Обычно роль бизнеса в социальном развитии территории оценивают по малым и средним городам. Зачастую они вырастали вокруг производств, и, чтобы жизнь людей была комфортнее, промышленные компании реализуют разные социальные проекты.
Вклад бизнеса в развитие крупных городов, на первый взгляд, кажется менее заметным. На самом деле присутствие компаний сказывается и на жизни мегаполисов. Это влияние подробно изучили специалисты центра социального проектирования «Платформа» при поддержке ВЭБ.РФ и Союза российских городов.
Как проводили исследование
Чтобы оценить роль социальных инвестиций бизнеса в крупных центрах, для исследования «Города промышленной трансформации» выбрали 12 городов-миллионников, в которых сосредоточены производственные мощности и головные офисы промышленных компаний: Волгоград, Екатеринбург, Казань, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Самара, Тюмень, Уфа, Челябинск.
В ходе работы:
- опросили 2 тыс. жителей мегаполисов;
- провели 30 экспертных интервью со специалистами в области урбанистики, экономики и социальной сферы, с представителями крупных индустриальных компаний, городских властей и региональных медиа;
- проанализировали статистические данные через запросы в муниципальные органы власти.
Что думает общество
Жители миллионников не считают, что бизнес несет основную ответственность за город. По их мнению, наибольшую роль в развитии территории играют региональные власти. Тем не менее 76% опрошенных отметили, что состояние города зависит в том числе от действий бизнеса.
Также 42% жителей считают, что крупные компании, присутствующие в регионе, позитивно влияют на общество.
Людям важно, чтобы бизнес создавал рабочие места (влиял на рынок труда), развивал программы в области культуры и спорта. Спортивные и культурные мероприятия нередко проходят при поддержке бизнеса, поэтому горожане воспринимают такую помощь как что-то естественное.
Среди проектов в области культуры и спорта можно отметить, например:
- строительство ледового стадиона «G-Drive Арена» в Омске — его финансировала «Газпром нефть» в партнерстве с правительством России и Омской области;
- открытие горнолыжного комплекса «Ян» ПАО «Татнефть», расположенного на юго-востоке Татарстана;
- возрождение Нижегородской ярмарки при участии Объединенной металлургической компании.
Также люди ожидают от крупного бизнеса поддержки предпринимательских инициатив и заботы об окружающей среде. Кстати, экология — один из основных факторов, который беспокоит жителей. Если в целом развитие городов оценивают позитивно, то состояние окружающей среды, по мнению 33% опрошенных, ухудшается.
Экологические инициативы бизнеса влияют и на потребительское поведение. Согласно исследованию, 57% респондентов предпочитают продукцию компаний, которые заботятся о природе, даже несмотря на более высокую цену. В целом больше трети жителей (37%) готовы покупать товары производителей, которые реализуют какие-либо социальные проекты (не только в области экологии).
Какой вклад вносит бизнес
Авторы исследования пришли к выводу, что в одних городах ярко выражен вклад отдельных компаний, а в других его выделить сложно. Среди опрошенных жителей 42% отметили наличие в их городе предприятий, которые активно инвестируют в социальные проекты. Среди таких городов — Екатеринбург, Омск, Пермь и Казань.
При этом компании по-разному вносят вклад в развитие города присутствия. Авторы исследования выделили восемь стратегий — подходов бизнеса к социальным инвестициям. Одна компания может использовать сразу несколько способов:
1. Предметная фокусировка — реализация проектов в определенной сфере.
Примеры:
- Образование: в Омске филиал «Газпром нефти» — Омский нефтеперерабатывающий завод (ОНПЗ) — реализует комплексный проект сотрудничества с образовательными учреждениями «Школа — ссуз/вуз — ОНПЗ», в рамках которого готовит кадры для нефтеперерабатывающей отрасли. А в Екатеринбурге группа компаний «Синара» участвует в строительстве кампуса УрФУ — научно-образовательного кластера, в котором расположены не только учебные корпуса, но также тренировочное поле, медицинский и общественный центры, общежития.
- Спорт: в Омске «Газпром нефть» вкладывает в развитие ХК «Авангард», школы единоборств «Шторм», детских хоккейных школ.
- Креативные индустрии: в Нижнем Новгороде «Росатом» развивает культурно-просветительский центр «Академия «Маяк» им. А.Д. Сахарова», цель которого — подготовка инженеров, предпринимателей и ученых.
