5 способов сохранить мотивацию сотрудников в 2023 году

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
В трудные времена компании пересматривают систему дополнительной мотивации сотрудников. Рассказываем, какие шаги важно сделать в 2023 году, чтобы удержать ценных работников и повысить их вовлеченность

В эпоху глобальных экономических и геополитических потрясений на первом месте в компании должен быть «человек с его особенностями, интересами и ценностями», считают эксперты в сфере HR. Это подтверждает и свежее исследование Gartner. В нем говорится, что организации «с человеческим лицом» сейчас выигрывают экономически. Разрозненность подразделений, широкая география присутствия и разные форматы работы перестают быть препятствием для компаний, которые понимают, что главная ценность — это люди.

Айнура Кошоева, директор по работе с персоналом и организационному развитию Объединенной компании «Теле2» и ALTEL, отметила в беседе с РБК Трендами:

«Сейчас выходит на первый план все, что касается благополучия сотрудников, а именно, как сотрудник себя чувствует в постоянных изменениях. Его результативность напрямую зависит от его морального состояния, поэтому для многих сотрудников будет важно найти точку опоры в виде работы и компании, которая будет для них оплотом стабильности, даже если саму компанию тоже штормит».

По мнению эксперта, важна мотивация на поиск новых смыслов, так как старые уже не актуальны, а новому поколению очень важно ответить на вопрос: «Why?». И это большая задача руководителей и HR-специалистов — опредметить такие важные понятия, как миссия, видение и ценности в новом мире перемен.

Корпоративное обучение сотрудников по ИТ-направлениям

Создание комфортных условий работы, забота о физическом и ментальном здоровье сотрудников, внимание к семье — это тренды корпоративной культуры будущего. Разбираемся, какие мотивационные программы будут популярны в 2023 году.

Ментальное здоровье

Стресс, выгорание, тревожность, депрессия — все это влияет на самочувствие и эффективность человека как в личной жизни, так и на работе. Компании заботятся о ментальном здоровье сотрудников по-разному:

  • нанимают корпоративного психолога;
  • компенсируют услуги психолога;
  • организуют ориентационное обучение и вебинары;
  • популяризуют практики mindfulness (йога в офисе, приложение с медитациями).

Марат Исмагулов, HR-директор Альфа банка, делает следующие прогнозы:

«Будут развиваться программы поддержки сотрудников в области ментального здоровья и психологической помощи. Мы уже это видим по обилию предложений таких программ на рынке».

Физическое здоровье

Мотивация — это энергия, которая побуждает нас к действию. Но если ее нет, то и работа идет со скрипом. Чтобы поддерживать физическое здоровье сотрудников, компании предоставляют ДМС, компенсируют занятия фитнесом, проводят спортивные мероприятия, выдают денежные премии за отказ от курения, закупают в офис фрукты, орехи и протеиновые батончики вместо печенья, конфет и газировки. Все эти меры являются частью концепции well-being (управление благополучием сотрудников), которая в трудные времена удваивает свое значение в корпоративной культуре.

Например, для сотрудников «Тинькофф» работает собственный бесплатный фитнес-зал Tinkoff Sport. Он занимает целый этаж.

Гибридный формат

Благодаря пандемии многие компании научились работать удаленно. События, связанные с частичной мобилизацией, подогрели интерес людей к удаленке. Однако есть мнение, что в долгосрочной перспективе полностью дистанционный формат работы — это путь в никуда: сотрудники чувствуют себя изолированными и менее связанными с коллегами и с компанией в целом. Сейчас удаленка трансформируется в гибрид: совмещение дистанционной работы и работы в офисе.

Фото:Unsplash
Экономика шеринга Интерес вместо страха: как гибридный формат влияет на управление людьми

Например, в 2022 году VK победил в премии «HR-бренд» с проектом «Гибридный офис Make Really Good». В рамках проекта перезонировано офисное пространство, организованы комфортные коворкинги, доработан интранет и многое другое. Все это позволило трансформировать корпоративную культуру, повысить самоорганизацию и мотивацию команд.

Личная траектория развития

Построение личных траекторий развития сотрудников становится трендом корпоративного обучения. Это усиливает внутреннюю мотивацию сотрудника работать в компании и побуждает относиться к задачам так, словно это свое дело.

Мария Лайкова, карьерный коуч, объясняет:

«Если сотрудник видит связь между своими личными задачами, амбициями на себя и целями компании, он будет вовлечен в работу, и в ситуации трудных изменений найдет внутренний ресурс, чтобы двигаться вместе с компанией и достигать результатов, меняться вместе с компанией».

Для этих целей хорошо подходит внедрение программы корпоративного менторинга. Он объединяет в компании состоявшихся и успешных в определенной области сотрудников, готовых поделиться своей экспертизой, и тех, у кого есть запрос чему-то научиться. Образуется пара: ментор (наставник) и менти (подопечный). Менторство не равно наставничеству. Наставник подходит к обучению директивно: рассказывает, как правильно, дает четкие алгоритмы действий. Тогда как ментор предлагает варианты, учитывая запрос менти и его сильные стороны. Это неформальный процесс индивидуального развития.

Семейная тема

Сотрудникам приятно, когда компания разделяет семейные ценности и проявляет внимание к семье. Мы собрали несколько способов, которые эффективно работают на HR-бренд:

  • Мероприятия в формате семейного дня. Это могут быть летние фестивали, творческие мастер-классы, велопрогулки и другое. Главное — положительные эмоции, момент сближения с семьей, совместное занятие чем-то интересным.
  • Благодарственные письма на имя родителей сотрудников — необычный способ поощрения. Компания говорит спасибо за ответственного и профессионального коллегу, рассказывает, в чем именно его ценность, какой вклад он вносит в развитие бизнеса.
  • Экскурсии для детей сотрудников. Задача — познакомить с компанией, заинтересовать и увлечь ребенка, возможно, помочь сделать первые профориентационные шаги. Некоторые компании устраивают квесты по станциям для школьников младших классов: дети выполняют «профессиональные» задания и узнают о работе разных специалистов. Например, «Пятерочка» запустила HR-проект «Песочница», объединяющий ряд мероприятий для детей сотрудников: обучающие мастер-классы, развивающие экскурсии в магазины и распределительные центры компании, конкурсы, онлайн-спектакли.

Говоря о ближайшем будущем, HR-директор Альфа банка Марат Исмагулов отмечает, что долгосрочные программы мотивации компаний отойдут на второй план:

«В условиях неопределенности приоритет будет у фиксированного вознаграждения по итогам года или за промежуточные результаты. Это связано со сложностью долгосрочного (3-5 лет) планирования».

Обновлено 29.12.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть