Пэт-френдли, phygital и другие тренды развития пространств в регионах

Фото: пресс-служба Альфа-банка
Фото: пресс-служба Альфа-банка
Москва и Петербург уже давно стали столицами инноваций, но теперь позитивная трансформация пространств достигла и других регионов. Разбираем четыре тренда развития городской среды

Несколько лет назад никто не говорил о каких-то инновационных форматах городской среды и пространств, кроме, к примеру, привычных для многих опенспейс-офисов. А сегодня, в условиях ориентации на комфорт и потребности человека, появляются и развиваются новые и совершенно разные пространства: среда становится более инклюзивной, открываются кафе, где можно позавтракать, взяв с собой питомца. Появляется ориентация на современные технологии и заботу об экологии. И если в мегаполисах это скорее стало привычной практикой, то в регионах этих инноваций ждали. Какие тренды развиваются сейчас по всей стране и как они влияют на современное общество?

Пэт-френдли-пространства

Офисы, магазины, заведения, которые рады пушистым и хвостатым гостям, — тренд долгоиграющий и важный. Он давно набирает обороты в разных городах — от самых крупных до небольших. Например, компания Mars, производящая продукты питания и корм для животных, начала внедрять практику дружелюбного отношения к животным в офисе еще 20 лет назад. Теперь это не просто офисы, куда можно прийти с питомцем, а настоящая площадка, где четвероногим и ушастым действительно рады: на территории есть специальные места для прогулок и игр с собаками, переговорные и зоны активного отдыха, куда можно прийти с животным.

По словам основателя проекта «Собакин город» и руководителя рабочей группы по инфраструктуре для собак при Общественном совете Минстроя России Артема Гебелева, культура пэт- и дог-френдли имеет глубокий культурный контекст. «В последние десятилетия в России меняется функция собаки в обществе: если в XX веке животные носили утилитарный характер — охраняли, преследовали нарушителей, несли какую-то практическую пользу, — то в XXI веке собаки стали компаньонами. Их заводят не для пользы, а чтобы любить, радоваться, проводить время вместе, общаться, не чувствовать себя одинокими. Поэтому возникает запрос на общественные места и любые пространства, где бывают люди, — чтобы было комфортно с любимым существом», — подчеркивает эксперт.

Артем Гебелев рассказывает, что дог-френдли, как и любое культурное явление, в первую очередь развивается в мегаполисах, но в целом распространяется неравномерно и независимо от численности населения. В регионах и малых городах тоже есть отношение к собакам как к компаньонам — и там тоже существует запрос на сервисы и маршруты для жителей с собаками, просто он менее выражен и масштабен.

Артем Гебелев:

«С точки зрения развития города дог-френдли-среда и культура являются позитивным фактором: удовлетворение потребностей жителей с собаками делает город более привлекательным и комфортным».

Фото: пресс-служба Альфа-банка
Фото: пресс-служба Альфа-банка

Phygital-офисы как территория комфорта

Phygital-офисы — это уникальное сочетание современных технологий и физического сервиса, гибкий формат, который комфортен для разных бизнесов. Это бесшовное пространство на стыке мобайла, цифровых каналов и физического мира.

В 2019 году Альфа-банк задумался о новом формате своих офисов, который бы активно использовал цифровые технологии, был пространством без рекламы и при этом был удобен для самих работников банка. Тогда в компании появилась идея phygital-офисов. В 2023 году их насчитывается уже более 500 в разных городах страны.

В обновленных отделениях нет привычных автоматов с талонами и неудобной мебели: дизайн помещения лаконичный, но при этом приятный и комфортный. В офисе играет приятная музыка, нет проводов, стоек, компьютеров — может показаться, что человек пришел не за банковскими услугами, а в любимое кафе. И, кстати, отчасти это так, потому что обновленные офисы Альфа-банка выполняют не только прямую функцию: в них проводятся разные лекции, конференции, дни финансовой грамотности. Этому способствует и «гибкое пространство»: площадку можно буквально «переформатировать» за счет эргономики самого помещения и мебели.

В phygital-пространстве Альфа-банка клиента узнают еще на входе по FaceID, все услуги можно получить чаще всего у одного сотрудника. Вместо компьютеров в обновленных офисах используют ноутбуки и планшеты. Скорость работы в офисах нового поколения, по данным банка, выросла в два-три раза, во многом благодаря переходу на единое фронт-решение, которое позволяет в режиме «одного окна» не только обслуживать клиентов, но и смотреть свои KPI и даже проходить обучение.

В Альфа-банке отмечают, что при внедрении нового формата в регионах было сложно выбрать локации для обновленных отделений: важно найти трафиковую и доступную для большинства горожан территорию. Однако компания нашла решение и создала алгоритм, который помогает подобрать лучшее место для той или иной компании.

Елена Тятенкова, старший вице-президент, руководитель департамента управления сетью Альфа-банка:

«Мы видим потребность у людей в физическом контакте для решения финансовых вопросов, потребность в какой-то рефлексии, выборе вместе с финансовым советником или менеджером сложных продуктов, хотя сейчас у нас практически все можно оформить онлайн и получить через доставку (доставляем даже документы на ипотеку благодаря опции электронной подписи)».

По словам представителей компании, формат phygital-офисов влияет на визуальную культуру за счет своего уникального дизайна, а на культуру общения — за счет сценариев коммуникации с посетителями офисов в безбарьерной среде, когда менеджер сам подходит к гостю и предлагает сервис. Кроме того, Альфа-банк своим примером прививает также культуру pet-friendly — в городе Великие Луки многие кафе рядом с офисом банка стали внедрять у себя практику входа с питомцами. Также формат офисов влияет на финансовую грамотность населения.

«Сами офисы становятся точкой притяжения и спотом для решения финансовых вопросов. В том числе мы практикуем уроки по финансовой грамотности в офисах в малых городах — они бесплатные. На них мы рассказываем про базовые финансовые привычки накопления с учетом текущих реалий — например, как правильно копить с вкладом и с накопительным счетом, используя оба инструмента одновременно», — добавляют в Альфа-банке.

Фото:The Office Clips / YouTube
Социальная экономика Доброго времени суток, коллеги: почему нас бесит офисный сленг

Велл-беинг и ориентированный на человека дизайн

Велл-беинг (от англ. well-being — «благополучие») — это подход, направленный на создание комфортной и удобной для сотрудников (и не только) среды. В современном мире он выходит на первый план при обустройстве рабочего пространства и рассматривается работодателями и организаторами других площадок как основа успеха.

Особенно активно это направление начало развиваться во время пандемии коронавирусной инфекции, когда новой нормой стало использование социальной дистанции, бесконтактного сантехнического оборудования, одноразовых индивидуальных средств защиты и других способов создания безопасной с точки зрения здоровья среды. Но со временем стал учитываться и психологический аспект: людям важно иметь собственное пространство и комфортную (а также безопасную) среду для работы.

Проектные решения, которые используются в велл-беинг-дизайне, соответствуют стандартам WELL или Fitwel. Научные сотрудники, врачи и архитекторы обозначили важность в помещении таких категорий, как воздух, вода, питание, освещение, температура, шум, материалы, физическое и ментальное состояние, коммуникация и инновационные подходы.

Согласно стандартам WELL, в офисах в соответствии с концепцией дизайна, ориентированного на человека, важно организовывать и контролировать следующее:

  1. Воздух: профессиональные системы фильтрации воздуха, увлажнители, зеленые островки с живыми растениями, запрет на курение в офисе.
  2. Питание: наличие холодильника для продуктов работников, легкий и быстрый доступ для всех к овощам и фруктам, вендинговые аппараты со здоровыми снеками.
  3. Свет: естественное освещение и достаточный уровень света, а также его локальные индивидуальные источники, открытый доступ к окнам.
  4. Шум: звукоизоляционные барьеры, отделочные материалы с хорошим поглощением звука, специальные акустические пространства для переговоров или отдыха.
  5. Температура: учет всех параметров при планировании пространства, правильная установка и настройка кондиционеров и системы вентиляции, увлажнение воздуха.
  6. Вода: качественные системы фильтрации и отказ от использования пластиковых кулеров со сменными бутылками.

