Тема недели: снова удаленка
На фоне новых вспышек коронавируса многие зарубежные компании продлили режим удаленной работы до лета 2021 года. Некоторые организации уже смирились с новой нормальностью и ввели гибридный формат работы. Например, сотрудники Microsoft смогут работать из дома до 50% времени, а по договоренности с менеджерами полностью перейти на удаленку.
Согласно опросу Cisco, только 6% российских сотрудников хотят остаться на удаленке после снятия ограничений. Это в два раза меньше, чем в европейских странах. При этом 35% работников по всему миру стали счастливее, а 22% опрошенных — более тревожными.
Не все компании рады вынужденной удаленке. Согласно отчету Accenture и «Лаборатории переговорных исследований», у 28% российских предпринимателей ухудшились отношения с партнерами из-за онлайн-переговоров. Предприниматели не могут наладить личный контакт и правильно понять эмоции собеседника.
Из-за дистанционного обучения также страдают школьники и студенты. В среднем один год обучения добавляет 8–9% к ожидаемой зарплате. По прогнозу Всемирного Банка, из-за дистанционного образования весной доход обучающихся в будущем будет ежегодно сокращаться на 2,5%. В сложной ситуации оказались и студенты педагогических вузов: чтобы пройти практику, им придется заменить пожилых преподавателей в школах и одновременно присутствовать на дистанционных парах.
Новости недели
- С помощью чатов можно сделать более продуктивные онлайн-классы в Zoom: в личных сообщениях даже самые застенчивые ученики не боятся просить помощи.
- Согласно опросу «Работа.ру», 39% россиян готовы задерживаться на работе и трудиться по выходным ради повышения.
- Минобрнауки предложило сделать выпускников ВУЗов наставниками для талантливых школьников. Ведомство планирует развивать ИТ-структуру в университетах, обучать студентов и преподавателей работе с цифровыми сервисами.
- Соосновательница Coursera Дафна Коллер развивает новую платформу для онлайн-обучения. Engageli позволит университетам выкладывать свои видео-курсы, ставить оценки студентам, а также оценивать их вовлеченность по тому, как они взаимодействуют с платформой и своими одногруппниками.
- Генпрокуратура требует изменить регламент Всероссийской олимпиады. В ведомстве считают, что старый порядок может ущемлять права детей.
- Зарубежные университеты предлагают онлайн-курсы по цене очных, пройти их готов только каждый седьмой студент — выяснила консалтинговая компания Eduventures.
Профессия недели: эксплейнер
Эксплейнеры — это сотрудники музеев, которые стараются вовлечь посетителей в разговор о науке или выставке. Обычные экскурсоводы рассказывают истории о каждом предмете или высказывает авторитетное мнение о каком-то событии. Задача эксплейнеров — заинтересовать посетителей. Они заранее готовят сценарий рассказа в зависимости от интересов аудитории. Например, если в планетарий пришел подросток, который интересуется спортом, эксплейнер старается объяснить ему смысл сложных космических явлений с помощью спортивных аналогий.
Цифра недели
75% женщин-руководителей сталкивались с синдромом самозванца и не могли объективно оценить свои достижения.
Источник: KMPG
Инструкция: как реагировать на критику
Когда вас критикуют, вы можете почувствовать стыд, унижение или злость. Нейробиолог Мэттью Либерман считает, что причина в социальности людей. Критика как будто исключает человека из группы и делает его изгоем. Однако такие ситуации — часть жизни, и нужно научиться с ними справляться. Либерман рассказал, как работать с конструктивной или деструктивной критикой.
Конструктивная критика. Акцент на решении проблемы, на неоптимальных действиях, а не на личности человека, подчеркивает, что можно исправить. Если вы столкнулись с конструктивной критикой:
- Дышите спокойно. Любая критика — стресс, она запускает механизм «бей или беги» и мешает рационально думать. Длинные вдохи и выдохи помогут успокоиться.
- Задавайте вопросы. Так вы получите больше ценных советов, которые пригодятся в будущем.
- Если успокоиться не получается — возьмите паузу. Проанализируйте все, что вам сказали, и подумайте, можете ли вы применить это на деле. Если остались вопросы, обратитесь к тому, кто вас раскритиковал. Решившись дать советы, человек уже взял на себя ответственность за ситуацию и должен быть готов помочь на практике.
- Поблагодарите. Помните, что конструктивный отзыв о работе — проявление заботы.
Деструктивная критика. Указывает на недостатки, обесценивает личность и обвиняет человека во всех ошибках. Навязывает точку зрения критикующего. Если вы столкнулись с деструктивной критикой:
- Не отвечайте критикой и агрессией. Чтобы не усугубить конфликт, побыстрее прервите разговор. Спокойным голосом скажите, что не согласны с собеседником и постарайтесь отойти от него подальше. Если такой вариант кажется рискованным, можно схитрить: пообещайте подумать о высказанных претензиях чуть позже.
- Разрешите себе никак не реагировать, если это отнимает слишком много энергии. Не обязательно отстаивать свою честь, поступайте так, чтобы вам было психологически комфортно.
- Помните, что критика бывает обоснована. Собеседник мог просто выбрать неправильный формат, чтобы высказать свои замечания. В этом случае предложите обсудить ситуацию в более спокойном тоне. Если нужно — признайте свою вину и извинитесь, попробуйте найти устраивающее вас обоих решение.
Что почитать
Книгу специалиста в области карьерных стратегий Елены Рязановой «Это норм!». В ней рассказывается о том, как пережить профессиональное выгорание, проблемы и кризисы в работе. Что делать, если перемены не помогают? Почему любимое дело не бывает легким? Ответы в книге.
Что послушать
После перехода на удаленку многие сотрудники стали работать больше, чтобы избежать выгорания нужно правильно отдыхать. Несколько советов можно услышать в антистресс-выпуске подкаста «НОРМ».
Куда записаться
На бесплатные курсы с новой платформы «Google Навыки», особенно они будут полезны тем, кто хочет научиться работать с цифровыми технологиями. Среди курсов: «Основы интернет-маркетинга», «Перевод бизнеса в онлайн» и «Продвижение компании с помощью рекламы в Интернете».