«Яков и Партнеры» — крупнейшая российская компания в сфере стратегического консалтинга. Создана в 2022 году, объединяет в основном партнеров из глобальной «большой тройки» (McKinsey, Bain, BCG). Всего в компании работают более 250 сотрудников.
Задача
«Яков и Партнеры» поставила перед собой задачу создать масштабную компанию в сфере стратегического консалтинга нового поколения и при этом:
-
занять ведущие позиции на рынках БРИКС+;
-
объединить широкий пул талантов из цифровых и нецифровых сфер;
-
обеспечить широкую отраслевую и географическую экспертизу.
Мотивация и предпосылки
В 2020 году страны БРИКС обогнали государства G7 по вкладу в мировой ВВП и продолжают его наращивать. На этом фоне усиливается потребность в новых подходах к бизнес-управлению и практиках, которые актуальны для растущих экономик.
«В политике, экономике, бизнес-подходах идут огромные изменения. И традиционные практики, которые по-прежнему пытаются применять крупные консалтинговые компании, с большой вероятностью постепенно будут терять актуальность», — говорит Дмитрий Плотников, партнер «Яков и Партнеры» (ранее работал в McKinsey в США и России, Accenture, Strategy Partners).
Кроме того, возникает запрос на защиту информации внутри государств. Например, в Китае власти проводят политику, ограничивающую работу американских консалтинговых компаний. Одновременно расширяется спектр «чувствительной» информации, с которой нельзя работать иностранному бизнесу.
Однако основными игроками в стратегическом консалтинге по-прежнему остаются международные корпорации, прежде всего из США и стран ЕС. Около 55% крупнейших компаний создавались в США, порядка 40% — в ЕС и Великобритании. Сформированные на этих рынках управленческие и бизнес-практики (например, в сфере финансовой отчетности, аудита, создания продуктов и т.д.) уже многие десятилетия используются по всему миру.
Это одна из причин, по которым сохраняется разрыв между национальными игроками и интернациональными корпорациями. В Китае до сих пор нет ни одной национальной компании с ежегодным оборотом более $50 млн. В ЮАР (объем рынка — более $12 млрд в год) работают 6,9 тыс. консалтинговых компаний. Но 45% выручки приходится на 11 компаний, среди которых нет ни одного национального игрока.
После ухода из РФ международных консалтинговых фирм российский рынок оказался одним из немногих, где нет крупных игроков с длинной историей. Также в стране сформировался дефицит управленческой экспертизы. К концу 2023 года число иностранных топ-менеджеров и директоров в составе советов директоров компаний сократилось более чем вдвое — с 30% в 2021 году до 11,7%.
Все это открыло возможности для создания новой консалтинговой компании, способной внедрять практики и подходы, актуальные прежде всего для развивающихся компаний из России и стран БРИКС.
Как меняется консалтинг
Стратегический и управленческий консалтинг в своем развитии пережил несколько этапов. Каждый из них связан с незакрытыми потребностями рынков и компаний-клиентов.
Этап 1: Нехватка знаний
До 1990-х годов консультанты продавали свой опыт и знания. Основной ценностью была информация, которую без консультантов было трудно собрать и получить.
Один из характерных эпизодов того периода: в конце 1950-х McKinsey проанализировала размеры компенсаций топ-менеджеров в разных компаниях. Оказалось, что зарплаты растут медленнее, чем у рабочих, и сильно различаются в разных отраслях. Ранее эта информация была недоступна рынку. Публикация исследования спровоцировала гонку зарплат и резкий рост компенсаций.
Этап 2: Нехватка продуктов и решений
В период с 1990-х до 2010-х крупные игроки стали не просто консультировать клиентов, но и помогать во внедрении решений и запуске продуктов. Они покупали компании в смежных областях, таких как IT, дизайн или big data, чтобы формировать комплексные предложения и обеспечивать end-to-end процессы.