Важно понимать, что велл-беинг — понятие комплексное, которое включает в себя инновации, направленные не только на само оформление офиса, но и в целом на коммуникацию в рабочем коллективе. По словам международного эксперта в области развития человеческого капитала и организационной трансформации Валентина Тимакова, использование велл-беинг-принципов дает свои плоды — и это доказывают крупные исследования: в своей презентации он ссылается на данные WTW. Анализ показал, что использование в организации работы велл-беинг-принципов на 70% снижает количество сотрудников, испытывающих стресс на работе, уменьшает количество пропущенных рабочих дней, вдвое повышает число вовлеченных работников в процессы и увеличивает производительность труда почти на 30%.

Фото:Unsplash
Социальная экономика «Офисные болезни»: как здания вредят нашему здоровью

Устойчивый дизайн

Устойчивый дизайн, имеющий в своей основе заботу об экологии, — один из актуальных трендов развития пространств не только в мегаполисах, но и в регионах. Главное в этой концепции — соответствие критериям BREEAM или LEED. Для обустройства площади с учетом принципов устойчивого дизайна важны технологии, которые позволяют:

  1. экономить электроэнергию;
  2. эффективно и грамотно использовать воду;
  3. сокращать выбросы углекислого газа (СО2);
  4. улучшать качество окружающей среды и среду внутри помещений;
  5. рационально использовать другие природные ресурсы (например, дерево).

Для этого нужно внедрять новые системы: использовать светодиодное или естественное освещение и пассивную вентиляцию, выбирать материалы, которые не увеличивают количество выбросов, вторично использовать мебель (и использовать ее долго), выбирать материалы, которые можно переработать. Все это значительно уменьшает негативное воздействие на окружающую среду.

По словам основателя «Мастерской деревянной архитектуры», члена совета партнерства Ассоциации деревянного домостроения и выпускника программы «Архитекторы.рф» Евгения Макаренко, устойчивый дизайн — это в первую очередь философия проектирования, которая очень широко смотрит на весь процесс создания новых объектов.

Евгений Макаренко:

«Этот взгляд появился из понимания человечеством ограниченности ресурсов на Земле, которые для комфортной и долгой жизни необходимо расходовать грамотно и заботливо. Для учета всей картины данный подход рассматривает полный цикл жизни объектов: от появления, добычи материалов и их производства до процессов эксплуатации на протяжения всего жизненного пути, включая утилизацию. Таким образом можно оценить и подсчитать действительно максимум необходимых ресурсов».

Ресурсы — это не только материалы: это рабочая сила, время, существующие культурные и природные ценности, местные сообщества. Устойчивый дизайн применим к совершенно разным масштабам проблем и задач: от создания предметов мебели до разработки новых кварталов и обновления городских и региональных структур. «Одним из важных эффектов применения устойчивого дизайна для малых городов является укрепление местных сообществ», — отмечает эксперт.

Положительных эффектов у этого тренда, по мнению Евгения Макаренко, достаточно много. Работа с местными компаниями, которая часто организована при создании устойчивого дизайна в регионах, оставляет часть денег в местном бюджете. Природные ресурсы сохраняются более тщательно — жители пользуются ими сами, передают внукам. Внимание и развитие местного культурного наследия позволяет улучшить среду и привлечь людей (туризм) и финансы (инвесторов) извне: к качественной и интересной среде всесторонне повышенный спрос.

Обновлено 28.12.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть