Об эксперте: Александр Томас, директор по связям с общественностью NtechLab.
Концепция Diversity & Inclusion подразумевает комфортные условия для всех сотрудников — без притеснения и дискриминации, но с возможностью развиваться и расти. Аналитики McKinsey считают, что компании, следующие принципам D&I, прибыльнее конкурентов. В частности, это касается бизнеса, который способствует трудовой инклюзии — созданию рабочих мест для людей с ограниченными возможностями.
Проблема инклюзивности в цифрах
Как сообщает Всемирный банк, 15% мирового населения или около 1 млрд людей живут с инвалидностью разной степени. Сюда причисляют и людей с особенностями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра. Это включает в себя целый набор различных диагнозов. Многие при этом трудоспособны и могут учиться. Около трети из них имеют высшее образование, но порядка 80–90%, в зависимости от конкретного исследования, безработные.
Бизнесу кажется, что устраивать таких людей дорого, сложно и не выгодно.
Соискателям, которые в сопроводительных письмах указывали свою инвалидность или особенности развития, работодатели отвечали на 26% реже, нежели тем, кто об этом умалчивал. Такие результаты показало совместное исследование Ратгерского и Сиракузского университетов. Выборка — 6 тыс. резюме и сопроводительных писем. Квалификация людей с особенностями развития, среди которых аутизм (30%) и травма спинного мозга (30%), и без была одинаковой, что показало неготовность бизнеса работать с такими специалистами. Даже если за их плечами многолетний опыт.
Однако ситуация постепенно меняется. В 2011 году немецкая компания Auticon, занимающаяся ИТ-консалтингом, показала на своем примере, что специалисты с инвалидностью ничем не отличаются от других. Из 280 человек в штате 200 — с аутизмом. Цифровые гиганты вроде Google и Microsoft тоже подают положительный пример, нанимая людей с аутизмом.
Пять причин заниматься инклюзией
Со стороны бизнеса нежелание способствовать инклюзии — сомнительное решение. Даже если смотреть только на экономические показатели. В России за сотрудника с инвалидностью государство компенсирует компании расходы. Размеры этого возмещения зависят от региона и группы инвалидности нового работника. В Санкт-Петербурге, например, за одно место могут вернуть до ₽296 тыс., при условии, что зарплата такого специалиста будет не меньше ₽18 тыс.
Второй момент — ИТ-рынок сегодня столкнулся с серьезным дефицитом специалистов. Это касается не только России, из которой уезжают талантливые программисты, но и Европы, и США. Цифровизация набирает обороты, а тех, кто ее способны осуществить, не хватает. Проблема может оказаться менее острой, если работодатели начнут смотреть в сторону людей с особенностями развития.
В вызвавшей резонанс презентации 2016 года Алекс Джон, разработчик Microsoft DirectX, посоветовал работодателям искать инженеров с синдромом Аспергера. Он назвал их «священным Граалем», поскольку они «не создают конфликтов в коллективе и не меняют место работы». Синдром или болезнь Аспергера — одно из самых часто встречающихся расстройств аутистического спектра, при котором у человека нарушено социальное взаимодействие и невербальные коммуникации. С этим синдромом как раз связан стереотип, что его обладатели — ИТ-гении.
Правдивость утверждения спорна, но мозг людей с аутизмом действительно работает иначе, что по меньшей мере не мешает им эффективно решать технологические задачи. В индийском офисе компании SAP сотрудники с аутизмом тестируют ПО. Корпорация утверждает, что это повысило эффективность работы отдела, потому что такие люди более внимательны к деталям и лучше видят ошибки в коде. В консалтинговой компании Towers Watson утверждают, что люди с аутизмом лучше справляются с длительными, повторяющимися задачами. А некоммерческая организация nonPareil, обеспечивающая будущее взрослым с аутизмом, их силами создает игры и приложения.