Этап 3: Нехватка талантов
Этот этап рынок консалтинга переживает прямо сейчас. Информация и продукты доступны, но не хватает талантливых людей. Чтобы их привлечь, требуется креативная и динамичная среда, где можно работать не с типовыми запросами, а с творческими задачами, меняющими рынки. Бизнесу, который сфокусирован на узких сегментах или ограниченном наборе продуктов, сложно обеспечить такую среду. Но крупные консалтинговые компании могут объединять таланты в рамках своей среды или платформы.
Решение
Когда международные консалтинговые компании ушли с российского рынка, оставшиеся в стране консультанты McKinsey решили объединиться с коллегами из BCG и Bain. Они создали компанию под новым брендом «Яков и Партнеры» и предложили услуги стратегического консалтинга для бизнесов из всех отраслей — от рынка недвижимости и горнорудной добычи до энергетики и сельского хозяйства.
Команда с нуля сформировала в России собственный научно-исследовательский институт, центр по поиску и анализу информации, а также международную сеть экспертных партнерств. В нее вошли исследовательские агентства, аналитические и консалтинговые организации в более чем 120 странах.
«Наша компания — не экс-McKinsey, как многие называют нас. Мы вобрали в себя всю экспертизу «большой тройки». Более того, мы расширили экспертизу за счет специалистов из отраслевых лидеров, таких как Google, SAP, Amazon, Schlumberger, Microsoft», — перечисляет Яков Сергиенко, руководитель и партнер компании «Яков и Партнеры».
Штаб-квартира компании находится в Москве. Кроме того, открыты собственные офисы и представительства в ОАЭ, Китае, Индии и ЮАР.
Реализация
Новая парадигма работы с клиентами
Основной продукт компании — помощь бизнесу в адаптации к новой реальности. Это предполагает разные форматы взаимодействия — от разработки стратегии и новых бизнес-моделей до создания цифровых продуктов, управления капитальными проектами, улучшения систем маркетинга и продаж. В частности, консультанты помогают российскому бизнесу выйти на рынки стран БРИКС, а бизнесу из БРИКС — на российский рынок.
В клиентских запросах они отмечают несколько трендов:
-
Растет спрос на обновление стратегий.
-
В прикладной части интерес сместился в зону повышения устойчивости компаний, перестройки поставок, диверсификации рынков.
-
Становится больше запросов не типовых или организационных (сокращение расходов, оптимизация закупок и т.д.), а требующих креативного, нестандартного подхода. «Все больше историй, связанных с попытками сделать то, чего еще никто никогда не делал. Например, создать новый бизнес или продукт или выйти на рынок, на котором никто из нашей страны или отрасли до сих пор не был», — объясняет Дмитрий Плотников.
Отношения со многими клиентами строятся уже не по модели «заказчик — подрядчик», а скорее, в партнерском формате. Четкого запроса или гипотез на старте может и не быть — консультанты вместе с бизнесом пытаются нащупать интересные темы и направления.
Подход к талантам
Плотников подчеркивает, что сегодня консалтинг нуждается в новых компетенциях, которые позволяют решать креативные задачи с высоким уровнем неопределенности. Раньше в отрасли был понятный образ «идеального консультанта». Он включал образование в одном из 5–10 целевых вузов, программу MBA и зачастую определенный психологический профиль: логичный, рациональный, со склонностью структурировать задачи. «Но это работает, только когда есть понятные типовые задачи», — объясняет Плотников.
Теперь же необходимы разноплановые таланты, с разным опытом и возможностями. Поэтому будут меняться и источники набора сотрудников, и требования к профилю кандидата, и система обучения и адаптации внутри компании.
«Яков и Партнеры» уже организовала несколько образовательных проектов совместно с Высшей школой менеджмента СПБГУ, а также ВШЭ и МФТИ: студенты этих вузов проходят практику в компании. Также привлекают «молодых звезд», например победителей всероссийских и международных олимпиад, иностранных студентов из стран БРИКС, выдающихся молодых людей из области культуры и спорта.
«Сотрудники развиваются внутри нашей компании, растут и затем могут продолжить свою карьеру вне фирмы, уже на стороне клиентов. Это один из аспектов нашего вклада в развитие страны», — говорит Плотников.
