Как компании будут управлять персоналом в 2023 году

Фото: РБК
Фото: РБК
В ноябре 2022 года состоялся бизнес-форум РБК, на котором крупные компании обсудили новые стратегии в управлении персоналом. Рассказываем, к каким выводам пришли эксперты

Что происходит

  • 11 ноября 2022 года прошел VII HR-форум «РБК 2022. Кадры. Технологии. Будущее», который был посвящен изменениям в стратегиях управления персоналом.
  • В форуме приняли участие HeadHunter, Tele2, «Русал» и другие компании. Они обсудили актуальные тренды в кадровой политике и представили бизнес-кейсы на эту тему.
  • Главной темой стала поддержка ментального состояния сотрудников в условиях высокой тревожности. По мнению Елены Ивановой, заместителя генерального директора по организационному развитию и управлению персоналом Tele2, нынешнюю эпоху можно охарактеризовать словами «забота и устойчивость».
  • В фокусе дискуссии оказались такие темы, как влияние мобилизации на HR-политику, создание кадрового резерва и цифровизация управления персоналом.
  • На сессии о мобилизации выступили представители HeadHunter. Они отметили, что после объявления мобилизации на рынке труда стало больше вакансий. Это относится к рабочим (курьер, водитель) и офисным профессиям (менеджер, маркетолог, разработчик).
  • Проблему нехватки сотрудников обсудили представители «Ростелекома», МГТУ имени Баумана и ВШГУ РАНХиГС. Эксперты поделились мнением о том, какие шаги необходимо предпринять, чтобы не потерять кадровый резерв.
  • О цифровизации HR-процессов рассказали представители компаний ForPeople, «Севергрупп», «Академия бизнеса Б1». Спикеры поделились опытом перехода на российские IT-системы и объяснили, как автоматизировать управление персоналом.

Что это значит

Забота о ментальном здоровье сотрудников. По данным ВЦИОМ, в 2022 году со стрессом столкнулись 57% россиян. 26% из них испытывали его часто, несколько раз в месяц. Тревога и моральное напряжение негативно влияют на продуктивность. Аналитики Gallup подсчитали, что компании во всем мире теряют $8,1 трлн в год из-за стресса работников.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Когда тебе плохо — тебе хорошо: как сделать тревогу преимуществом

Эксперты HR форума РБК тоже отметили нарастающий уровень стресса среди своих сотрудников. В связи с этим фокус на психическом и ментальном благополучии стал главным трендом в кадровой политике.

Елена Иванова, заместитель генерального директора по операционному развитию и управлению персоналом Tele2:

«Последние несколько лет мы видим нарастающий уровень тревоги, поэтому поддержка пронизывает все, что мы делаем. Это касается не только предоставления качественных телекоммуникационных услуг, но и других продуктовых решений, которые мы разрабатываем, чтобы поддержать образ жизни наших потребителей и, естественно, команду. Сейчас, как никогда, компаниям важно показывать искреннюю готовность помочь сотрудникам в сложной ситуации.

Что касается найма, то уже сейчас мы видим, что большинство кандидатов на рынке труда ориентированы на те компании, которые могут дать им стабильность с точки зрения отрасли, заработной платы, а также максимальной заботы.

Еще в 2021 году Tele2 выбрала работу с благополучием команды в качестве стратегического вектора работы HR-команды на следующие несколько лет. В компании был создан внутренний портал заботы о сотрудниках Tele2Care, начала работу служба поддержки сотрудников, в рамках которой можно получить бесплатную консультацию квалифицированного психолога, юриста или финансиста. В 2022 году запущена гибкая система льгот: работникам предложили воспользоваться специальным онлайн-конструктором и собрать свое персональное предложение, созданное на основе личных предпочтений».

Чтобы поддержать персонал, компании ввели гибридный формат работы. В некоторые дни сотрудники выполняют задачи из дома: HR-директор Simple Екатерина Прохорова отмечает, что многим так психологически спокойнее. Но работники также периодически присутствуют в офисе, поэтому могут общаться с коллегами. По мнению Елены Ивановой, живой контакт помогает справиться с тревогой.

Разбор последствий мобилизации. Екатерина Прохорова отметила, что после 21 сентября 2022 года наблюдается отток сотрудников за пределы России. В основном это мужчины 20–40 лет. Чтобы восполнить дефицит кадров, 15% компаний стали нанимать на их должности женщин, 8% — возрастных специалистов, 7% — временных и удаленных работников.

Стали особенно важны сотрудники, которые могут решать разные задачи. Чтобы увеличить количество таких работников, компании начали запускать программы обучения.

Андрей Чернуха, заместитель генерального директора — руководитель функционального направления «Персонал и организационное развитие» ГК «Галс-Девелопмент»:

«В процессе мобилизации мы осознали новый подход к HR-команде. Теперь для нас это не просто функциональные группы, а кросс-функциональные бригады, которые могут организовывать абсолютно все проекты внутри компании, какие бы вызовы перед нами ни вставали.

Мы запустили проекты по стандартизации ролей и описанию процессов, чтобы у компании была возможность привлекать сотрудников, которые имеют более широкий профессиональный опыт, проводить обучение и специализацию внутри».

Создание кадрового резерва. Эксперты отметили, что компаниям важно не только восполнять дефицит сотрудников в нынешней ситуации, но и формировать «золотой запас» работников на будущее. Для этого предприятия наладили сотрудничество с РАНХиГС, МГТУ имени Баумана и другими ведущими вузами России.

Ольга Семина, заместитель директора Агентства инвестиционного развития Московской области:

«Многие предприятия не умеют просчитывать потребность в персонале. У них нет стратегической программы развития, а она нужна, потому что через 2–4 года кадров на предприятии будет не хватать».

По словам Елены Ивановой, чтобы сбалансировать риски на высококонкурентном рынке труда, ведется системная работа по индексу внутреннего роста — около 70% вакансий в Tele2 «заполняется изнутри». Это позволяет снизить накал борьбы за талант в телеком-отрасли.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика 5 способов сохранить мотивацию сотрудников в 2023 году

Цифровизация HR-стратегий. Чем крупнее компания, тем больше процессов в ней происходит, в том числе по управлению персоналом. Чтобы упростить работу HR, предприятия переводят эти процессы в цифровой формат и автоматизируют их.

Участники форума отметили, что в нынешних условиях главная сложность цифровизации — уход зарубежных технологических компаний и отток IT-специалистов из России. Отечественные цифровые продукты недостаточно гибкие и не соответствуют современным требованиям. Но скоро может появиться подходящий российский сервис. Директор по развитию ForPeople Иосиф Панасюк рассказал о новом продукте компании — в нем есть KPI, возможность бюджетирования, стратегическое планирование и другие функции. На тестирование уйдет 1–2 года.

Иосиф Панасюк:

«Цифровизация любого процесса должна начинаться с организационного управления, где можно увидеть всю структуру компании и смоделировать изменения здесь и сейчас, чтобы бизнес мог спрогнозировать развитие событий. То есть создать несколько альтернативных реальностей, выбрать и посмотреть, что будет в деньгах, в нормах управляемости, в наличии или отсутствии людей, компетенций».

Эксперты считают, что цифровизация помогает повысить мотивацию и вовлеченность сотрудников. Когда процессы отлажены и автоматизированы, работники четче видят, как их действия влияют на компанию.

Обновлено 22.12.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть