Что такое креативные индустрии
Каждый день мы пользуемся продуктами креативных индустрий: например, когда смотрим фильмы, выбираем, что надеть, заказываем еду, гуляем по городу. Сектор креативной экономики насчитывает до 16 направлений в зависимости от классификации и включает в себя искусство, дизайн, моду, компьютерную графику, анимацию, разработку компьютерных игр, IT, архитектуру и урбанистику, кино, ТВ, новые медиа, музыку и саунд-дизайн, маркетинг и коммуникации, издательское дело, журналистику, образование в области креативных индустрий.
В определении UNСTAD (Конференция ООН по торговле и развитию) креативные индустрии — это синтез креативности, культуры, экономики и технологий. Они строятся на талантах и идеях людей и служат драйвером экономики. Например, недавний всплеск интереса международной аудитории к южнокорейской культуре, музыке и сериалам возник неспроста. С 2009 по 2017 год в Южной Корее работало специально созданное правительственное агентство креативного контента KOCCA. Этот спецпроект позволил наладить работу с креативными индустриями и вывести корейский контент на международный рынок. Экспорт корейских креативных индустрий в 2016 году составил более $6 млрд.
По данным Агентства стратегических инициатив (АСИ), на креативную экономику приходится чуть более 6,1% мирового валового внутреннего продукта (ВВП), что в среднем составляет от 2 до 7% национального ВВП по всему миру. Например, в Германии совокупный оборот креативных индустрий по итогам 2019 года составил около €174,1 млрд, превысив годовые обороты таких отраслей экономики страны, как химическая промышленность, электроэнергетика и финансовый сектор.
Вклад креативных индустрий в ВВП России, по результатам исследования АСИ, в 2021 году составил приблизительно 4,87%, или более ₽6 трлн, из них 2,3% — разработка ПО. Всего в креативных индустриях страны на тот момент было занято 1,5 млн человек — это 4,7% рабочей силы. Лидерами по вкладу креативных индустрий в экономику являются Москва, Санкт-Петербург, Тюменская, Калининградская, Новосибирская, Костромская, Ярославская, Ульяновская области, Республика Татарстан, Свердловская и Московская области.
При этом регионы достаточно неоднородны с точки зрения вклада этой сферы в социально-экономическое развитие. Советник гендиректора АСИ Сергей Черкасов отмечает, что пока в России мало регионов с высокой добавленной стоимостью креативных индустрий и им есть куда расти.
Зачем регионам нужны креативные индустрии
В 2022 году правительство РФ утвердило Концепцию развития креативных индустрий, согласно которой долю творческих отраслей в экономике России к 2030 году планируется увеличить до 6%. Для этого планируется использовать сильные стороны, на которых специализируются регионы, и создавать условия для креативного предпринимательства. Но что креативные индустрии дают самим регионам и их жителям? Вот несколько причин, по которым важно развивать креативную экономику на территориях:
- повышается инвестиционный и туристический потенциал региона;
- улучшается качество жизни населения;
- создаются новые рабочие места;
- благоустраиваются территории;
- развиваются другие секторы экономики (общественное питание, уличная торговля, спортивная сфера, логистика);
- растет стоимость жилья в районе основных точек притяжения.
Такими точками притяжения могут быть, например, креативные кластеры. Они привлекают горожан и туристов и служат площадкой для проявления локального предпринимательства. Сегодня в России насчитывается больше 50 креативных кластеров. Например, Центр современного искусства «Винзавод» в Москве, культурное пространство TEXTIL в Ярославле, творческий индустриальный кластер «Октава» в Туле — все они сделаны на месте бывших фабрик и заводов. В России более 90% действующих арт- и креативных кластеров размещаются на базе бывших производственных комплексов.
Креативные индустрии в регионах России
Москва
Москва занимает лидирующие позиции в креативной экономике страны: в столице работает более 100 тыс. креативных предпринимателей — это примерно четверть от общего числа предпринимателей отрасли в стране. Правительство города поддерживает креативный сектор — например, компенсирует творческим компаниям расходы на обучение сотрудников, покупку оборудования, маркетинг и рекламу.
В Москве сегодня функционирует более 30 креативных кластеров и площадок. Например, Музей современного искусства «Гараж» и Центр современного искусства «Винзавод» специализируются на арт-индустрии, Центр творческих индустрий «Фабрика» — на дизайне и исполнительском искусстве, арт-центр «Мутабор» — на музыке, «Флакон» — на медиа и архитектуре.
Калининградская область
В Калининградской области сфера креативных индустрий начала активно набирать обороты с 2019 года. В 2020-м начал работу Фонд креативных индустрий «Креспектива», который определяет стратегию развития креативных индустрий региона. С 2022 года в Калининграде проходит Фестиваль креативных индустрий «Креспектива Фест». Программа включает лекции и мастер-классы, артист-токи, концерты, перформансы, кинопоказы от местных представителей различных креативных индустрий. Фонд проводит акселератор креативных проектов «Сделано в Калининграде» с бесплатной интенсивной образовательной программой для креативного бизнеса и грантами на продвижение креативных проектов. Кроме этого в городе Гусеве Калининградской области работает бесплатная Школа креативных индустрий для подростков. Это лишь малая часть проектов от «Креспективы».
В 2017 году Калининградская область вошла в число пилотных регионов по системе рибейтов (возврат части средств, вложенных в производство кино) в соответствии с поручением правительства РФ. За шесть лет реализации программы Калининградская область поддержала 44 фильма и сериала, более ₽1,1 млрд регион заработал, а сумма рибейта составила 243 млн руб. Такие меры поддержки создают сильный стимул заниматься кинопроизводством больше.
Республика Саха (Якутия)
В декабре 2022 года республика получила звание самого креативного региона России. Якутия — родина ряда успешных IТ-стартапов, уникальных кинопроектов. В 2022 году короткометражный фильм якутских режиссеров «Выход» был номинирован на «Оскар». Кроме этого регион сохраняет фокус на культурном коде и особенностях территории: здесь с давних времен развивается ювелирное дело.
Афанасий Саввин, гендиректор Корпорации развития Республики Саха (Якутия)
«Креативные индустрии не всегда себя с таковыми ассоциируют. Кинопроизводители считают себя в первую очередь кинопроизводителями, айтишники — айтишниками. Нет одного языка, на котором можно было бы со всеми этими сообществами общаться, потому что у всех разные задачи и потребности. Поэтому мы определили для себя приоритетные направления и для каждого разработали свои меры поддержки. Сегодня в Якутии производится больше половины всего регионального кино нашей страны. Мы хотим, чтобы киноиндустрия превратилась в большую отрасль, где будут заняты тысячи человек, а якутские студии стали действительно крупными бизнесами. Для этого мы не только ввели финансовую поддержку, но и создаем инфраструктуру. Уже работают современные студии постпродакшена на базе нового кластера «Квартал труда», а через три года будет построен первый большой кинопавильон полного цикла».
Эксперт ожидает, что в Якутии будет развиваться анимация, потому что там уже активно растут геймдев и кино, а это близкие к анимации сферы. Например, молодую студию «Тундра» создали люди, которые работали в больших студиях с мировым именем, и теперь они хотят с помощью анимации популяризировать культуру родного региона.
Красноярский край
Норильск только встает на путь большой реновации. В 2021 году здесь исследовали потенциал креативных индустрий и определили приоритетные направления для развития: дизайн, IT, народные промыслы, архитектура. На основании этого исследования и результатов стратегической сессии местные креативные сообщества вместе с Агентством развития Норильска и университетом Universal University разработали стратегию развития креативных индустрий в Норильске до 2024 года. С 2022 года творческие специалисты из северного города проходят обучение от Universal University по графическому дизайну, видеопродакшену, предметному дизайну.
Кроме этого в изменения Норильска вкладываются градообразующие предприятия. Здание бывшей типографии отремонтируют и передадут творческим коллективам, а в старинном здании в стиле сталинского ампира в центре Норильска появится социально-культурный центр, который будет обеспечивать развитие городских сообществ. Под Арктический музей современного искусства в Норильске, самый северный в стране, трансформируют бывший дом торговли общей площадью 8,5 тыс. кв. м.
Республика Башкортостан
Одна из самых популярных культурных площадок Уфы — креативный кластер «Арт-квадрат» в историческом центре города. Здесь можно найти магазины и шоурумы, кафе и бары, смарт-офисы, ремесленные мастерские и художественные салоны, а также мероприятия разных форматов: развлекательные, образовательные, творческие и социальные. В «Арт-квадрате» более 60% предпринимателей-резидентов реализовали свой первый бизнес-проект, более 50% предпринимателей моложе 30 лет. «Арт-квадрат» создан за счет частных инвестиций. За время строительства отреставрированы и сохранены пять объектов культурного наследия, два сквера, благоустроен квартал города.
Рим Бикмаев, директор управляющей компании «Квадрат»
«Креативная экономика помогает создавать нематериальные ценности, обеспечивать устойчивое развитие, ориентированное на человека, способствует диверсификации экономики, повышению качества жизни, развитию локальной экономики, туризма. Поэтому для развития креативного сектора экономики необходимы государственные инициативы и поддержка. Регионам нужно рассмотреть возможность создания особых налоговых зон для резидентов креативных кластеров».
Республика Дагестан
В 2018 году компания «Новая земля» разработала мастер-план для Дербента — впервые в России документ такого типа не просто остался на бумаге, а был реализован. Он предполагает множество решений: от благоустройства набережной и исторического центра до создания новых жилых районов, объектов социальной инфраструктуры, а также включает поддержку инвестиционных проектов частного бизнеса. Город стал привлекательным для жизни, а это, в свою очередь, благоприятно сказывается на развитии туризма и сокращении миграционного потока из Дербента.
По словам управляющего партнера компании «Новая земля», городского планировщика и урбаниста Григория Соломина, за время реализации мастер-плана население города увеличилось с 123,7 тыс. до 127,5 тыс. человек. А ежегодный миграционный отток, достигавший 700 и более человек ежегодно прекратился. В 2022 году сальдо миграционного прироста было положительным и составило 327 человек. Сейчас Дербент — важнейшая туристическая точка на Кавказе. Если оценивать загрузку гостиниц, не считая заселения в апартаментах и «туристов одного дня», туристический поток увеличился в два раза и достиг более 400 тыс. туристов.
Григорий Соломин
«Город стал самым благоустроенным в Дагестане, по оценке индекса комфортной городской среды Минстроя России. Креативный сектор экономики увеличивается, местные ремесла и культурное наследие становятся востребованным продуктом у туристов. Развивается торговля, наружная реклама, рынок недвижимости в Дербенте стремительно растет и опережает по темпам роста Махачкалу — в Дербенте работают много известных архитекторов и архитектурных бюро. Здесь уже несколько лет проходит стрит-арт-фестиваль, работает арт-резиденция. Такие проекты поддерживает не только администрация, но и местный бизнес».
Перспективы развития креативной экономики
По данным АСИ, до 2022 года 80% товаров и услуг в сфере креативных индустрий были продуктами иностранных компаний. В связи с уходом зарубежных игроков с российского рынка для отечественных компаний и предпринимателей, которые занимаются креативным бизнесом, открылись новые возможности. Российские бренды уже осваивают освободившиеся ниши — и это один из основных трендов креативных индустрий на ближайшие годы.
Например, больше 70 зарубежных брендов — производителей одежды и обуви ушли из России, освободив 2 млн кв. м торговых площадей и оставив потенциал импортозамещения в размере 2 трлн руб. Количество работников, занятых в малом и среднем бизнесе в сфере легкой промышленности, сегодня составляет около 250 тыс. человек, а доходы от деятельности — 720,2 млрд руб. Это на 5,7 и 22,6% больше по сравнению с предыдущим годом соответственно. Таким образом, по итогам 2022 года количество предпринимателей, связанных с легкой промышленностью, восстановилось до допандемийного уровня.
Кроме этого развитию креативной экономики будет способствовать и государственная поддержка. Согласно Концепции развития творческих индустрий, планируется привлекать венчурное и заемное финансирование, внедрять модели государственно-частного партнерства, открывать арт-резиденции, инклюзивные творческие лаборатории, школы креативных индустрий в регионах. Помогать регулировать и развивать креативные индустрии в регионах уже осенью начнет Центр развития креативной экономики.
Центр развития креативной экономики
Центр развития креативной экономики работает на базе АСИ и займется в том числе разработкой стратегий по развитию креативной экономики в регионах. Новый центр возглавила Екатерина Черкес-заде — управляющий партнер Universal University.
Екатерина Черкес-заде
«Мы ставим перед собой задачу создать максимально комфортные условия для работы в российском креативном секторе и его развития. Центр развития креативной экономики станет платформой для взаимодействия бизнеса, государства и талантов, для создания новой российской экономики за счет инструментов креативных индустрий и IT. Уже с сентября мы стартуем с международных акселераторов, начнем активно работать с регионами над созданием стратегий и внедрением их в экономику регионов, будем разрабатывать программы развития местных компетенций. Но главное — сформировать базу для развития предпринимательства».
Как регионам развивать креативную экономику
Екатерина Черкес-заде рассказывает о трех основных сценариях, по которым может развиваться креативная экономика в регионах: «Первый фокусируется на самых перспективных креативных индустриях для экономики региона. Некоторые индустрии могут остаться в секторе культуры или социальных проектов, а другие — стать основой предпринимательства и драйвером несырьевого сектора. Такие примеры есть в Якутии, где регион сконцентрировался на ювелирном дизайне, кино и IT; в Калининграде, где занимаются кино и игровой разработкой, в Хабаровске, где активно развивается анимация. Идеально, если уже удалось сформулировать точки роста и сфокусироваться на стратегии развития конкретных индустрий. В этом случае нужно полностью выстраивать стратегию развития этих индустрий: от образования до релокации компаний на свою территорию, от программ поддержки бизнеса в этой сфере до программ международного экспорта».
Второй сценарий, по словам эксперта, важен не столько для развития креативного сектора, сколько для экономики региона в целом. Креатив необходим не только в креативных индустриях, но и в основных компаниях, которые уже развивают экономику региона. В связи с текущими экономическими условиями и трендами: импортозамещением, оттоком кадров за рубеж, перестройкой логистических цепочек, выходом на новые рынки, развитием территорий — на креативный класс нужно обратить внимание и сотрудничать с ним для решения своих стратегических задач. Маркетинг, коммуникация, упаковка, брендинг, разработка диджитал-продуктов могут помочь бизнесу встать на новые рельсы, масштабироваться, запустить новые линейки продуктов, выйти на новые рынки.
Третий сценарий предполагает сфокусироваться на косвенных эффектах развития креативного сектора с точки зрения социальных эффектов. Последние восемь лет ВЭБ.РФ исследует качество городской среды в стране и выстраивает рейтинг городов по индексу креативности. Примечательно, что если сопоставить этот рейтинг с рейтингом самых привлекательных городов для миграции молодежи, этот список полностью совпадает.
Екатерина Черкес-заде
«Сейчас, после Москвы и Санкт-Петербурга, это Казань, Нижний Новгород, Калининград, Красноярск, Владивосток. Поддерживаешь креативный класс в регионе и сотрудничаешь с ним — становишься привлекательнее для молодежи, для инвестиций. Если города хотят смотреть в будущее, там должна быть разнообразнейшая актуальная повестка, к которой молодежь может подключиться, соучаствовать, формировать. У креативного класса отличный вкус и хорошее образование — дайте ему возможность сделать город модным и привлекательным для разных целевых аудиторий: молодежи, туристов, предпринимательства, инвестиций».
Как показывает практика, успешность развития креативных индустрий в регионах зависит от нескольких факторов: мер поддержки администрации, заинтересованности крупного и малого бизнеса в развитии территорий и инициативности творческих людей, готовых реализовывать свои идеи и создавать новое.