Третье: бизнесу, который следует идеям D&I, легче привлекать инвестиции. Инклюзивная культура компании повышает вероятность получать лучшие бизнес-результаты и на 70% увеличивает шансы выйти на новые рынки — такие данные в исследовании 2017 года приводит IKEA. Кроме того, по данным Всемирного экономического форума, работа над политикой D&I повышает инновационность и конкурентоспособность компаний. Соответственно, они становятся привлекательнее для инвесторов — в нашем опыте ряд инвесторов спрашивали о решениях в рамках D&I бизнеса.
Важную роль играет и растущий HR-бренд компании: для потенциальных соискателей организации, которые согласны с концепцией разнообразия и инклюзивности, привлекательнее тех, которые игнорируют эти идеи. Люди все больше внимания уделяют корпоративной культуре компании, даже если вопрос оплаты труда остается на первом месте по очевидным причинам.
Наконец, компания, которая заботится об инклюзии, способна создавать более интересные и функциональные продукты. «Умный» город — это комфортная среда для всех, а разнообразная команда отражает разнообразие заказчиков и получателей продукта. Тем более что люди с особенностями развития сегодня становится очевидной целевой аудиторией: среди них есть представители поколения Y и Z, которые хорошо владеют цифровыми технологиями, получают образование, трудоустраиваются и становятся полноценными потребителями. Поэтому внимание к ним — важный аспект роста компании.
Как создать лучшие условия для работы
Бизнес не всегда специально игнорирует вопросы инклюзивности: 60% компаний боятся, что сделают что-то не так, привлекая людей с особенностями развития. В частности, с аутизмом. Тем не менее, бизнес пытается развивать идеи D&I: в российском подразделении Google трудятся разработчики с аутизмом. Microsoft, Vodafone, SAP и Hewlett-Packard тоже ведут подобную политику. И главной сложностью для бизнеса становится не поиск места, на которое может претендовать специалист с аутистическим расстройством, а разработка процесса его интеграции во внутренние процессы компании.
Как поэтапно подготовить специалиста к включению в работу
- Начинать нужно уже с собеседования. Стандартные методы здесь могут не подойти: например, классическое интервью не даст такому специалисту продемонстрировать свои сильные стороны. Он может избегать зрительного контакта, не понимать неоднозначные вопросы, давать слишком короткие ответы. Поэтому нужно разрабатывать дополнительные стандарты отбора. Например, выстроить вопросы так, чтобы в них не было двусмысленности, не задавать вопросы вроде «как вы избегаете конфликтов?». Лучше сосредоточиться на проверке возможностей соискателя: предложить ему решить какую-то ИТ-задачу. Эту практику применяют в E&Y, где 80 нейроразнообразных сотрудников, из которых 75% — с аутизмом.
- Второй момент — после найма таким специалистам нужно помочь адаптироваться. В консалтинговой компании Towers Watson новые сотрудники с аутизмом проходят четырехнедельное обучение, в ходе которого совершенствуют социальные навыки, командную работу, глубже узнают нормы поведения, корпоративную культуру компании. Но при этом остальных сотрудников нужно также подготовить к тому, что общение с коллегами с аутизмом может отличаться от привычного. Например, если те не пожимают руку, это не грубость — это нормальное поведение.
- Поскольку люди с аутизмом испытывают проблемы с включением в социум, невербальными коммуникациями и концентрацией внимания, им необходимо создать комфортную среду в офисе — если работа не удаленная. Например, найти для них уединенное место или отдельный кабинет с минимумом отвлекающих факторов: без яркого освещения, громких звуков вроде постоянно включающегося принтера, на который отправляет бумаги целый отдел. Но еще важнее оказывать этим людям поддержку на протяжении всего времени работы в компании.
Инклюзивность — одно из важнейших понятий, которое сегодня стоит вводить в свою корпоративную культуру современному бизнесу. При правильной поддержке и грамотно выстроенной инфраструктуре такие люди справляются с задачами не хуже других, а в некоторых вопросах даже лучше.