Заработать денег и оценить импакт: как развивают социальные стартапы

Фото: фотобанк фонда «Навстречу переменам»
Фото: фотобанк фонда «Навстречу переменам»
Чтобы социальные инициативы были устойчивыми и меньше зависели от грантов, им нужна монетизация. Рассказываем, как социальных предпринимателей учат зарабатывать деньги и чем им могут помочь сотрудники крупной компании
  • Фонд «Навстречу переменам» занимается поддержкой социальных инициатив в сфере детства. Работает с 2012 года. С момента создания поддержал более 400 проектов, которые оказали помощь более 450 тыс. детей.
  • Т2 (ранее — Tele2) — российский оператор мобильной связи. Обслуживает 48,1 млн клиентов. В компании работает около 9 тыс. человек. Оператор выступает стратегическим партнером фонда «Навстречу переменам».

Задачи

  • Дать импульс социальному предпринимательству в России.
  • Помочь социальным стартапам планировать социальное воздействие, достигать устойчивости и роста и формировать коммерчески успешные бизнес-модели.
  • Вовлечь в развитие социальных стартапов как можно больше сотрудников Т2.

Предпосылки и мотивация

В начале 2010-х, когда создавался фонд «Навстречу переменам», социальные инициативы в России только начинали развиваться. О таком понятии, как «социальный стартап», тогда еще мало кто слышал.

«У нас принято считать, что помощь должна быть бескорыстной. Но если организация живет исключительно на гранты или деньги спонсоров, то она находится в зоне риска. Потому что, если завтра ты не выиграл грант или спонсор не дал денег, проект может оказаться на грани закрытия», — рассказала исполнительный директор «Навстречу переменам» Юлия Варченко.

Фото:Freepik
Социальная экономика Из бизнеса в благотворительность: как сменить карьеру и преуспеть

Модель социального предпринимательства снижает зависимость от грантов и пожертвований, делая проекты более устойчивыми. Она предполагает, что можно не просто помогать, но и зарабатывать на этом деньги.

Фонд хотел внедрить такую практику в России в сфере поддержки детей и молодежи — как нормотипичных, так и с особенностями развития.

Юлия Варченко:

«Мы проанализировали зарубежный опыт и постарались взять лучшее из мировой практики. Выбирали то, что подходит под российскую проблематику и социально-экономические условия».

Решение

Фонд решил запустить программу «Навстречу импакт-стартапам» для лидеров социальных стартапов, у которых есть эффективные и системные решения проблем детей и молодежи. Она состоит из конкурса-преинкубатора (длится шесть месяцев) и инкубатора (от одного до трех лет).

«Большинство стартапов закрываются в первые годы работы, потому что не выдерживают неопределенность, нагрузку, бесконечные ошибки. Именно в этот момент им сильнее всего нужна поддержка», — пояснила исполнительный директор фонда.

Программа начинается с построения теории изменений — логической модели, которая позволяет спроектировать социальное воздействие проекта, а также с заполнения трекера развития — инструмента, который позволяет поставить цели, отследить развитие и проанализировать результаты работы.

Сотрудников Т2 привлекли к программе в качестве волонтеров. Они делятся своей экспертизой и помогают социальным предпринимателям в формате pro bono. А дети сотрудников входят в жюри, которое оценивает стартапы на финальном мероприятии конкурсного отбора в инкубатор и принимает решение об их поддержке.

Социальная экономика Помогать головой: как развивается интеллектуальное волонтерство в России

Реализация

Конкурсный отбор

На программу поступает до 400 заявок. Среди них нужно выбрать стартапы, которые в будущем могут стать устойчивыми и оказывать максимальное социальное воздействие.

Чтобы обработать такой объем заявок и оценить потенциал проектов, привлекают волонтеров из Т2. Каждую заявку читают и анализируют (по инструкции фонда) два-три волонтера из разных регионов присутствия Т2. Параллельно заявки оценивает команда фонда. «Это позволяет не упустить классные идеи. Четыре человека сразу редко ошибаются», — объяснила Варченко.

«Мы делаем рассылку внутри компании и приглашаем принять участие в проекте. Обычно откликаются до 100 человек. Подробно рассказываем, как будет выглядеть процедура, сколько времени потребуется, и сотрудник сам принимает решение, готов ли он участвовать», — рассказывает Любовь Владимирова, менеджер проектов по корпоративной социальной ответственности T2. В компании уже сформировалась группа серийных волонтеров, которые участвуют в проекте из года в год.

Преинкубатор

В преинкубатор попадает от 25 до 50 проектов. Они проходят обучение, которое помогает докрутить идею, лучше проработать социальную и бизнес-составляющую стартапа.

По словам Юлии Варченко, около 80% участников программы — это родители (как правило, женщины). Они не нашли решения какой-то проблемы для своих детей и начали придумывать его самостоятельно. У них сильная личная мотивация, глубокое погружение в проблему. Но обычно не хватает компетенций в бизнесе и понимания того, как выстроить или измерить социальное воздействие. Обучение в преинкубаторе помогает заполнить эти пробелы. Оно состоит из двух основных частей.

Фото:Pexels
Социальная экономика Благотворительность в цифре: зачем НКО маркетинг и соцсети

Очный модуль в Москве: погружение в тему социального предпринимательства и теорию изменений, анализ проблем и целевой аудитории, выработка миссии и целей, доработка решений и ценностного предложения, анализ каналов продвижения, ресурсов, структуры доходов и расходов.

