DE&I-концепция и почему ее роль растет
В последние 8–10 лет бизнес по всему миру все больше интересовался темой инклюзивности. За это время аббревиатура DE&I — diversity, equity and inclusion (разнообразие, равенство и инклюзия) — стала устойчивой и появилась в документах и стратегиях как крупных корпораций, так и компаний среднего размера.
По данным Ассоциации ответственного инвестирования PRI (Principles for Responsible Investment), число упоминаний DE&I в отчетности компаний «неуклонно росло» с 2014 по 2019 год, к 2020-му цифра выросла до упоминаний в 21% в инвестиционных документах и корпоративных политиках.
Пандемия COVID-19 еще больше сфокусировала бизнес на сфере DE&I и подчеркнула сложности, с которыми сталкиваются наименее защищенные группы. Например, женщины оказались в 1,8 раз более уязвимы к кризису: хотя они составляли 39% рабочей силы в мире, на их долю пришлось более половины общей потери рабочих мест.
В России инклюзивные страты тоже ощутили негативное влияние пандемии сильнее других. Например, для пожилых лиц и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) самоизоляция осложнила доступ к социальным услугам и товарам первой необходимости: продуктам питания и лекарствам. «Более 24% лиц с ОВЗ живут одни, причем две трети из них — люди старше 55 лет», — отмечали тогда во Всемирном банке.
Как инклюзия объединяет бизнес
В мире действует множество партнерств, которые помогают компаниям вместе продвигаться в вопросах DE&I и эффективнее работать с уязвимыми группами — от людей с особенностями здоровья до малоимущих семей. Среди самых масштабных международных инициатив — коалиция Business for Inclusive Growth (B4IG), созданная при поддержке ОЭСР в 2019 году. Уже на старте она объединила компании с годовым доходом свыше $1 трлн, чьи инициативы в области инклюзии охватывали более 100 млн человек.
В России DE&I-партнерства начали развиваться несколько позже, чем в западных странах. К концу 2021 года в рамках Национальной социальной инициативы (НСИ) в стране появилась концепция инклюзивной инициативы «Открыто для всех», которая охватывает четыре сферы: образование, здравоохранение, социальное обслуживание и трудоустройство. Ключевой элемент проекта — Национальный инклюзивный договор (НИД), присоединиться к которому может любая компания, признающая важность формирования доступной среды.
В России целый ряд крупных компаний реализуют политику, направленную на внедрение инклюзии во все сферы деятельности, Национальный инклюзивный договор подписали порядка 70 компаний, среди которых РЖД, «Сбер», ГК «Самолет» и компания «Магнит».
«Задача проекта «Открыто для всех» — создать сообщество инклюзивного бизнеса, в котором лучшие российские практики по созданию безбарьерной среды передаются тем, кто понимает, насколько это важно — и с экономической, и социальной точек зрения», ― рассказывает о концепции генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева.
DE&I-практики: как работает Национальный инклюзивный договор
Выполняя обязательства Национального инклюзивного договора, компании-участники фокусируются на развитии инклюзивной среды в широком понимании, а также на создании и внедрении новых DE&I-инструментов, которые помогают как конкретному человеку, так и приносят пользу самому обществу, обогащая и развивая его. Например, в рамках соглашения РЖД стремится создавать на инфраструктуре и в поездах доступную среду без каких-либо ограничений для всех пассажиров, ретейлер «Магнит» ― обучает персонал магазинов коммуникациями с людьми с различными особенностями здоровья, а футбольный клуб ЦСКА создал официальный клуб болельщиков с инвалидностью.
На полях организованного РБК второго конгресса ответственного бизнеса «ESG– (Р) Эволюция» к инклюзивному договору присоединилась и цифровая экосистема МТС.
Согласно политике «Многообразие, равенство и инклюзивность», которая систематизирует и устанавливает принципы деятельности группы МТС в DE&I-сфере, компания ежегодно реализует более 100 программ и отдельных инициатив в поддержку уязвимых групп с фокусом на цифровые технологии. Об этом можно узнать в нефинансовой отчетности, которую компания выпускает 14 лет подряд.
Фокус на цифру: технологии и принцип равенства
Фокус МТС — это технологический подход, поэтому в целях устойчивого развития компания в первую очередь создает инклюзивные цифровые услуги и сервисы на территориях присутствия.
Например, согласно обязательствам НИД, цифровые решения МТС станут основой для создания единого онлайн-центра комплексной технологической помощи гражданам с инвалидностью, включая когнитивные особенности и ограничения по зрению, слуху, речи, моторике. Такая платформа поможет пользователям со всей России расширить возможности инклюзивного трудоустройства и дистанционного обучения.
Как рассказала РБК руководитель Центра социальных и благотворительных программ МТС Ольга Юркова, — «компания также видит свою общественную роль в том, чтобы через новации и ИТ-решения способствовать развитию социальных связей между людьми на основе принципов многообразия и равенства, которые являются неотъемлемыми составляющими философии бренда и жизнедеятельности компании».
Поэтому МТС, реализуя намерения инклюзивного договора, решила проактивно реализовывать DE&I-проекты с фокусом «на цифру» по следующим пяти направлениям.
Преодоление цифрового неравенства
ИТ в широком смысле: мобильная связь, доступ в интернет, телеком, финтех и медиасервисы — уже сами по себе социально значимы. Именно они сегодня помогают не только общаться с близкими, но и получать дистанционное образование или медицинские и государственные услуги. Поэтому, расширяя цифровую инфраструктуру, способствуя проникновению технологий в повседневную жизнь, ИТ-бизнес развивает социально-инклюзивную сферу. МТС, например, непрерывно расширяет зону покрытия сети, даже в самых отдаленных регионах страны ― сегодня это 97% территории России.
Запуск программ по повышению финансовой и цифровой грамотности, а также проектов по укреплению навыков кибербезопасности населения — это, в том числе, участие в формировании устойчивой и инклюзивной среды, потому что практически вся жизнь сейчас проходит онлайн.
Образовательно-просветительские программы МТС доступны каждому, так как они тоже работают онлайн и рассчитаны на разновозрастные аудитории: для старшего поколения ― возможность освоить смартфон и его повседневные приложения, для молодежи — навыки кибербезопасности. При этом интерактивные программы повышения финансовой и цифровой грамотности МТС уже охватили почти 77 млн пользователей всех возрастов.
ИТ-решения для дистанционного образования всех желающих
Такие инициативы отвечают одной из важнейших целей устойчивого развития (ЦУР) ООН — обеспечение всеохватного образования.
Так, ООН признала онлайн-платформу МТС по развитию творческого потенциала детей и молодежи России «Поколение М» передовой инициативой по достижения сразу пяти ЦУР, включая качественное образование и уменьшение неравенства. Эта федеральная инициатива позволяет бесплатно получить допобразование по 15 направлениям (от вокала до дизайна) каждому ребенку независимо от места проживания и социального статуса его родителей.
Проекты поощрения life-long learning также помогают освоить профессиональные навыки, в том числе технические. За два года стажерами компании стали 900 студентов и выпускников образовательных учреждений со всей страны, более трети из них попали в штат ― это прекрасная возможность для молодых специалистов, которые также являются инклюзивной группой, начать свою карьеру без опыта работы.
«В МТС большое количество амбициозных прикладных задач в сфере урбанистики, в области развития «умных», устойчивых городов, и мы рады предложить поучаствовать в их решении молодым специалистам», — рассказала директор МТС по организационному развитию, управлению мотивацией и вознаграждением Юлия Быстрицкая.
В компании есть бесплатные образовательно-профессиональные курсы: «МТС.Тета» для ИТ-специалистов, в МТС Банке открыта «Финтех.Академия» для обучения студентов технических вузов по курсам «Java-разработчик» и «QA-инженер». Такие социальные проекты, которые в текущих условиях оказались наиболее актуальны для российского рынка, в том числе оценивали в рамках рейтинга лучших работодателей России Forbes, в котором МТС недавно получила платиновый статус.
HR-проекты по инклюзивному трудоустройству
МТС активно практикует найм инклюзивных групп: старшего поколения, молодых специалистов и сотрудников с инвалидностью, программы по их адаптации в корпоративной среде, создание соответствующих условий для работы, а также формирование в коллективе ценностей равенства. Проект «МТС — компания для всех» уже показал результат: более 70% сотрудников цифрового холдинга выступают за прием на работу возрастных кандидатов и людей с особенностями здоровья.
«Создание разновозрастных команд в цифровых бизнесах позволяет создавать эффективные рабочие связи на основе разнообразного социального и профессионального опыта. Мы видим, как благодаря развитию инклюзивного найма у нас увеличился поток разновозрастных кандидатов на массовые вакансии», ― отметила руководитель Центра по социальной ответственности, разнообразию и инклюзивности МТС Елена Серегина.
Также соискатели инклюзивных групп могут прийти на бесплатный карьерный ликбез ― «Дни МТС», которые в этом году прошли в Москве и шести регионах России. Мероприятие помогло получить теоретические и практические навыки по трудоустройству в современных реалиях, например, HR-коучи рассказали лайфхаки прохождения онлайн-собеседования и записи видео-визитки.
Поддержка социального предпринимательства
В поддержку малого бизнеса МТС создала проект «Знаем лично». На интерактивной карте предприниматели России в 44 городах России могут рассказать о своем бизнесе: кофейнях, салонах красоты рядом с домом, уютных несетевых кафе, автомастерских и так далее, а покупатели могут узнать о новых локальных заведениях, а также поставить отметку «Я здесь был». «Знаем лично» помогает развиваться и социальному бизнесу. На карте МТС есть такие проекты как, например, антикафе «Котики и люди», где можно «укотерить» спасенных питомцев, кафе «Разные зерна», где работают люди с расстройствами аутистического спектра, груминг-салон «Шарлин», который оказывает бесплатные услуги собакам-поводырям, а также сенсорный музей «Прогулка в темноте» с незрячими гидами.
Создание безбарьерной среды
В салонах и офисах МТС установлены пандусы и кнопки вызова для маломобильных клиентов. Однако, безбарьерную среду компания создает не только в отделениях ― МТС оцифровала популярные маршруты для внутреннего туризма: создала VR- и AR-фильмы и аудиогиды, интерактивные книги о заповедных территориях и другие образовательные материалы с элементами дополненной реальности. Проект охватывает более 50 территорий (мегаполисы, небольшие населенные пункты, парки, охраняемые природные территории) и является удобным и доступным способом для онлайн-путешествий.
Кроме того, в рамках проекта МТС оснастила популярные маршруты зарядными устройствами на солнечных батареях для электрических инвалидных кресел.
«Раньше приходилось искать либо доступные кафе, либо возвращаться в отель. Для путешественника это всегда проблема. Мечтала, чтобы на пути встречались такие станции, которые давали бы возможность подзарядить батарею и двигаться дальше», — рассказала Светлана Нигматуллина, директор Центра развития социальных и образовательных проектов «АУРА».
Таким образом, присоединение МТС к Национальному инклюзивному договору станет еще одним стимулом к развитию DE&I-концепции в стране, считают эксперты.
«К сообществу инклюзивного бизнеса проекта «Открыто для всех» присоединилась одна из крупнейших цифровых российских компаний — МТС, которая известна масштабными социальными, благотворительными и волонтерскими программами. Уверен, что цифровая экспертиза группы МТС позволит качественно ускорить процесс создания безбарьерной среды, так как компания заявила о своих намерениях по реализации в первую очередь инклюзивно-технологичных проектов и сервисов», ― прокомментировал директор дивизиона «Качество жизни» Агентства стратегических инициатив Александр Пироженко.
«Мы вместе с АСИ определим ключевые точки и будем вместе смотреть, как меняется среда. Впереди у нас много работы в рамках открыто задекларированных обязательств, и это нас еще больше мотивирует», — заключает директор по развитию бренда работодателя и внутренним коммуникациям МТС Екатерина Фролова.