Как превратить промышленный город в музей уличного искусства

Часть парного мурала в Нижнекамске «Формула любви»
Часть парного мурала в Нижнекамске «Формула любви» (Фото: пресс-служба «Сибура»)
Стрит-арт воспринимался как форма вандализма, но теперь набирает популярность и получает поддержку не только от деятелей современного искусства, но и от горожан. Более того от — бизнеса и властей. Почему так происходит?

«Сибур» — одна из крупнейших нефтегазохимических компаний России. Лидер по производству синтетических материалов для строительства, транспорта, медицины и других отраслей. Входит в рейтинг 100 крупнейших компаний России по чистой прибыли — 2024 по версии Forbes.

Задачи

  • Преобразить городское пространство с помощью уличного искусства.
  • Стимулировать развитие креативных городских сообществ.
  • Вовлечь местных жителей в преображение города.

Предпосылки и мотивация

Нижнекамск был создан в 60-е годы прошлого века вокруг нефтехимического комбината. Его проектировали, учитывая все требования современной — по тем годам — урбанистики: генеральный план был удостоен диплома I степени и золотой медали ВДНХ СССР на Всесоюзном смотре-конкурсе проектов новых городов. Однако в духе времени образ города был подчинен утилитарным задачам, к тому же с 1955 года действовало постановление «об устранении излишеств». Поэтому Нижнекамск почти целиком состоит из типовых панельных домов.

Ольга Никитина, главный архитектор Нижнекамска

«Нижнекамск действительно очень грамотно выстроен даже по современным стандартам и не раз признавался экспертами самым благоустроенным городом Татарстана. И тем не менее городу необходимо переосмыслить, в каком-то отношении даже переизобрести себя, чтобы отвечать запросу жителей на современный, узнаваемый, индивидуальный облик».

Сегодня Нижнекамск — промышленный центр страны, третий по численности город Татарстана, с развитой инфраструктурой. И он нуждается в собственных культурных артефактах и расширении культурного слоя. В Нижнекамске важно создавать новые точки притяжения, отмечают в «Сибуре». Мастер-план, который разработало архитектурное бюро Wowhaus, представляет Нижнекамск будущего неоиндустриальным городом, где промышленная ДНК места становится базой для новых слоев и смыслов.

<p>Калининград&nbsp;&mdash; один из российских городов, у которого есть свой дизайн-код</p>
Социальная экономика Зачем городам дизайн-код и как сделать так, чтобы он всем нравился

Решение

Совместно с администрацией Нижнекамска запустить паблик-арт-программу «Кам-он», которая позволит разнообразить вид города и сделать искусство доступным для всех буквально по дороге на работу. Название программы, с одной стороны, содержит отсылку к важной для города реке Каме, с другой — призывает местных жителей к активному участию в жизни города.

Для такого преображения были выбраны муралы — живопись на стенах зданий. Это один из самых «социальных» видов искусства: человеку не нужно специально планировать поход в галерею или музей, чтобы увидеть их, не нужно иметь специальное образование, чтобы разобраться, о чем хотел рассказать автор. Объекты паблик-арт-программы выполняют не только декоративную функцию: муралы в Нижнекамске — это рассказ города о самом себе, визуализация «коллективного договора» жителей о том, что они считают самым важным и ценным, какими вехами и героями гордятся и каким видят свое будущее.

Варвара Любова, творческий директор креативного бюро «Глазами инженера»

«Арт-галерея под открытым небом — это трактовка художниками гения места, тех сценариев, которые там были, есть или будут. Когда искусство выплескивается на фасады, а не скучает в галереях, оно привлекает гораздо больше внимания. Стрит-арт в эпоху цифровых медиа ценен даже сам по себе — как образ. Фото мурала — готовая открытка, которую хочется публиковать, рассматривать, пересылать».

Муралы становятся частью города, что особенно важно для Нижнекамска, где нет четко выделенного центра и периферии. Кроме того, паблик-арт — это тот вид искусства, который позволяет вовлекать людей в процесс творческого преображения города.

Эльвира Хасаншина, художница

«Такие рисунки заинтересовывают людей, их начинают обсуждать, обдумывать, развивается фантазия. Муралы вдохновляют и мотивируют. Надеюсь, это положительно скажется на будущем Нижнекамска, будет больше движений, обществ, художественных объединений…»

Фото:Unsplash
Социальная экономика Откуда берутся городские легенды и почему люди охотно их пересказывают

Реализация

Первым этапом стал поиск команды, у которой было бы достаточно опыта, чтобы курировать долгосрочную программу. Выбор пал на команду STENKA, которая уже более десяти лет проводит в Екатеринбурге международный стрит-арт-фестиваль Stenograffia и объединяет продюсеров, кураторов и художников из разных стран.

Константин Рахманов, руководитель команды STENKA, исследователь стрит-арта, граффити-художник

«Важная часть нашей работы — смысловая надстройка территории. Город — это единая коммуникационная среда, и мы помогаем налаживать взаимодействие между разными акторами, порой заново знакомя жителей со своим родным городом, помогая взглянуть на него по-новому и заново влюбиться. И в Нижнекамске нам было важно не просто «сделать красиво», а попасть в нерв: так, чтобы каждый житель чувствовал в этих изображениях что-то родное, мог соотнести себя с ними. Я думаю, что в этом и состоит отличительная особенность паблик-арт-программы, а не просто точечных изображений на улицах города: все объекты, все муралы складываются в единый нарратив, который повествует о том, зачем, собственно, все мы здесь собрались, что возьмем с собой из прошлого и на каком фундаменте будем строить наше будущее».

На втором этапе команда проекта отобрала художников — будущих авторов муралов. Они отправились исследовать Нижнекамск — его особенности, идентичность, важные персоналии, ключевые даты, образы и символы.

Инга Огородникова, главный дизайнер, «Сибур»

«Мы пригласили мастодонтов стрит-арт-сцены, таких как команда SPEKTR, Андрей Калугин, Рустам Qbic, Тимур Fork, которые задали высокую планку уровня работ проекта как в текущем сезоне, так и в будущем. Нам было важно участие художников из разных уголков страны, поэтому в Нижнекамске творили авторы из Екатеринбурга, Махачкалы, Казани, Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, все они работают в разных стилях и техниках, черпают вдохновение из разных сфер жизни, что также было для нас принципиальным. Именно разнообразие визуальных средств и образов создает ощущение полноценной галереи под открытым небом. При этом в ряде работ, конечно, прослеживаются лейтмотивы промышленности, нефтехимии: в Нижнекамске история почти каждой семьи связана с историей нефтехимического комбината, и художники, изучая идентичность города, естественно, не могли этого не учитывать».

Третьим этапом стало проведение опросов и воркшопов с местными жителями. Художники узнавали, какие темы больше всего откликаются горожанам, какие визуальные образы кажутся им наиболее привлекательными.

Андрей Калугин, стрит-арт-художник, автор мурала «Большой маленький мир»

«Задумка рисунка появилась у меня какое-то время назад, но только приехав в Нижнекамск, зеленый и спокойный, я понял: вот город, где я хочу воплотить этот мурал. Мои ощущения подтвердили и разговоры с жителями. Нижнекамцы очень трепетно относятся к своим семьям, к детям, в диалогах все отмечают красоту прикамской природы. А еще почти у всех есть дачи — это часть культурного и бытового кода горожан. Поэтому на моем мурале мальчик сажает цветок — это одновременно и образ семейственности, и отсылка к домашнему саду».

Инга Огородникова, главный дизайнер, «Сибур»

«Муралы в некотором роде партиципаторное искусство, нам было важно вовлечь жителей в процесс творческого осмысления города. Мы провели большую подготовительную работу: ряд встреч с жителями, на которых они озвучивали свои предложения, ожидания, рассказывали, чем для них является Нижнекамск… Места для будущих муралов также были выбраны в ходе прогулки с местными и учитывали самые проходимые точки и маршруты. Был создан художественный совет, в который вошли представители творческой среды города, администрации, местные художники. То есть мы вместе с жителями доосмысливаем городское пространство и наполняем его искусством, новыми интересными образами, поднимающими на поверхность и подчеркивающими идентичность города».

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Как бизнес меняет городскую среду в городах-миллионниках России

На четвертом этапе были определены локации будущих муралов. Команда искала доступные, хорошо просматриваемые точки, где проходят основные потоки людей — жителей и гостей города, а также территории, связанные с нефтехимической тематикой, — это парк Химиков, улица Соболековская, по которой люди движутся в промышленную зону.

На пятом этапе художники разрабатывали эскизы, основываясь на результатах своей экспедиции и общения с жителями. Наконец, шестой этап — создание муралов. Их делали последовательно: процесс реализации — целый визуальный «аттракцион», и авторы программы хотели, чтобы жители могли наблюдать за каждым этапом.

Тимур Fork, стрит-арт-художник, изобретатель стиля «пластилиновый реализм», автор мурала «Семья»

«Этап разметки под будущее изображение очень интересный. Есть два способа: ночью на стену направляется световая проекция рисунка, наносится «карандашный» контур. Есть еще дневной способ, который использую я в своих работах: на стену наносятся дудлы (абстрактные узоры, геометрические фигуры. — «РБК Тренды») и затем используются в качестве своеобразной системы координат для перенесения рисунка».

Результаты

Сейчас по программе «Кам-он» в Нижнекамске создано восемь муралов.

  • «Большой маленький мир» махачкалинского художника Андрея Калугина. Его работы можно встретить в Забайкалье, Махачкале, Дербенте и даже на скалах в Северной Осетии.

&laquo;Большой маленький мир&raquo;. Аэрозольная краска: 60 шт. Фасадная краска: 60 л. Часов работы: 65
«Большой маленький мир». Аэрозольная краска: 60 шт. Фасадная краска: 60 л. Часов работы: 65 (Фото: пресс-служба «Сибура»)

  • «Семья», которую нарисовал Тимур Форк (Fork), — его работы украшают улицы Москвы, Барселоны, Парижа и Осаки.

&laquo;Семья&raquo;. Аэрозольная краска: 580 шт. Фасадная краска: 30 л. Часов работы: 200
«Семья». Аэрозольная краска: 580 шт. Фасадная краска: 30 л. Часов работы: 200 (Фото: пресс-служба «Сибура»)

  • «Фазы луны» изобразил Рустам Кубик, чьи муралы можно увидеть на Кипре, в Турции, Мексике, Норвегии.

&laquo;Фазы луны&raquo;. Аэрозольная краска: 170 шт. Фасадная краска: 90 л. Часов работы: 175
«Фазы луны». Аэрозольная краска: 170 шт. Фасадная краска: 90 л. Часов работы: 175 (Фото: пресс-служба «Сибура»)

  • Мурал «Полимеры — конструктор» подарили городу екатеринбуржцы из команды SPEKTR.

&laquo;Полимеры&nbsp;&mdash; конструктор&raquo;. Аэрозольная краска: 750 шт. Фасадная краска: 110 л. Часов работы: 170
«Полимеры — конструктор». Аэрозольная краска: 750 шт. Фасадная краска: 110 л. Часов работы: 170 (Фото: пресс-служба «Сибура»)

  • «Запуск» — архитектурная картина команды STENKA, которая более десяти лет проводит в столице Урала громкий фестиваль «Стенограффия».

&laquo;Запуск&raquo;. Аэрозольная краска: 290 шт. Фасадная краска: 30 л. Часов работы: 78
«Запуск». Аэрозольная краска: 290 шт. Фасадная краска: 30 л. Часов работы: 78 (Фото: пресс-служба «Сибура»)

  • «Твой яркий спорт» — от команды ХОТ из Санкт-Петербурга. Их работы также можно встретить в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Норильске.

&laquo;Твой яркий спорт&raquo;. Аэрозольная краска: 150 шт. Часов работы: 96
«Твой яркий спорт». Аэрозольная краска: 150 шт. Часов работы: 96 (Фото: пресс-служба «Сибура»)

  • Двойной мурал «Формула любви» от команды SPEKTR и Андрея Колоколова. Ночью с помощью специальной подсветки — гобо-проектора — на арт-объектах появляются дополнительные элементы графики. Это уникальное решение, которое реализовано только на двух стрит-арт-объектах в России.

&laquo;Формула любви&raquo;. Аэрозольная краска: 900 шт. Фасадная краска: 170 л. Часов работы: 200
«Формула любви». Аэрозольная краска: 900 шт. Фасадная краска: 170 л. Часов работы: 200 (Фото: пресс-служба «Сибура»)

Андрей Люблинский, дизайнер, художник, куратор, член Союза художников России

«Последние 15 лет я езжу по стране и с интересом наблюдаю за изменениями визуального облика больших и не очень городов. С радостью замечаю уличное искусство во всем его многообразии. Вижу две устойчивые тенденции: объекты стрит-арта чаще всего создаются при том или ином участии местных жителей, и организаторы подобных событий, как правило, начинают свою деятельность с исследования локальных особенностей. Все это самым положительным образом влияет на принятие произведения горожанами: арт-объект воспринимается в первую очередь как подарок, а не как самовыражение художника за счет зрителей».

Команда «Кам-он» провела голосование в местных городских сообществах в социальных сетях, чтобы выяснить, какие муралы заинтересовали горожан больше всего. В опросе приняли участие более 3 тыс. человек: самыми любимыми произведениями жителей Нижнекамска стали «Большой маленький мир» и «Твой яркий спорт».

Экономика шеринга Инициатива на местах: как благоустроить город без крупных инвестиций

Планы и перспективы

В ноябре завершился первый сезон программы. В следующем году команда «Кам-он» продолжит работу над преображением города с помощью муралов и начнет работу над малыми архитектурными формами. Планируется и дальнейшее развитие работы с местными сообществами, любителями искусства и художниками-профессионалами.

Организаторы программы станут активно подключать местных жителей: для них будут проводить просветительские мероприятия, лекции и дискуссии. Это все нужно для того, чтобы не просто создавать арт-объекты, а «легализовывать» их в городском пространстве как новые достопримечательности (например, с помощью экскурсионных маршрутов), просвещать жителей, развивать их креативный потенциал, знакомить с художниками и новыми видами искусства. Кроме того, команда планирует выпустить фирменный мерч «Кам-он» и запустить сайт программы. Так создается бренд города, в котором люди хотят жить и работать.

Наиля Зиннатуллина, директор Института развития городов Татарстана

«Уличное искусство — это важная часть жизни города, отражение его идентичности. Именно с помощью стрит-арта город завязывает разговор со своими жителями и гостями, обретает свой голос. А для творческих людей стрит-арт — отличная возможность проявить себя и познакомиться с другими креативщиками, что, в свою очередь, создает среду для появления новых креативных объединений. Я знаю это на личном опыте, ведь не раз участвовала в подобных проектах. Например, вместе с художниками мы благоустраивали территорию под мостом «Миллениум» в Казани. Очень здорово, что такие программы, как «Кам-он», реализуются в Татарстане. Это еще один шаг к объединению творческих сообществ и развитию креативных индустрий в нашем регионе».

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 18.12.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть