проектом компании, потому что ему понравился ваш подход к проблемам и клиентам.
Но чтобы нетворкинг приносил пользу, нужно предложить своим новым знакомым что-то взамен, ведь вас тоже могут попросить об одолжении.
«Речь идет о налаживании двусторонних, основанных на доверии рабочих отношений. И это может делать каждый. Вероятно, это самая мощная сила, помимо фактического опыта, которая может повлиять на вашу карьеру», — считает консультант в сфере лидерства Leadership Research Institute Ралука Грейбнер [1].
Зачем развивать сеть знакомств
Чем сильнее ваше присутствие в профессиональном сообществе, тем больше пользы можно из этого извлечь. Люди попадают туда неслучайно — каждый владеет определенными ресурсами, интеллектуальным и социальным капиталом. Поэтому любой новый контакт обладает потенциалом для взаимовыгодного сотрудничества. Вот какие возможности открывают такие отношения.
- Постоянный доступ к экспертам
Вам не придется тратить время на поиск нужной информации, если в вашей записной книжке десяток специалистов из разных сфер. Они могут оперативно ответить на вопрос или посоветовать, к кому обратиться за помощью.
- Повышение насмотренности и мотивации
Вы общаетесь с профессионалами, которые постоянно ищут новые решения привычных задач, пробуют инновационные подходы и запускают разные проекты. Учитесь на чужих ошибках и перенимайте лучшие практики.
- Возможности для трудоустройства
По статистике LinkedIn [2], до 85% вакансий закрывают через знакомства. Блат и кумовство здесь ни при чем: если вы хорошо делаете свою работу и с вами приятно иметь дело, вас обязательно позовут, когда откроется подходящая позиция.
- Потенциальное партнерство и инвестиции
Других может заинтересовать ваша работа или идеи. Они помогут привлечь деньги на проекты или опытных специалистов в команду, отрекламируют продукты, чтобы расширить аудиторию, или откроют с вами новые направления бизнеса.
Как работает нетворкинг
Любой человек занимается нетворкингом в течение жизни: знакомится, общается, вступает в сообщества. Важно научиться извлекать пользу из этих процессов. Никто и не подумает звать вас на работу, если не знает, чем вы занимаетесь.
Ключевой принцип правильного нетворкинга — рассказывать о себе и узнавать о других.
Важно не только заводить новые контакты, но и постоянно оставаться в поле зрения. Например, вы давно окончили вуз и многие из ваших однокурсников уже наверняка преуспели в своих направлениях. Они могут быть вам полезны, но если вы с самого выпуска не поддерживали связь, внезапно просить их о помощи будет не очень вежливо.
Где практиковать нетворкинг
У некоторых получается обрастать полезными знакомствами естественно: такие люди от рождения общительны и умеют располагать к себе окружающих. Но в современном мире нетворкинг — инструмент, доступный даже интровертам.
Социолог Брайан Уцци и профессор школы менеджмента им. Келлога Ричард Томас считают [3], что по-настоящему сильные связи формируются не в светских беседах, а в ситуациях, когда вы с другими людьми вовлечены во что-то важное. Поэтому самый эффективный нетворкинг — тот, что связан с совместной работой. Но не стоит пренебрегать и простым общением.
Места и мероприятия, которые способствуют хорошему нетворкингу:
- Образовательные программы и профессиональные соревнования, где участники объединяются в группы.
Многие практико-ориентированные мероприятия построены вокруг командной работы: например, кейс-чемпионаты и хакатоны. Курсы, тренинги, интенсивы и марафоны, даже проходящие в онлайне, часто включают блоки, в которых студенты решают задачи совместно. Здесь можно познакомиться с интересными людьми, показать свои навыки в деле и посмотреть, на что способны другие.
- Коворкинги — хорошая база для поиска деловых знакомств.
В таких местах люди погружены в работу, и вы можете предложить помощь, задать вопрос или поделиться мнением. Единоразовое плодотворное взаимодействие легко перерастет в дальнейшее сотрудничество.
- Отраслевые выставки, форумы и конференции, где люди обмениваются опытом, делятся лучшими практиками и рассказывают о своих достижениях.
Здесь вы сразу сориентируетесь, кто может оказаться полезен вам, а кого заинтересуете вы сами.
- Социальные сети, если правильно ими пользоваться, будут работать на развитие связей.
На Западе все давно ищут профессиональные знакомства в LinkedIn, в России и СНГ есть «Профессионалы.ru», но для этого подойдут и другие платформы. Например, с помощью канала в Telegram или YouTube легко заинтересовать других связаться с вами. До весны 2022 года список доступных в нашей стране соцсетей был несколько шире, но это не значит, что развивать сеть контактов теперь невозможно.
- Специальные приложения вроде Random Coffee помогают найти близких по интересам людей.
Программа-бот подбирает вам собеседника и предлагает организовать встречу один на один. Вместе с предыдущим пунктом (социальные сети) это один из ключевых способов нетворкинга на удаленке.
- Любые сообщества и клубы: от спортивных, соседских и национальных до студенческих, научных и профессиональных.
Участники объединяются в такие группы по определенным интересам или признакам, но это не значит, что у них не могут найтись и другие точки соприкосновения.
Как правильно заниматься нетворкингом
Первое впечатление
Важно научиться производить хорошее первое впечатление. Подумайте, как интересно представить себя в паре предложений. Стоит отойти от сухих обобщенных формулировок, содержащих только должность и сферу деятельности. Лучше кратко описать, чем конкретно вы занимаетесь, например: «Я анализирую данные и вместе со специалистами из смежных направлений разрабатываю маркетинговые стратегии для бизнеса».
Пригодятся и качественные визитки. Сделайте понятные карточки с лаконичным дизайном, из которых сразу понятно, где и кем вы работаете и как с вами связаться. Чтобы сделать их еще удобнее, можно добавить QR-код, который при сканировании покажет ваши профили в соцсетях — поэтому следует грамотно ее заполнить. Добавьте в профиль качественное фото, информацию об образовании и опыте, вступите в тематические группы, связанные с вашей работой, покажите, что интересуетесь профессией. Делайте репосты интересных в вашей сфере публикаций, делитесь мнением по этому поводу, сами пишите экспертные посты.
Общение
Большинству людей проще общаться один на один или в небольших группах. Поэтому лучше не приходите на мероприятия в компании с кем-то. Старайтесь появляться еще до начала события и задерживаться после его окончания. Так у вас будет возможность встретить больше людей, не занятых беседами.
Ваша цель — не просто максимально расширить список контактов, а найти полезных людей для сотрудничества. Поэтому сфокусируйтесь на общении с теми, кто действительно может вам пригодиться. Например, если вы хотите найти новые возможности для рекламы своих продуктов и заранее знаете, что какой-то человек занимается маркетингом, в первую очередь попробуйте ближе сойтись именно с ним.
Помните про банальные правила вежливости. Больше улыбайтесь, не переходите резко на «ты», делайте комплименты, обращайтесь к людям по имени, представляйте друг другу незнакомых и не перебивайте собеседников. Проявляйте искреннюю заинтересованность: задавайте больше открытых вопросов и просите поделиться мнением. Не отвлекайтесь на смартфон или посторонние вещи и старайтесь выслушивать новых знакомых до конца.
Укрепление связей
Заведите привычку оставлять «крючки» во время первого разговора и с их помощью напоминать о себе уже после встречи. Например, вы можете поделиться информацией из какого-то исследования или публикации, а на следующий день отправить ссылку на них и так завязать последующий диалог. Другой способ — сделать общее фото и после скинуть его в мессенджере.
Приглашайте на обед, кофе или совместную тренировку людей, с которыми обменялись контактами. Как пишет Кейт Феррацци в бестселлере The New York Times «Никогда не ешьте в одиночку», в такие моменты мы более открыты к свободному общению и охотнее сближаемся.
Делитесь полезными ссылками, сервисами, новыми контактами, если они могут пригодиться вашим знакомым. Привозите им небольшие сувениры из путешествий, поздравляйте с праздниками, обменивайтесь книгами, рассказывайте о значимых событиях в своей жизни и старайтесь иногда проводить время вместе просто так — не обсуждая дела.
Каких ошибок в нетворкинге стоит избегать
- Не пытайтесь с ходу продать свои идеи и не будьте излишне навязчивым. Это отпугивает людей и портит впечатление. Лучше больше спрашивайте и слушайте.
- Не просите о помощи на первых порах. Сначала вам нужно установить крепкие доверительные отношения.
- Не старайтесь показаться лучше, чем вы есть. Ложь рано или поздно вскроется, а репутация останется запятнанной навсегда.
- Не вступайте в личные финансовые отношения с новыми знакомыми — не одалживайте деньги, не берите в долг и не становитесь гарантом.
- Не напоминайте об устных договоренностях дважды. Спросите, о чем условились в беседе, всего один раз. Если человек не выполнил обещание — простите его.
- Не участвуйте в сплетнях и интригах, не распространяйте ложную и порочащую информацию.
Что почитать о нетворкинге
Научиться нетворкингу только по книгам не получится. Потребуется постоянная практика и работа над другими soft skills. Но эта подборка книг поможет избежать ошибок, опираясь на опыт профессионалов, и узнать об основных инструментах нетворкинга.
«Нетворкинг для интровертов», Викре Карен
Книга научит располагать к себе людей, заводить полезные знакомства и добиваться разных профессиональных целей с их помощью.
«Никогда не ешьте в одиночку», Кейт Феррацци
Гуру нетворкинга описывает простые и эффективные приемы из своего опыта. Его подходы изучают в Stanford Business School.
«Как разговаривать с кем угодно, где угодно и когда угодно», Ларри Кинг
Один из известнейших тележурналистов и признанный мастер интервью делится своими секретами.
«Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми», Ванесса Эдвардс
Основательница лаборатории The Science of People рассказывает, как вести себя на мероприятиях, считывать эмоции и делать любое общение запоминающимся.
«Язык жизни», Маршалл Розенберг
Ненасильственное общение (ННО) — способ понятно доносить до человека информацию и добиваться своего. Подход сформулировал американский психолог Маршалл Розенберг. В книге он рассказывает о методах общения с людьми, делится инструментами эмпатии и понимания себя.
«Из связей в князи», Максим Чернов
Эксперт по нетворкингу и основатель pronetworking.ru объясняет, как выстраивать из связей плодотворные дружеские отношения.