2. Территориальный (районный) подход — вклад в развитие конкретного района города.
Примеры:
- В Советском районе Омска ОНПЗ помогает школам и университетам, устанавливает хоккейную коробку в каждом дворе.
- В ближнем пригороде Екатеринбурга — городе Верхняя Пышма — Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) поддерживает отраслевой вуз (технический университет УГМК), Дворец спорта, парк, музейный комплекс.
- В Казани «Сибур» создает на территории «Казаньоргсинтеза» деловой квартал из четырех офисных корпусов. В районе также появятся скверы, парки, сады.
- В Нижнем Новгороде «Группа ГАЗ» — Горьковский автомобильный завод — развивает Автозаводской район: реконструирует парк, благоустраивает парковки и велодорожки, проводит капремонт Дворца культуры, оборудует мастерские автомеханического техникума и др.
3. Создание зон роста в городе, которые в дальнейшем влияют на его развитие.
Примеры:
- В Уфе при поддержке компании «Уфаойл-Оптан» создан уникальный креативный кластер «Арт-квадрат», который фактически стал центром города. Здесь проходят лекции, мастер-классы, круглые столы, кинопоказы, ярмарки.
- В Екатеринбурге УГМК реализует строительство жилого района «Изумрудный бор» и ЖК «Настоящий». В дальнейшем планируется комплексно развивать городскую среду в этой части города: открыть фитнес-центры, бассейны, офисы, клиники, магазины, рестораны, школы и др.
- В Омске «Газпром нефть» реконструировала Любинский проспект и сквер им. Дзержинского.
4. Развитие города через офисные локации и распределенные центры управления — открытие крупными компаниями своих офисов в регионах, благодаря чему создаются новые рабочие места, снижается отток специалистов в столицу, развивается инфраструктура.
Примеры:
- В Тюмени сконцентрированы офисы и инновационные центры разных компаний, например «ТюменНИИгипрогаза», «Югсон-Сервиса», МНП «Геодата».
- В Красноярск переезжает офис электроэнергетического холдинга «Русгидро».
5. Бизнес как сервис администрации — привлечение коммерческих предприятий региональными властями для решения проблем города.
Примеры:
- В Башкирии «Башнефть» активно финансирует природоохранные мероприятия региона. За 2018–2023 годы зеленые инвестиции компании превысили ₽30,5 млрд.
- В Татарстане «Татнефть» ежегодно проводит конкурс грантов и софинансирует проекты, направленные на озеленение территорий, создание общественных пространств, строительство и ремонт водопроводов, установку детских дворовых площадок, сохранение культурного наследия и др.
6. Ликвидация раздражителя — устранение острой проблемы, которая вызывает массовые жалобы горожан.
Пример:
- Ранее буферные пруды (места для хранения и очистки сточных вод) ОНПЗ в Омске, по мнению жителей, были источником неприятных запахов и опасных веществ в воздухе. В апреле 2017-го компания объявила, что выведет пруды из эксплуатации в связи с модернизацией очистных сооружений. В 2023 году запущена первая очередь инновационного комплекса «Биосфера», который будет очищать воду почти на 100% для ее повторного использования в производстве.
7. Продвижение города — разработка стратегии развития города, запуск маркетинговых программ.
Примеры:
- «Газпром нефть» участвует в продвижении Омска через поддержку ХК «Авангард».
- «Русал» помогает формировать бренд Красноярска как города устойчивого развития. Компания вкладывает средства в городскую среду, экологические, образовательные проекты, чтобы сделать территорию привлекательной для жителей и туристов.
8. Декларативный вклад — несущественные проекты, которые активно продвигаются в медиа и создают ложное впечатление об энергичной деятельности участников. В изученных городах авторы исследования не выявили примеры такого подхода.
На основе этих подходов социологи составили карту вклада промышленных компаний в развитие городов. В большинстве из них реализуется несколько стратегий.
Вертикальная ось отражает размер вклада компаний, горизонтальная — объем промышленности в городе. Карта учитывает, что на разных территориях ситуация с производством сильно отличается. Например, в Перми работает много больших заводов, а в Тюмени крупных производств нет. ЛУКОЙЛ менее активен в мегаполисах (Перми и Волгограде) — холдинг больше поддерживает северные города, где ведет добычу нефти, например Когалыме. «Татнефть», будучи региональной компанией, активно участвует в развитии Казани и всего Татарстана, в том числе в реконструкции дворовых пространств.
Среди изученных мегаполисов Омск и Екатеринбург — города лучших практик социальных инвестиций бизнеса. Но реализуются эти практики по-разному.
Генеральный директор ЦСП «Платформа» Алексей Фирсов:
«Омск стал одним из наиболее показательных примеров участия бизнеса в развитии региона для российского рынка и одновременно примером дефицита кооперации между крупными структурами для решения масштабных задач, переложения центра ответственности на одного участника — «Газпром нефть» (синдром «тягловой лошади»).
Для администрации Омской области оптимально выступить в роли дирижера, который будет создавать общий «оркестр» социальных инвесторов. Такая политика в интересах всех участников рынка в ситуации, когда кадровый дефицит и отток населения создают долгосрочные риски для компаний».
Анализ экспертных данных показал, что вклад «Газпром нефти» в развитие Омска выше, чем вклад других нефтяных предприятий в мегаполисы России. Активность компании в Омске сопоставима разве что с ролью УГМК в Екатеринбурге.
ОНПЗ берет на себя основную нагрузку по развитию городской среды, в то время как другие компании участвуют только в отдельных проектах. В Екатеринбурге общая ситуация иная — несколько крупных предприятий (УГМК, «Синара», Русская медная компания, «Сима-ленд») активно инвестируют в разные сферы общественной жизни: от транспорта до строительства религиозных объектов. Такой многосторонний подход создает более сбалансированную систему социальных инвестиций.
В целом позитивные эффекты от участия бизнеса достигаются за счет:
- долгосрочных программ, которые могут длиться десятилетиями — как у «Газпром нефти» в Омске;
- хорошей кооперации предприятий — как в Екатеринбурге;
- партнерства с государством или вовлечения фирм в региональные программы — как в Нижнем Новгороде или Казани.
Исследователи отмечают, что одна компания при всем своем желании не может трансформировать городскую среду — для этого не хватит ресурсов. Чтобы повторить успех Екатеринбурга, в социальных проектах должны участвовать несколько крупных предприятий. Это возможно по инициативе самого бизнеса или благодаря стимулирующим мерам со стороны региональных властей.
Какие секторы промышленности участвуют в развитии городов
В развитии российских мегаполисов лидируют три промышленных сектора. Нефтегазовая отрасль, представленная «Газпром нефтью» и «Татнефтью», активно инвестирует в городскую среду и социальную инфраструктуру Омска и Татарстана.
Металлургический сектор фокусируется на знаковых объектах: предприятия модернизируют исторические центры и создают новые пространства. Например, Объединенная металлургическая компания участвует в возрождении Нижегородской ярмарки, «Русал» — реконструирует Центральный парк Красноярска.
Энергетическая отрасль, где крупным игроком выступает «Росатом», делает ставку на развитие человеческого капитала через поддержку образования и науки в разных городах страны. Так, компания сотрудничает с вузами, проводит олимпиады и конкурсы для школьников поддерживает турниры по киберспорту, выступает партнером Конгресса молодых ученых и др.
Барьеры и перспективы
Авторы исследования отмечают, что, за редким исключением, интересных программ не так много. Более активному участию бизнеса мешают:
- ошибки в выборе проектов (например, поддержка инициатив, которые не находят отклика у жителей);
- неверно поставленная цель (например, много отдельных небольших программ в разных сферах и, как следствие, распыление ресурсов);
- трудности в поиске надежных партнеров;
- сниженная репутация в некоторых областях (жители воспринимают бизнес как источник экологических проблем);
- конкуренция компаний за внимание горожан и признание властей;
- нежелание присоединяться к инициативам.
Тем не менее, по прогнозам социологов, вклад промышленных компаний в развитие городов со временем увеличится. Также изменятся способы участия: например, бизнес будет не только содействовать строительству школ, но и внедрять инновационные методы обучения, лучшие модели образования.
Наиболее актуальные и перспективные направления, которые могут развивать промышленные компании, — образование, забота об экологии и поддержка в продвижении брендов территорий.
Активнее вовлечь бизнес в проекты городского развития помогут:
- расширение государственно-частного партнерства;
- разработка на уровне регионов стратегии участия предприятий;
- закрепление за бизнесом профильных направлений, например образования;
- привлечение компаний из других сфер кроме промышленности — банков, ретейла;
- обучение муниципальных команд работе с государственными программами модернизации территорий.
👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.