Бизнес по-китайски: как развиваются торговые отношения Москвы и Пекина

Фото: Freepik
Фото: Freepik
В 2024 году Россия и Китай отмечают 75-летие установления дипломатических отношений. «РБК Тренды» вместе с экспертами изучили, как сегодня развивается двусторонняя торговля и чего ждать в ближайшем будущем

Экономика отношений

На официальном уровне о повороте российской политики на Восток начали говорить еще в 2014 году, когда в ответ на присоединение Крыма к России западные страны ввели первые санкции против Москвы. Несмотря на охлаждение отношений, страны ЕС еще почти десять лет продолжали оставаться главными торговыми партнерами России.

Ситуация радикально изменилась в 2022 году, когда на фоне введенных Западом более серьезных ограничительных мер страны Азии и Ближнего Востока стали теснить традиционных европейских торговых партнеров России — Германию и Нидерланды. В результате чего Китай еще больше укрепил свои позиции главного экономического союзника России: по итогам 2022 года товарооборот двух стран достиг $190 млрд, увеличившись почти на 30% по сравнению с 2021 годом. 2023 год тоже стал рекордным: торговый оборот России и Китая вырос на 26,3%, достигнув отметки $240,11 млрд. Тогда же Россия стала седьмой страной в рейтинге государств, с которыми у Китая наиболее большие объемы торговли.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Дело тонкое: как российский бизнес работает с Китаем

О важности двусторонних отношений говорит и тот факт, что Китай стал первой страной, в которую направился Владимир Путин после переизбрания на пост президента России в марте 2024 года. В ходе государственного визита были подписаны ряд документов, направленных в том числе на развитие взаимной торговли.

Успешные сферы сотрудничества

Энергетика

Одна из ключевых сфер торговли России и Китая — экспорт российских ресурсов, что стало особенно актуальным после введения ЕС санкций на импорт сырой нефти из России в Европу.

В этих условиях России удалось во многом переориентировать продажу энергоносителей на Восток. Китай в 2023 году увеличил объем импорта нефти из России на 24%, до 107 млн т. Темпы экспорта сырой нефти остаются высокими и в 2024 году: в январе–марте Китай купил у России 28,528 млн т нефти, что на 12,85% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Данные Главного таможенного управления Китая также говорят о том, что Россия остается лидером по поставкам этого вида топлива в азиатскую страну.

Фото: Christian Lue / Unsplash
Индустрия 4.0 Китаевед Николай Вавилов — об отношениях России и Китая

Новые вершины достигаются и в торговле газом между двумя странами: в феврале 2024 года «Газпром» сообщил об историческом рекорде по суточным поставкам «голубого топлива» в Китай через газопровод «Сила Сибири». Всего же за 2023 год экспорт трубопроводного газа из России в Китай в стоимостном выражении вырос на 61,7% по сравнению с позапрошлым годом, достигнув $6,4 млрд.

Вероятно, текущие объемы — это не предел: по итогам визита в Китай Владимир Путин подтвердил, что обе страны заинтересованы в реализации нового проекта — «Сила Сибири 2» — нового газопровода из России в Китай с проектной мощностью 50 млрд куб. м газа в год. Параллельно ведутся переговоры о строительстве нового нефтепровода.

Сергей Луконин, кандидат экономических наук, заведующий cектором экономики и политики Китая ИМЭМО имени Примакова РАН:

«В совокупности объем «минеральных продуктов» в общем объеме российского экспорта в Китай занимает около 80%, из них большая часть — это нефть и газ. В 2010 году объем соответствующих поставок оценивался примерно в 60%. В физическом выражении — тенденция к росту. В ценовом — в зависимости от стоимости энергоресурсов на мировом рынке. Китай пользуется положением крупнейшего покупателя российских энергоносителей и старается добиваться лучших условий для себя. Вместе с тем наша позиция тоже сильна — стабильность, цена и растущий спрос в самом Китае».

Импорт автомобилей

После начала конфликта на территории Украины в феврале 2022 года автомобильная отрасль стала одной из самых пострадавших: бизнес в России прекратили многие европейские, американские и азиатские бренды; из-за кризиса поставок электронных компонентов для сборки машин крупнейший российский концерн «АвтоВАЗ» приостанавливал работу своих заводов в Тольятти и Ижевске. Сложности с поставками деталей для сборки автомобилей, уход известных автобрендов наравне с пессимистическими ожиданиями в экономике привели к падению продаж новых автомобилей в мае 2022 года на 83% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Освободившуюся нишу быстро начали занимать китайские автомобили. Их доля во всем автомобильном импорте в Россию в 2023 году (январь—август) выросла до 92%, хотя за весь 2021 год доля китайских иномарок в импорте достигала лишь 10%. В первой половине 2023 года китайские таможенники оценили объем экспорта легковушек в Россию в $4,6 млрд — на 543% больше, чем за этот же период 2022-го.

По итогам апреля 2024 года в топ-10 наиболее популярных у россиян автобрендов входят отечественная Lada и девять марок из Китая. Среди них лидируют Haval, Chery и Geely. Далее следуют Changan, а также три суббренда группы Chery (Omoda, Exeed, Jetour). Замыкают список Belgee и Tank.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Беспилотники и электрификация: главные тренды мирового автопрома

Однако китайские партнеры не спешат переносить производство в Россию — только у компании Great Wall (Haval) есть сборочное производство в Тульской области. По мнению Сергея Луконина, в основном китайские автопроизводители неохотно идут на локализацию, а сегодня тактика — «снять сливки и, если будет плохо, уйти».

Сельское хозяйство

По данным российского Министерства сельского хозяйства, товарооборот сельхозпродукции между двумя странами в 2023 году вырос на 36%. Китай является крупнейшим покупателем российской продукции АПК — 18% от общего объема отечественного экспорта приходится на восточного соседа.

Китайские партнеры больше всего покупают у России мороженую рыбу (18%), рапсовое масло 
(17%), ракообразных (13,9%), подсолнечное масло (10,5%) и соевые бобы (7,8%), тогда как отечественные компании импортируют из Китая в основном табак и его заменители и овощную продукцию.

Фото:Unsplash
Экономика инноваций Рынки возможностей: будущее экспорта в Азию, Африку и Латинскую Америку

Однако, как пишут эксперты, в сельском хозяйстве есть некоторые пределы роста, например в вопросах взаимной торговли овощами и картофелем: обе страны имеют высокую степень самообеспеченности этими культурами, поэтому нет очевидной потребности в импорте из других стран.

Туризм

До пандемии и связанных с ней ограничений на пересечение границ больше всего иностранных туристов приезжали в Россию именно из КНР — для них действовал упрощенный въезд в составе туристических групп. В 2020 году действие безвизового соглашения было временно приостановлено из-за пандемии COVID-19. Пандемия прошла, но заморозка упрощенного въезда продлилась до августа 2023 года, когда власти Китая и России договорились о возобновлении безвизового режима для туристических групп.

Отмена усложненной процедуры въезда в Россию для китайских граждан, а также появление электронной визы привели к значительному росту турпотока из Поднебесной: из данных погранслужбы Федеральной службы безопасности следует, что за первые девять месяцев 2023 года китайские граждане 105,8 тыс. раз пересекали межгосударственную границу. Китайские туристы снова стали лидерами по количеству пересечений российской границы.

Фото:Marco Di Lauro / Getty Images
Социальная экономика Отели-театры и виртуальная Венеция: как меняется туристическая отрасль

Ожидается, что по итогу 2024 года число туристов из Китая, по оптимистичному сценарию, достигнет доковидных значений — около 2 млн пересечений государственной границы. При более скромном сценарии турпоток может вырасти на 30−40% относительно 2023 года.

Важно отметить, что туризм развивается в обоих направлениях: по итогам июня 2024 года количество туристических поездок россиян в Китай выросло на 85% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Всего же Китай в качестве направления для отдыха выбирают порядка 5% россиян, путешествующих по другим странам.

Узкие места

Несмотря на то что во многих сферах российско-китайские отношения достигли качественно нового уровня, существует ряд проблем, которые сдерживают развитие взаимной торговли.

Банковские транзакции и вторичные санкции

Одна из главных проблем, с которой сталкиваются те, кто ведет бизнес с китайскими контрагентами, — это проблема отправки платежей. В конце августа 2024 года издание Reuters узнало о том, что китайские государственные банки не проводят транзакции из России, поэтому объем зависших платежей достиг десятков миллиардов юаней. Причина — вторичные санкции со стороны США, которые следят за тем, чтобы банки по всему миру не совершали операции с рядом российских предприятий, банков и физических лиц.

Фото:Shutterstock
Футурология Финансовый гуру Нассим Талеб рассказал о глобальных рисках будущего

В ответ на это в начале сентября 2024 года российские банки стали требовать у отечественных импортеров, которые намерены отправить платеж в Китай, письменные заверения в том, что китайский банк примет деньги. Из-за большого количества возврата средств российские банки пытаются снизить масштабы этого процесса.

Новый виток ограничений со стороны китайских банков пришелся на начало сентября: как стало известно, китайским поставщикам, сотрудничающим с компаниями из России, местные банки стали отказывать в открытии счета за пределами провинции, где они ведут основную деятельность. Причина все та же — риски попасть под вторичные санкции США.

Екатерина Семерикова, руководитель направления исследований лаборатории блокчейна и финтеха Школы управления «Сколково»:

«Понятных и простых путей осталось не так много. Во-первых, есть ряд региональных банков или филиалы крупных банков, которые продолжают принимать платежи из российских неподсанкционных банков. Скорость проведения платежа может быть медленной, также были случаи возврата денег на счета, но, в общем и целом, этот канал продолжает работать, несмотря на ужесточение санкций. Во-вторых, есть банк «ВТБ Шанхай», который проводит платежи. Здесь тоже есть некоторые ограничения, к примеру наличие комиссии за перевод, сложность вывода денег для китайских партнеров в другие китайские финансовые институты, а также не моментальное открытие счета. Но это тоже вполне работающее решение. Есть также пока еще не до конца легальные способы оплаты, такие как использование криптовалют, к примеру стабильных монет по типу USDT (Tether). Некоторые китайские партнеры принимали платежи в криптовалютах, несмотря на то что официально операции с криптовалютой в Китае запрещены».

Перегруженность Транссиба, нехватка подвижного состава

С 2013 года ОАО «РЖД» начало модернизацию Восточного железнодорожного полигона — сети железных дорог на Востоке страны, которые включают в себя Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали.

Главная цель модернизации транспортной системы — увеличение пропускной и провозных мощностей железных дорог региона. Для этого на всем участке реконструируются старые участки и вводятся новые объекты, например обновляются станции, прокладываются новые туннели и электрифицируются отдельные участки.

Индустрия 4.0 Как РЖД использует блокчейн для перевозки грузов

Для иллюстрации: в 2023 году провозная способность Восточного полигона достигла 173 млн т, к концу 2024 года, по прогнозам РЖД, пропускная способность Восточного полигона станет 180 млн т, а целевая задача до 2030 года — увеличить пропускную способность до 210 млн т.

Несмотря на прогресс последних лет, резкая переориентация российской торговли на Восток в 2022 году подсветила существующие слабые места. Например, в апреле 2024 года стало известно, что из-за загруженности железных дорог угледобывающая компания «Колмар» сократила объемы своей деятельности — склады с углем были переполнены и его негде было складировать.

Заместитель председателя правительства Юрий Трутнев на совещании с ответственными министерствами и представителями РЖД заявил, что в 2023 году грузоотправители подали заявки на перевозку товаров в размере 353 млн т (в одну сторону), а пропускная способность была 173 млн т. Таким образом, объем перевезенных грузов составил 180 млн т. По сообщениям предпринимателей, в апреле 2024 года ситуация к лучшему не изменилась.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Как цифровые тренды развивают железнодорожный транспорт

Еще одна проблема — нехватка локомотивов. В РЖД признавали, что из-за проблем с импортом 
запчастей и нехватки персонала локомотивы не успевают ремонтировать в положенные сроки, что негативно сказывается на пропускных мощностях железных дорог.

Разница в деловом этикете

До начала военного конфликта России и Украины в феврале 2022 года многие отечественные компании ориентировались на западную бизнес-модель. Достаточно вспомнить, что в руководстве крупнейших банков и энергетических компаний РФ были представители США, Германии, Франции, Италии и Великобритании.

Гендиректор кадрового агентства ProPersonnel Татьяна Долякова отмечает, что ранее основная задача западных топ-менеджеров в российских компаниях заключалась во внедрении международных стандартов в местные компании, контроле за их соблюдением и отчетности перед головными офисами, особенно в случае представительств международных организаций, а сегодня такие задачи больше не стоят.

Социальная экономика «Доброго времени суток, коллеги»: 7 книг о деловом общении и этикете

Разворот на Восток привел к тому, что отечественные компании все активнее начинают сотрудничать с коллегами из Китая, однако подходы к ведению дел могут серьезно отличаться от того, к чему привыкли российские бизнесмены. Различия в деловой культуре могут приводить к конфликтным ситуациям.

В разговоре с «РБК Трендами» приглашенный преподаватель бизнес-практики Школы управления «Сколково» Егор Переверзев вспомнил историю, когда он участвовал в переговорах российской делегации с китайской госкомпанией в провинции Шаньдун. После деловой встречи российские представители были приглашены на ужин с руководством местной компании.

Егор Переверзев:

«Я отстал, общаясь с партнером, а когда наконец вошел в зал, увидел неловкую картину. Воспитанные российские директора вошли в обеденную залу и проследовали в самый дальний угол, как можно дальше от входа, и там скромно уселись на самых дальних местах. Дело в том, что в классической китайской парадигме места за столом всегда четко распределены и самое престижное место — самое дальнее от входа. В этой компании вообще было принято не садиться за стол, пока не придет руководитель и не укажет, кто именно сидит на главных местах. Мало того, что мы нечаянно заняли самое главное место, мы еще и сбили всю холистическую картину мира китайцев (стало непонятно, где должен сидеть второй и третий по важности человек)».

Перспективы торговых контактов

После обсуждения текущего положения дел в российско-китайских торговых отношениях мы попросили экспертов рассказать, как, по их прогнозам, будет развиваться взаимная торговля в ближайшем будущем.

Павел Кузнецов, вице-президент Национального координационного центра международного делового сотрудничества, заместитель директора Института Китая и современной Азии РАН:

«Российско-китайские отношения в ближайшем будущем продолжат поступательно развиваться и укрепляться. Этому способствует как достигнутый уровень двусторонних отношений, так и набравшие силу многосторонние форматы ШОС и БРИКС, где Россия и Китай играют ключевую роль. Дополнительное сближающее воздействие на Москву и Пекин оказывают и общая напряженная геополитическая ситуация, глобальная трансформация мировых торговых и финансовых отношений, тарифные барьеры и санкционное давление со стороны коллективного Запада. Наиболее тесное сотрудничество будет происходить в первую очередь в сфере глобальной безопасности, включая коллективную безопасность, безопасность экономической транспортной инфраструктуры, делегитимизацию санкционных войн».

Фото:Unsplash
Социальная экономика Китай и Россия в новой реальности: история, перспективы и проблемы

Сергей Луконин, РАН:

«Китай остается второй экономикой мира, крупнейшим производителем потребительских и промышленных товаров, одним из самых емких потребительских рынков, первым торговым партнером России, крупнейшим и ближайшим соседом, поэтому российско-китайское политическое и торгово-экономическое сотрудничество будет развиваться. Однако его темпы могут быть медленнее, чем в 2022–2024 годах, так как первоначальный импульс замещения западных поставщиков и занятия российского рынка китайскими компаниями будет затухать. Надеюсь, что и наша программа подлинного импортозамещения также внесет свой вклад в эту тенденцию».

Екатерина Семерикова из Школы управления «Сколково» обращает внимание на несколько потенциальных вариантов решения проблем с платежами. Во-первых, использование цифровых финансовых активов, когда для проведения транзакций оба контрагента должны регистрироваться на платформе оператора информационной системы в России; во-вторых, осуществление официальных платежей в криптовалютах в рамках экспериментальных режимов, хотя в Китае существует запрет на проведение любых операций с криптовалютой, в-третьих — самый перспективный, как считает собеседница издания, — расчеты в цифровых валютах центральных банков.

17 сентября 2024 года как раз стало известно о начале работы такой экспериментальной фокус-группы для проведения внешнеторговых операций в криптовалюте. В нее войдут отдельные импортеры из числа членов Торгово-промышленной палаты России и Ассоциации разработчиков и производителей электроники, а также некоторые банки — компании, испытывающие наибольшие сложности при осуществлении транзакций.

👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 28.10.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть