Об авторе: Екатерина Латыпова — руководитель направления по работе с учителями платформы Учи.ру.
Около 20—30 лет назад, получив профессию, можно было планировать свою карьеру и быть уверенным, что в ближайшие годы в ней ничего не изменится. Сегодня такая ситуация практически невозможна: уходят в прошлое не только целые специальности — структура самих профессий меняется с огромной скоростью.
Например, представим интернет-маркетолога, который не следит за новыми инструментами продвижения и алгоритмами площадок — он очень быстро потеряет свою востребованность на рынке. То же касается верстальщика, который решит всю жизнь пользоваться одним фреймворком. Эта тенденция затрагивает не только диджитал- и IT-специальности: учителям нужно осваивать новые образовательные сервисы, менеджерам по продажам — следить за изменениями в отрасли и совершенствовать навыки коммуникации, косметологам — быть в курсе всех продуктов и средств по уходу за кожей.
Врачи, инженеры, архитекторы, руководители, — практически любым специалистам приходится регулярно проводить «апгрейд» собственных компетенций, иначе они рискуют «выпасть» из рынка.
Часто возникает ситуация, когда знания, полученные студентом в вузе, уже к моменту его окончания теряют свою актуальность. Именно поэтому образование не завершается с получением диплома: на первый план выходит модель lifelong learning — обучения на протяжении всей жизни.
Выход в онлайн
Главный импульс к развитию непрерывного обучения дало онлайн-образование. Именно оно позволило легко совмещать учебу с работой и заниматься по удобному графику.
Одни из первых качественных дистанционных образовательных программ были сформированы в массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) в формате видеозаписи. Такие программы, в частности, предлагает Coursera — один из самых известных в мире проектов в этой сфере, стоимость которого в прошлом году превысила $1 млрд.
Самые популярные платформы онлайн-обучения в России.
Благодаря развитию технологий возможности дистанционного обучения существенно продвинулись: искусственный интеллект адаптирует задания под потребности и особенности каждого ученика, а автоматизированные системы проверяют выполнение домашних заданий.
В России пользуется спросом онлайн-обучение профессиям в диджитал- и IT-сферах, управленческим навыкам и иностранным языкам. Такие услуги предлагают, например, онлайн-университет Skillbox, университет интернет-профессий «Нетология», школа английского языка Skyeng, университет для разработчиков Geekbrains. Об их успехе можно судить по цифрам: курсы первых трех компаний суммарно окончили почти 100 тыс. студентов, а количество пользователей, зарегистрированных на портале Geekbrains, превышает 4 млн. Сертификаты, которые выдают такие компании, уже оцениваются многими работодателями на уровне диплома вуза.
С рождения до вуза
Lifelong learning подразумевает не только продолжение обучения после вуза: образование начинается еще в раннем детстве. Например, один из «единорогов» на мировом рынке EdTech, компания Age of Learning, предлагает развивающие и обучающие игры для дошкольников. Многие родители записывают своих детей на дополнительные курсы. В российском сегменте активно развиваются платформы по освоению школьных дисциплин («Фоксфорд», MAXIMUM Education, «Учи.ру») и предметам, выходящим за рамки классической программы, например, программированию («Алгоритмика» и «Учи.ру») или углубленному изучению языков (Skyeng).
Что касается вузов, уже в скором будущем их задача может измениться: вместо того, чтобы обучать какой-то специальности, они будут давать навыки поиска и обработки информации, творческого мышления, проектной работы и презентации своих идей.
Обязанности по обучению конкретным профессиям перейдут образовательным онлайн-проектам, более гибким и в большей степени способным подстроиться под постоянно меняющийся ландшафт рынка. Потеря интереса работодателей к диплому вуза заметна уже сейчас: так, по данным ВЦИОМ, в 2019 году 47% россиян не работали по специальности, а портал Superjob в прошлом году убрал из анкет графу «Образование».
В быстро меняющемся мире ключевую роль приобретают так называемые «гибкие» навыки, или soft skills — умение вести переговоры, организовать командную работу, управлять своим временем, находить нестандартные решения. Эмоциональный интеллект, медиаграмотность, способность учиться, креативность и другие качества были названы навыками будущего в докладе Global Education Futures и WorldSkills Russia. Существуют различные образовательные курсы по развитию таких компетенций. Проект «Викиум» составляет для пользователей программы для тренировки памяти, внимания и повышения производительности мозга. Курс для школьников, посвященный умению ставить цели и достигать их, есть на платформе «Учи.ру». Кроме того, развитию soft skills посвящены многие тренинги и семинары.
Проблема качества
Основной аргумент противников онлайн-образования касается его качества и необходимости проверки полученных знаний. Действительно, эффективность дистанционного обучения во многом зависит от вовлеченности и степени ответственности студента. Но все больше компаний устраивают для выпускников проверки в виде дипломных проектов или итогового тестирования. Такая работа обычно основывается на решении реальных задач, и вместе с сертификатом об окончании курса может служить для работодателя показателем компетентности специалиста.
Конечно сам по себе сертификат о получении онлайн-образования, как и вузовская «корочка», никогда не станет гарантией трудоустройства. Первоочередное значение всегда будет иметь презентация кандидата на собеседовании, его портфолио, опыт работы и тестовое задание.
Пандемия как стимул
Ситуация, в которой оказался мир из-за распространения коронавируса, стала катализатором для развития модели lifelong learning. На карантине у людей появилось больше свободного времени, чтобы заняться самообразованием. Популяризации онлайн-курсов помогает то, что многие проекты на время пандемии открыли бесплатный доступ к своим ресурсам: так ранее поступила Coursera, в России — Skyeng, Geekbrains, Skillbox, онлайн-школа «Фоксфорд». В «Учи.ру» разработали новые бесплатные проекты, связанные с переходом школ на дистанционный формат.
Чтобы перевести учебные заведения на удаленный формат государству пришлось спешно создавать инфраструктуру для организации процесса. Она, как и приобретенный опыт дистанционной работы, сохранится и после окончания эпидемии, что приведет к росту доли онлайн-образования. А это, в свою очередь, будет способствовать распространению принципа непрерывного совершенствования своих знаний и навыков.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.