Исследования
До недавнего времени большинство исследований консалтинговые корпорации готовили централизованно в Европе или США. Часто они не включали страны БРИКС вообще или недостаточно глубоко анализировали эти рынки. А вопросы, выбранные для исследований, были в большей степени актуальны для западных стран.
Учитывая этот разрыв, компания запустила институт «Яков и Партнеры», который возглавила партнер Елена Кузнецова. «Мы проводим исследования по темам, которые будут сильно влиять на развитие бизнеса и экономик России и других стран БРИКС в горизонте трех-пяти лет. Одной из таких тем является дефицит кадров, среди других — развитие финансовой системы, изменение энергетических рынков и других. По каждой из таких тем мы помогаем определить масштаб проблемы и наметить некоторые пути решения как для компаний-клиентов, так и для представителей органов государственной власти», — отмечает она.
Часть исследований проводится совместно с авторитетными отраслевыми и экспертными организациями. Например, вместе с «Яндексом» компания изучила тренды и перспективы в сфере искусственного интеллекта в России и выяснила, что 20% крупного бизнеса уже использует генеративный ИИ. Совместно с HeadHunter провели исследование рынка труда, с ROMIR — потребительских настроений и социального восприятия реальности, c ГК «Цифра» — цифровизации горнорудной индустрии. Партнерские проекты также запускали с «Деловой Россией», Центральным университетом, «Российским экспортным центром» и другими организациями.
Социальные проекты
В 2023 году команда консультантов запустила несколько социальных инициатив в сфере культуры и искусства. «Одной из хороших традиций крупных консалтинговых компаний является реинвестирование примерно 10% прибыли в виде pro bono работы на рынках присутствия», — отмечает Яков Сергиенко.
Среди недавних инициатив — сотрудничество с Пушкинским музеем, которое помогло оптимизировать выставочный процесс и сформировать пятилетний горизонт планирования. При поддержке компании разработали концепцию обновления регионального филиала в Томске, начали создавать попечительский совет музея и наметили шаги, которые позволят музею увеличить выручку и дополнительно привлекать до полумиллиарда рублей ежегодно. Эти средства планируют направить на сохранение музейных фондов, реставрацию и научные исследования.
Кроме того, консультанты сотрудничали с МХТ имени А.П. Чехова и Дворцом гимнастики Ирины Винер.
Результаты
В 2023 году «Яков и Партнеры» стала крупнейшей в России компанией, предоставляющей услуги в области стратегического консалтинга. В рейтинге RAEX она занимает первое место в категории «Стратегическое планирование и организационное развитие».
Выручка компании в 2023 году с учетом иностранных офисов превысила 3,5 млрд руб. Это больше, чем было у Bain до их ухода из России, говорит Яков Сергиенко.
«Мы уже сейчас по размеру сравнимы с топ-3 локальных китайских консультантов, хотя там рынок примерно в семь раз крупнее российского», — добавляет Плотников.
Планы и перспективы
Сергиенко уверен, что спрос на услуги стратегического консалтинга как никогда высок и в России, и во всем мире. Это открывает много возможностей для развития. «Вместе с российскими компаниями мы планируем развивать наш бизнес на пространстве БРИКС», — отмечает он.
В перспективе «Яков и Партнеры» рассчитывает войти в мировой топ-50, а затем и в топ-30 международных консалтинговых компаний. «География бизнесов меняется, значение рынков БРИКС растет. Актуальность американской и европейской школ мысли начинает ослабевать, а потребность в более чутком понимании региональной специфики и релевантных, нестандартных решениях — возрастать, — говорит Плотников. — И если преобразованию старых игроков может мешать определенная инерция, то новым это будет сделать гораздо легче. Поэтому думаю, что нам удастся построить опорного российского консультанта с международным влиянием».
По его прогнозу, в ближайшие несколько лет консалтинговых компаний в мире станет больше. С начала XX века было несколько рывков в развитии рынка, когда всего за одно десятилетие создавалось до 10–15 компаний против одной-трех в обычные периоды. Например, после Второй мировой войны и распада СССР, которые сопровождались серьезными геополитическими сдвигами. «Сейчас мы опять на пороге такого масштабного перелома, и ландшафт консалтингового рынка снова будет меняться», — заключает эксперт.