По данным «РБК. Исследования рынков», в 2021 году объем рынка бизнес-образования в России составил 6,2 млрд руб. — на 15% больше, чем в 2020-м году. В среднем программа MBA стоит 642,5 тыс. руб. Если изучить статистику Google Trends, то можно заметить, что с 2019 года популярность бизнес-образования во всем мире начала расти. Так, количество запросов к концу 2021 года увеличилось почти втрое. Значимым стимулом послужила пандемия COVID-19 и вызванные ей изменения в экономике.
Однако в середине марта «большая тройка» международных аккредитационных агентств — AACSB, EFMD и Amba International — приостановила сотрудничество с российскими вузами. В начале апреля все активности в России прекратила Центрально- и Восточно-Европейская ассоциация развития менеджмента (CEEMAN). Теперь отечественные бизнес-школы не смогут продлить уже имеющуюся аккредитацию или подать на новую. Кроме того, многие западные вузы отменили свои партнерские программы и отказались от обмена студентами с российскими. Например, Школа менеджмента университета Антверпена закрыла курс Executive MBA в ИБДА РАНхИГС, а Массачусетский технологический университет покинул «Сколково».
Российские бизнес-школы долго добивались признания на международной арене. Полная изоляция от западного научного сообщества может отбросить их на 20 лет назад. Обмен практиками, совместные исследования, разнообразие преподавательского состава — все это для бизнес-образования критически важно.
Материал подготовлен для спецпроекта — «Гид по MBA»
Географические открытия
Что можно сделать? Во-первых, посмотреть на Восток. В Китае, Сингапуре, Гонконге есть сильные бизнес-школы: например, Lee Kong Chian School of Business или HKUST Business School Central. Российские вузы, которые наладят стабильное сотрудничество с азиатскими университетами — будут приглашать оттуда профессоров, организовывать студенческие программы обмена — значительно выиграют. Сама по себе идея не нова: так, МИРБИС, ВШЭ и Московская школа управления (МШУ) «Сколково» всегда взаимодействовали с азиатскими бизнес-школами. Сейчас взаимодействие нужно расширить.
В Турции и Индии тоже есть школы мирового уровня — например, Sabanci School of Management и Indian Institute of Management. Важно, что профессора из этих школ смогут рассказать об особенностях национальных рынков и азиатской модели менеджмента, что сейчас по понятным причинам актуально. Вместе с тем, и в России сегодня есть хорошие профессора.
Во-вторых, российским бизнес-школам необходимо настолько, насколько это возможно, сохранить коммуникацию с западными бизнес-школами. Современные теории управления, лучшие бизнес-практики и исследования — все это рождается в США и Европе. Выходом могут стать коллаборации с университетами в странах СНГ. Они свободны от санкций, а значит, имеют право приглашать профессоров из ведущих международных школ и делать совместные проекты для российских студентов. Российским вузам стоит обдумать выездные модули в Армении, Казахстане, Азербайджане, тем более что туда переместилась большая часть бизнес-сообщества.
Новые смыслы
Форматы образовательных программ тоже должны меняться. Что сейчас востребовано?
— Интенсивы. В ситуации турбулентности у студентов нет времени и мотивации на длительное обучение. Нужны короткие (1-3 дня) интенсивы, дающие конкретные знания, которые можно быстро применить. Востребованы такие направления, как антикризисный менеджмент, адаптация бизнес-моделей, поиск новых рынков сбыта, управление операционными рисками, борьба с выгоранием. И, конечно, особенности азиатского рынка.
— Альянсы. Школы, главным и единственным достоинством которых до сих пор было сотрудничестов с западными профессорами и использование международных программ, неминуемо будут поглощаться конкурентами. В результате могут возникнуть интересные конгломераты, объединение совершенно разных педагогических подходов.
— Авторские программы. Больше всего будут цениться школы, предлагающие собственный контент, а не готовые модули, полностью скопированные у иностранных институтов. Будущее за креативными бизнес-программами.
— Лидерство. Эту базисную для MBA и других программ тему теперь придется переизобрести. Привычные лидерские инструменты в российском обществе вряд ли будут работать, потому что меняется социум и система управления. Нужны хорошо развитые soft skills, знания на стыке психологии, нейрофизиологии и бизнес-практик.
— Визионеры. Наступает время «сумасшедших профессоров» — спикеров и преподавателей с нестандартным мышлением. Именно они могут научить бизнес думать по-другому, искать альтернативные подходы и решения.
— Коллаборации с предпринимателями и топ-менеджерами. Студентам нужно давать как можно меньше теории и как можно больше практических знаний. К сожалению, в России, в отличие от США и Европы, очень немногие корпорации выпускают книги и брошюры, где подробно делятся своими кейсами и наработками. Такую информацию можно получить только из уст в уста. Бизнес-школы, особенно в кризисное время, должны приглашать на роль педагогов опытных предпринимателей. Недаром многие из них именно сейчас переквалифицируются в executive-коучей, чтобы делиться накопленными за годы карьеры знаниями.
— Нетворкинг. Наконец, в нынешней ситуации российским бизнес-школам нужно развивать то, что всегда было их слабой стороной, — нетворкинг. На практике это значит проводить больше круглых столов, стратегических сессий, открытых обсуждений. И, конечно, стоит максимально возвращаться в офлайн, от которого мы отвыкли за время пандемии, Хорошо организованное студенческое коммьюнити и встречи выпускников пока есть только в одном-двух московских вузах. Когда во всех сферах рынка царит кризис и неопределенность, бизнес-школы должны стать площадками для обмена опытом, решениями и контактами. По данным исследования Oxford University Press, в периоды экономических кризисов люди понимают, что денег не заработать, а время нужно использовать для повышения квалификации и наработки новых знакомств.
— Практическая ценность. В нынешних реалиях учеба ради учебы смысла не имеет — любое образование должно иметь практическую ценность. Феномен «вечных студентов», годами кочующих из одной бизнес-школы в другую, но так и не добившихся реальных успехов, скорее всего, отойдет в прошлое. И это позитивный тренд.
Будущее MBA
Вопрос, который тревожит многих потенциальных студентов — что будет с сертификатами MBA и нужны ли они вообще в новых реалиях? Среди выпускников бизнес-школ ходят слухи (правда, пока ничем не подкрепленные) о том, что россиянам могут аннулировать уже выданные дипломы. Мне это не представляется технически возможным. Другое дело, что MBA как «корочка» в последние годы стремительно теряет свою ценность, а нынешняя повестка усилит эту тенденцию. Более того, по данным исследования РБК «Рынок MBA и бизнес-образования в России 2021», наиболее существенный управленческий опыт — более 15 лет — отмечается у респондентов без MBA. Согласно данным этого же исследования, сотрудники с МВА чаще всего работают в компаниях среднего и малого бизнеса, не будучи при этом владельцами бизнеса. По словам Ирины Барановой, владелицы агентства B.lab, на практике работодатели никогда не отдают предпочтение кандидатам только из-за наличия у них MBA.
Очевидно, что с приостановкой международных программ и выдачи аккредитаций «прикрываться» дипломами в нашей стране станет труднее. Ведь сам по себе сертификат не указывает на наличие нужных знаний, а главное, на умение применять их на практике. Разные корпорации проводили исследования, когда выпускникам MBA и кандидатам без бизнес-образования давали одни и те же задачи. Люди с MBA зачастую справлялись намного хуже.
Тем не менее нельзя сказать, что MBA и другие программы в целом бесполезны, даже в нынешней непростой ситуации. Просто они теперь выполняют и другие функции — уходят из сферы науки в сферу впечатлений, и это нормально. Многие записываются на бизнес-программы, чтобы отвлечься от тревожной повестки, с пользой провести время карьерного простоя и обрести какие-то опоры. Кроме того, есть такое понятие, как «одиночество на вершине». Когда топ-менеджеры оказываются без поддержки, наедине со своими мыслями, они идут учиться. Учеба дает им возможность обмениваться идеями и практиками с другими топ-менеджерами.
Наконец, бизнес-школы всегда были и останутся благоприятной средой для трудоустройства. Из совместной учебы рождаются совместные проекты, зачастую очень успешные, а это в кризисное время более чем актуально.