Онлайн-модули: стратегия и бизнес-модель, оценка социального воздействия, финансовое планирование, обратная связь и консультации с экспертами, групповой трекинг, подготовка презентации проекта.

В преинкубаторе тоже участвуют сотрудники Т2. Их привлекают в зависимости от того, какая экспертиза нужна. Например, если проект предполагает разработку IT-решения, то подключается сотрудник из IT-службы. Если нужна консультация по продвижению, помогают волонтеры из отдела маркетинга.

По итогам преинкубатора участники формируют план развития проекта на один-два года и финансовый план на следующий год. Они также готовят презентацию для стейкхолдеров и потенциальных инвесторов.

Финальный питч

После преинкубатора стартапы участвуют в питч-сессиях, где определяют победителей и распределяют гранты на финальном мероприятии. Решение принимает экспертный совет, в который также входят дети сотрудников Т2 и CEO.

Инкубатор

В каждый поток инкубатора берут до десяти проектов по итогам конкурсного отбора. Новые потоки всегда стартуют с 1 января. С участниками проводят стратегические сессии, которые длятся до 10 часов. На них в индивидуальном порядке определяют среднесрочные и долгосрочные цели, разбивают их на задачи, оценивают ресурсы и компетенции, которые есть в проекте и которых не хватает. А главное, проектируют свое социальное воздействие — как стартап повлияет на жизнь той или иной группы детей, когда и по каким критериям это можно будет оценить.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Л — лифт питчинг: как провести презентацию за 60 секунд

Для каждого участника разрабатывают индивидуальную программу профессионального развития и подбирают ментора. В этой роли также выступают сотрудники Т2, но уже из числа топ-менеджеров компании.

Ментора подбирают исходя из профиля проекта, личных качеств и набора недостающих компетенций. «Например, если проект цифровой, скорее всего, ему нужен ментор, который реализовывал цифровые проекты большого масштаба. При этом участник и ментор должны подходить друг другу по психотипу, темпу работы и т.д.», — рассказывает исполнительный директор фонда. Встречи с ментором проходят регулярно.

Параллельно фонд вместе с Т2 подбирает сотрудников, которые могут помочь с недостающей экспертизой. «Сначала вместе с участниками выявляем и хорошо описываем потребность: какие задумки есть и какие для них требуются компетенции. Дальше идем в Т2, и наши коллеги из компании подбирают экспертов, готовых помочь с конкретными задачами», — объяснили в фонде.

Любовь Владимирова:

«После того как мы получаем запрос от фонда, я связываюсь с профильными отделами и прошу выделить человека. Конечно, сотрудники не могут 100% личного времени уделять благотворительному проекту. Но коллеги никогда не отказывают, всегда есть тот, кто готов помочь. И мы стараемся выстроить процессы так, чтобы всем было комфортно».

Для всех стартапов в инкубаторе проводят два очных модуля в году — весенний и осенний. На мероприятия приглашают экспертов, в том числе топ-менеджмент T2. На осеннем модуле всегда делают фокус на профилактику выгорания, поскольку к этому моменту многие участники устают.

«Нельзя делать продукты для детей, не спросив у них самих. Поэтому они обязательно слушают питч-сессию и участвуют в принятии решения — давать денег стартапу или не давать. Перед этим мы их специально готовим на тренинге», — говорит Юлия Варченко.

Результаты

  • 82% проектов-участников становятся устойчивыми или выходят на стадии роста и масштабирования.
  • 41% стартапов масштабируются в другие города и регионы.
  • За год участия в программе доход проектов вырастает в среднем на 80%.
  • Они поддерживают в 2,5 раза больше детей по сравнению с предыдущим годом.

Юлия Варченко:

«Участники приходят с другим набором компетенций и мыслят уже не только как благотворители, но и как предприниматели. Хотя им по-прежнему не хватает многих бизнесовых компетенций, но намного реже встречается установка, что зарабатывать стыдно. Все понимают, что это залог устойчивости проекта и системного социального воздействия».

Любовь Владимирова:

«Участие в проекте pro bono дает нескольким тысячам сотрудников возможность увидеть, что каждый из них может быть полезен. Они вовлекают в процесс своих детей, и это никогда не остается внутри семьи. Дети несут информацию в школу, в другие свои социальные круги. Это как камушек, брошенный в воду, — круги от него расходятся далеко-далеко».

Планы и перспективы

Юлия Варченко подчеркивает, что фонд не фокусируется только на проектах для детей с особенностями развития. Среди участников много стартапов, нацеленных на нормотипичных детей. «Но распространенность психоэмоциональных и психических расстройств в мире растет. Эти проблемы требуют инновационных качественных решений, и таких решений пока недостаточно», — объяснила исполнительный директор фонда.

Чтобы сформировать задел на перспективу и расширить аудиторию будущих предпринимателей, в фонде запустили детский трек программы «Навстречу импакт-стартапам» для участников от 13 до 17 лет.

«Сейчас много активностей, которые побуждают детей развивать предпринимательскую инициативу. А мы решили рассказать им, что можно заниматься бизнесом или быть крутым профессионалом в корпорации и при этом влиять на решение социальных проблем», — заключила Варченко.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 16.12.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть